Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Международные спортивные федерации. Управление видами спорта





Основную нагрузку по управлению отдельными видами спорта несут специализированные спортивные организации, которые чаще всего именуются федерациями. Однако такое наименование не является обязательным; иногда такие организации называются союзами, лигами и ассоциациями. При рассмотрении вопросов менеджмента спортивных организаций мы для простоты будем применять единый термин – «федерация», хотя реальное многообразие наименований спортивных организаций с аналогичными функциями гораздо обширней.

Первые спортивные федерации стали формироваться в начале XIХ века. В тот период они больше напоминали клубы по интересам, нежели спортивные управленческие структуры современного образца. Люди с одинаковым хобби или пристрастием к тому или иному виду спорта (гребле, плаванию, гимнастике, конькам, бегу и проч.) собирались в часы досуга для совместного времяпрепровождения и занятий спортом. Подобные любительские объединения спортсменов имели, как правило, локальный, местный характер и редко выходили за пределы отдельного региона или страны.

С развитием физкультурно-спортивных отношений (прежде всего, в США и странах Европы) и становлением спорта как массового общественно-культурного явления, положение дел стало меняться. Для проведения соревнований среди спортсменов из разных регионов или стран требовались единообразные правила, квалифицированный судейский корпус, менеджеры по организации и проведению соревнований. И, конечно, для организации первенств и чемпионатов требовались денежные средства. Именно эти предпосылки и стали движущей силой возникновения первых международных спортивных федераций.

Одной из первых национальных спортивных федераций стала «Национальная федерация бейсбола Соединенных Штатов», образованная в 1858 г. В Европе вслед за английской футбольной лигой (1863 г.) возникли бельгийская, германская, итальянская, голландская и французская гимнастические федерации, английские федерации регби, плавания и конькобежного спорта, гребли и легкой атлетики.

Как показала многолетняя спортивная практика, введение единых правил для видов спорта и проведения соревнований оказалось делом весьма непростым. Суть проблемы состояла в том, что во многих национальных клубах и федерациях были выработаны собственные регламенты и своды правил. Более того, нередки были случаи, когда в одной стране или даже в одном городе существовало две или несколько федераций, которые не признавали друг друга и считали только себя достойными представителями данного вида спорта. Так, например, было с баскетболом в США в конце XIX – начале XX вв., когда одновременно существовало несколько баскетбольных ассоциаций, которые проводили собственные чемпионаты и имели свои правила игры. В Англии остро конфликтовали представители любительского и профессионального спорта. На особую роль претендовали федерации гимнастики и легкой атлетики, которые считали свои виды спорта главенствующими.

Понятно, что при таком разнобое ввести единые правила для всех участников, организовать единообразное и беспристрастное судейство – дело совсем непростое и кропотливое. А если добавить к этому претензии и личные амбиции руководителей федераций, социальные особенности некоторых видов спорта (их простонародность или элитарность), то вероятность нахождения компромиссных вариантов еще более затруднялась.

Путь к созданию международных спортивных федераций не был простым и легким. Все отмеченные нами противоречия, характерные для формирования национальных федераций, были в полной мере свойственны и международным спортивным объединениям. Усилившийся интерес к спорту, возрастание его значения и массовости в последней четверти XIX в. активизировали процесс создания МСФ. Вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедным гонкам начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. Проведение первых интернациональных соревнований ярко обозначило нужду в таких организациях как МСФ. И они стали постепенно формироваться. Вначале возникла Международная федерация гимнастики (1881 г.), потом Международная федерация гребных обществ (1892 г.), конькобежцев (1892 г.), боулинга (1895 г.) и другие. Процесс образования новых федераций в ХХ в. усилился, и численность МСФ возросла до нескольких десятков.

Необходимо в связи с этим отметить, что в условиях постоянного развития видов спорта и появления новых спортивных дисциплин возникал и возникает ныне вопрос о приобретении ими автономного статуса и формирования собственной федерации. Так, например, на базе лыжного спорта возникают биатлон, могул, фристайл, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт. Следует ли всем им находиться под эгидой одной федерации или разделиться на несколько самостоятельных спортивных организаций? При каких условиях управление окажется более качественным и эффективным?


На поставленные вопросы нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно без рассмотрения конкретных форм и способов управления существующими МСФ, их взаимодействия с национальными федерациями и МОК.

Деятельность той или иной МСФ основывается на базе устава – то есть правового документа, определяющего цели и задачи федерации, права и обязанности ее членов, организационную и управленческую структуру, способы взаимодействия с национальными спортивными организациями и ряд других положений.

В организационно-управленческом плане работа МСФ строится на принципах выборности и сменяемости руководителей. Высшим органом МСФ является общее собрание членов федерации, которое может иметь различные названия – конгресс, сессия или съезд. Общее собрание обсуждает самые злободневные и важные вопросы, стоящие перед федерацией, к числу которых относятся кадровые назначения, выборы руководящих и контролирующих органов, определение стратегических задач и направлений развития федерации, а также вида спорта, находящегося под ее эгидой. Общее собрание полномочно вносить необходимые изменения и дополнения в устав МСФ, заслушивать и оценивать отчеты руководителей федерации, принимать в состав федерации новых членов.

Повестка дня будущих общих собраний обычно заблаговременно рассылается членам МСФ для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться к возможным дискуссиям и обосновать свою позицию. Решения общего собрания по любому вопросу заносятся в протокол и при необходимости оформляются в виде постановления, обязательного для исполнения всеми членами МСФ.

Официальными языками при проведении общих собраний и оформлении текущей документации являются, как правило, английский и французский. Однако в последние годы все большее распространение получает английский язык, именно он становится языком международного общения.

Сроки созыва общего собрания МСФ могут варьироваться и составлять в среднем от двух раз в год до одного раза в два года. Так, например, международные федерации лыжного спорта, легкой атлетики, плавания собирают общие собрания своих членов один раз в два года, тогда как Международный союз велосипедистов созывает ежегодно три конгресса.

Одной из важнейших функций общих собраний членов МСФ является избрание руководящих органов федерации – исполкомов, бюро, президиумов, которые осуществляют текущее управление делами. Возглавляет исполком, как правило, президент или председатель МСФ. Выборы председателя и управленческого органа осуществляются путем тайного голосования. Причем представители национальных федераций могут иметь различное число голосов (в зависимости от численности их членов). Так, например, в Международной федерации легкой атлетики все члены разбиты на четыре группы (A, B, C и D) и имеют, соответственно, по 7, 5, 3, и 1 голосу.

Экономическую основу для деятельности МСФ составляют спонсорские поступления и отчисления от теле, радио и интернет-трансляций соревнований. Часто эти основные источники поступления финансовых средств дополняются различными маркетинговыми программами – в области продажи лицензий на использование логотипов МСФ, издательской деятельности, выпуска памятных медалей и проч. Некоторую часть необходимых финансовых ресурсов составляют денежные поступления в виде членских взносов от национальных спортивных федераций.


В своей работе МСФ активно взаимодействуют с МОК, – осуществляют необходимые согласования, проводят консультации и вырабатывают совместные решения. Следует отметить, что здесь существует определенная специфика, так как не все МСФ представляют олимпийские виды спорта. Для включения того или иного вида спорта в программу Олимпийских игр необходимо, чтобы данный вид был достаточно массовым и культивировался на нескольких континентах в установленном количестве стран. Таким образом, со временем одни МСФ могут утрачивать статус олимпийских видов спорта, другие, напротив, его приобретать.

Рассмотрение организационно-управленческой деятельности МСФ было бы неполным без обращения к конкретному примеру. В качестве иллюстрации обратимся к рассмотрению принципов деятельности Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), которая объединяет ныне 205 национальных и интернациональных федераций футбола.

FIFA была образована в 1904 г. На учредительном конгрессе присутствовали делегаты только шести стран – Бельгии, Голландии, Дании, Франции, Швейцарии и Швеции. Впоследствии число членов FIFA стало динамично возрастать и к 1960-м гг. достигло 100. В настоящее время FIFA представляет собой самую массовую МСФ, с мощной финансовой и организационной базой.

Высшим органом управления FIFA является Конгресс, который обычно собирается один раз в два года. Однако, начиная с 1998 г., Конгресс стал проводиться ежегодно из-за растущего числа проблем, требующих оперативного решения.

Конгресс принимает решения по изменению и дополнению Устава и Процедурного регламента FIFA, одобряет годовой отчет руководящих органов федерации, осуществляет прием новых членов и проводит выборы.

Выборы Президента FIFA и других кандидатур осуществляются путем тайного голосования. Причем каждый член FIFA, вне зависимости от численности национальной федерации и количества футболистов в стране, имеет только один голос.

В промежутках между заседаниями Конгресса текущей деятельностью FIFA руководит Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входит Президент FIFA, первый вице-президент, 6 вице-президентов и 16 членов Исполкома (см. рис.12).

Рис.12. Организационно-управленческая структура FIFA.

Администрацию федерации возглавляет Генеральный Секретарь, который имеет достаточный штат сотрудников (125 чел.) в штаб-квартире FIFA в Цюрихе (Швейцария). Основная функция Генерального Секретаря – воплощение в жизнь решений Конгресса и Исполкома FIFA. Практически эти действия реализуются посредством подготовки необходимых документов и правовых актов (юридический отдел), взаимодействием со СМИ (отдел коммуникаций и PR), работой с национальными федерациями (отдел футбольных ассоциаций и администраций) и стадионами (отдел стадионов и безопасности).


Генеральный Секретарь также ответствен за финансы FIFA, международные отношения, организацию Кубка Мира FIFA (Чемпионат мира по футболу), а также за другие футбольные турниры, проводимые под эгидой FIFA. Секретариат обобщает разногласия, связанные с развитием футбола, соревнованиями, финансами, бизнесом, персоналом, услугами и коммуникациями.

Членство в FIFA выгодно национальным федерациям, так как федерация обеспечивает им финансовую, организационную и правовую поддержку, дает определенные права и привилегии. В то же время членство в FIFA накладывает на национальные федерации известные обязанности. В частности, они должны соблюдать и уважать устав FIFA, разделять цели и идеала управления футболом, в качестве представителей FIFA продвигать и пропагандировать футбол в своей стране в соответствии с ценностями и нормами FIFA.

В составе FIFA имеются свои юридические и дисциплинарные органы. Их функции отражены в Дисциплинарном кодексе FIFA. Члены юридического и дисциплинарного комитетов назначаются Исполкомом FIFA на четырехлетний срок, который может возобновляться. Члены данных комитетов осуществляют свою деятельность независимо от суждений и мнений национальных федераций и руководства FIFA; они не могут быть членами любых других комитетов FIFA, получать инструкции и руководящие указания от кого бы то ни было.

Экономическая деятельность FIFA строится на базе отчислений от телевизионных, радио и интернет-трансляций футбольных матчей, а также спонсорских поступлений. Учитывая, что футбол – самый популярный в мире вид спорта, FIFA не испытывает финансовых затруднений. Проведение чемпионатов мира по футболу дают FIFA доходы в сотни миллионов долларов, которые позволяют содержать необходимый штат сотрудников, оплачивать расходы по организации соревнований, оказывать финансовую поддержку женскому, детско-юношескому и инвалидному футболу в разных странах мира.

С Международным Олимпийским комитетом у FIFA особые отношения. По массовости и зрелищности футбола, по уровню прибыльности и популярности ему нет равных среди других видов спорта. В связи с этим обстоятельством Олимпиады для FIFA не являются высшим спортивным форумом, – на Олимпийские игры допускаются национальные команды, играющие в основном молодежными составами (число взрослых игроков не должно превышать трех). Таким образом достигается компромисс между FIFA и МОК – с одной стороны, необходимо соблюсти интересы МОК и представить на Олимпиады достойные команды; с другой – FIFA не должна подрывать престиж Кубков (Чемпионатов) Мира с целью поддержания интереса к ним и обеспечения себе необходимых доходов.

Российский футбол также представлен в FIFA. Вступление в члены этой МСФ произошло в 1946 г. Ныне представитель России входит в состав Исполкома FIFA.

 

Заключение

Спорт стал восприниматься обществом как бизнес сравнительно недавно. Стабильное финансирование, партнерские отношения со спонсорами, управление бюджетами, рекламные кампании и спортивные бренды – все это лавиной сошло на рынок, и это лишь начало.

Спорт бывает двух видов: профессиональный и любительский. Без финансирования и поддержки спонсоров никакой из них не может существовать. На всех стадиях развития спортсменов происходят финансовые отношения, требующие контроль и управления.

За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта на лидирующие позиции.

Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь высококлассные и отлично профессионально подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом.

Список литературы

1. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Уч. пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры. – Воронеж, 2003. – 252 с.

2. Вагриус, 1995. – 303 с. «Дело Bosman», футбольные трансферты и иностранные футболисты Индустрия футбола. – 2005. – №1. – С. 47–56. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: Изд-во «АСА», 1995. – 624 с.

3. Кутепов М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: Курс лекций. – М.: Росс. фонд поддержки малых предпр. в науке и науч. обсл.; Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992. – 144 с.

4. Любимов С.В., Любимова Г.И. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой Теория и практика физической культуры. – 1999. – №4. – С. 6–7.

5. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 151 с

6. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. – М.: «Академия», 2001. – 432 с.

7. Спорт и образ жизни: Сб. статей. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 278 с.

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Российская газета. – 1999. – 6 мая. Физическая культура и здоровье: Сб. науч. трудов. – Киев: КГИФК, 1988. – 171 с.

9. Чарковский Ю. Учимся зарабатывать сами Лыжные гонки. – 1996. – №1. – С. 26–28.

10. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: Пер. с англ. – М.: Филин, 1998. – 464 с.

11. Шапиро Л.Д. и др. Экономико-математическое моделирование. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. – 274 с.

12. Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинг. Бух. учет и налогообложение Под ред. В.У. Агеевца. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 135 с.

13. Менеджмент Казначевская Г.Б. 2007 г.

14. Курс лекций. Маркетинг. 2009–2011 г.

 

Размещено на Allbest.ru

 







Date: 2015-12-13; view: 589; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию