Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация личности





 

Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют ее социальное взаимодействие, общение и деятельность. Вначале через взаимодействие и общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий - происходит социализация личности, формируется и развивается се субъектность.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация" (см. подробнее об адаптации в гл. 31 данною учебника). Социализация здесь рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду через его приспособление к культурным, социальным и психологическим обстоятельствам и внутреннее принятие им социальных и других норм, правил, ценностей, образцов поведения и деятельности и т.п.

Иначе понимается социализация в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

Эти два подхода не противоречат один другому и определяют двусторонний характер социализации.

Общество (в наши дни государство) с целью воспроизводства социальной системы, сохранения (либо разрушения) тех или иных социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные, религиозные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к социальным институтам, обществу в целом, личность усваивает этот социальный опыт, систему существующих социальных связей и отношений и таким образом становится полноправным членом данного общества. Психологическим механизмом такого процесса социализации выступает механизм идентификации. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции являются развитие и преобразование не только самой личности, но и среды обитания человека. Ведущим психологическим механизмом такого процесса социализации личности является механизм обособления.

К числу других психологических механизмов, с помощью которых человек овладевает социальным опытом, относятся: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение (см. подробнее об этих механизмах в гл. 26 данной книги).

Таким образом, социализация личности - это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Это процесс социального развития личности, которое выступает определяющей базовой основой личности как психического феномена.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее с социальной средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной, технической и природной среде.

Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой - проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, ведущий вид деятельности, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, религия.

В то же время нельзя и переоценивать роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть "неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена".

Переоценка роли социальной среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя.

Деятельность и социальные обстоятельства играют определяющую роль в социализации и становлении личности. Вместе с тем исключительно большое значение в овладении личностью социальным (и другим) опытом имеют системы ее неформальных психологических связей и отношений, ее социально-психологические взаимодействия. Это - социально-психологическая социализация личности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, собственным духовным ростом.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он имеет специфические этапы (стадии), каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке утвердилось положение о том, что социализация более продуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

- послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития ее познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Имея в виду это положение, он выделил три фазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности быть личностью; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность "примеривает" на себя и выполняет различные социальные (и психологические) ролевые функции и таким образом проявляет свою индивидуальность, свой потенциал. Так можно получить представление об особенностях вхождения индивида в социальный мир. О достаточно высоком уровне социализированное™ личности свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения, сохраняя и проявляя, утверждая при этом свою индивидуальность.

В целом, личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя социальных духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектности происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности - основной, ведущий и определяющий в появлении, развитии и формировании личности, ее личностных структур: личностного в личности. Наряду с этим в личности есть и то, что, не являясь личностным, ее существенно характеризует. Например, биологически обусловленные подструктуры личности (К. К. Платонов): темперамент, полоролевые особенности личности и т.п., экологически обусловленные особенности личности (характер - нордический) и др.

Как видим, в личности целесообразно выделять две группы характеристик:

- личностные, характеризующие человека как носителя тех или иных социальных (политических, нравственных, правовых, эстетических, этнических, религиозных и др.) ценностей, норм, правил, отношений, позиций, взглядов, убеждений. Это своеобразное ядро личности, ее сущностные базовые основания, без чего сам феномен личности в человеке не может сформироваться;

- то в личности, что, не являясь личностным, ей присуще и характеризует ее биологически, экологически, технически и технологически обусловленные особенности: знания, умения, навыки, способности человека, его темперамент, отдельные (как общие, так и специфические) черты характера, особенности когнитивной и психомоторной сфер личности, левополушарного или правополушарного развития и т.п.

Таким образом, в личности есть личностное, сущностное и то, что, не являясь личностным, может выступать ее значимыми характеристиками.

В процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

И профессиональное становление личности невозможно без профессиональной социализации личности специалиста.

Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.

 

 

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

 

В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова человек трактуется как “живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда”. Ведь социальная действительность - это взаимодействующие люди. Следует иметь в виду, что сами по себе станки, за которыми люди трудятся, здания, в которых они работают, транспорт и жилище - все это не есть социальное (соответственно, технологии, по которым строятся здания, работают станки и т.д. не представляют непосредственного интереса для социологии).

 

 

В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова индивидуум трактуется как отдельный живой организм, особь, человек как отдельная личность в среде других людей; личность это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо в значении: человек как член общества.

В “Философском энциклопедическом словаре” под личностью понимается,

во-первых, человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности,

во-вторых, как устойчивая система социально - значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность - это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.

Следовательно:

1) личность - это любой человек (не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни;

2) индивидуальность присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Личность изучается целым комплексом наук. Социология - одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Социология преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности: личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как элемент социальной жизни.

Личности свойственна автономность, независимость от общества, способность противопоставить себя обществу. Личность может быть независима, если умеет властвовать собой, не поддаваться негативным эмоциям, может проанализировать ситуацию. Самосознание личности - это не просто сознание, мышление и воля, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция - это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, готовность к действию. Ценности - это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.д.

Проблема "личность и общество" в социологии выступает в двух основных, относительно независимых, но тесно связанных аспектах.

Изучение того, каким образом устроена социальная жизнь. Как общество в целом соотносится с потребностями личности; насколько общество должно и может выражать ее интересы или оно независимо от нее, подчиняется только собственной логике развития. Это один из основных вопросов социологии как науки. Личность, так или иначе, организует свои изобретения, творения (в социальной сфере) как явления, в конечном счете, производные от ее собственных потребностей. Вместе с тем является независимой, обладает собственной логикой развития.

Проблемы "личность и общество": как личность взаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько она способна проявить свою независимость, или общество может достаточно жестко программировать ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Конечно, есть вопросы, на которые социология не смогла еще дать достаточно убедительного ответа. Но очевидно, что именно социология на место общих нравоучительнык и умозрительных предположений о человеке, личности, ее призвании, о смысле ее бытия и т.д. попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта.

Однако есть проблемы, которые пока с трудом поддаются социологическому анализу. В своем стремлении заострить внимание преимущественно на устойчивых, типичных проявлениях личности, социология нередко стандартизирует ее. В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что в рамках социологии не получили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости, уникальности конкретной личности. Этим занимаются другие науки, например, психология. Главные трудности заключаются в подходе, избранном в свое время социологией, где проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и решающие моменты.

Взаимодействие личности и социальной среды, согласно позиции, разделяемой нами, в общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды можно выразить посредством формулы: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностью из предложенного обществом или обществом конкретную личность из многих). Автономия, а, следовательно, и ответственность личности, проявляется в процессе восприятия и осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (т.к. каждый человек эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном).

Только схематически мы можем отвлечься от того, что каждая личность автономна и индивидуальна, остановиться на проблеме автономности личности, ее собственного "Я". Личность нельзя понять, если не рассмотреть многие другие важные вопросы социологической теории личности (основные механизмы социализации индивида, его воспитания, проблемы отклоняющегося поведения и др.).

В системе социальных взаимодействий человек представлен как активное начало, так как наряду с отражением действительности в его сознании и поведении проявляется некоторое отношение к ней. Каждый человек имеет социальную ориентацию и установки. В установке проявляются как природные основания, так и привнесенные культурой, так как познавательная деятельность содержит и физиологические потребности, и социальные требования.

Социальная установка - это целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, вследствие чего активность человека носит целесообразный характер. Например, в нашем обществе у большинства людей еще не имеющих семьи, существует установка на вступление в брак и рождение детей, очень многие люди имеют установку на получение высшего образования и т.п.

Ценностные ориентации - это гибкая форма включения, (учитывающая индивидуальные интересы и потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности поведения личности. В ориентациях реализуются представления человека о смысле и ценности человеческой жизни. Будучи объективно - субъективными по происхождению, ценности всегда интерпретируются в свете конкретных интересов общества, части общества, или личности. Есть люди, для которых основная ценностная ориентация - это достижение материального благосостояния. Для других такой ориентацией является стремление обеспечить себе престиж в глазах окружающих, для третьих - семейное счастье и т.д.

Таким образом, человек в социальных науках рассматривается как биосоциальное существо, как единство биологического и социального. В качестве индивидуума определяется человек как единичная биологическая особь, а также человек как единичная личность, включенная в систему конкретных общественных отношений. Под личность понимается конкретный индивидуум (человек) как единство биологического и социального, но через призму социального, то есть человек как член конкретного общества.

 

Date: 2015-12-13; view: 1126; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию