Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 15. Международные спортивные федерации. Управление видами спорта
Основную нагрузку по управлению отдельными видами спорта несут специализированные спортивные организации, которые чаще всего именуются федерациями. Однако такое наименование не является обязательным; иногда такие организации называются союзами, лигами и ассоциациями. При рассмотрении вопросов менеджмента спортивных организаций мы для простоты будем применять единый термин – «федерация», хотя реальное многообразие наименований спортивных организаций с аналогичными функциями гораздо обширней. Первые спортивные федерации стали формироваться в начале XIХ века. В тот период они больше напоминали клубы по интересам, нежели спортивные управленческие структуры современного образца. Люди с одинаковым хобби или пристрастием к тому или иному виду спорта (гребле, плаванию, гимнастике, конькам, бегу и проч.) собирались в часы досуга для совместного времяпрепровождения и занятий спортом. Подобные любительские объединения спортсменов имели, как правило, локальный, местный характер и редко выходили за пределы отдельного региона или страны. С развитием физкультурно-спортивных отношений (прежде всего, в США и странах Европы) и становлением спорта как массового общественно-культурного явления, положение дел стало меняться. Для проведения соревнований среди спортсменов из разных регионов или стран требовались единообразные правила, квалифицированный судейский корпус, менеджеры по организации и проведению соревнований. И, конечно, для организации первенств и чемпионатов требовались денежные средства. Именно эти предпосылки и стали движущей силой возникновения первых международных спортивных федераций. Одной из первых национальных спортивных федераций стала «Национальная федерация бейсбола Соединенных Штатов», образованная в 1858 г. В Европе вслед за английской футбольной лигой (1863 г.) возникли бельгийская, германская, итальянская, голландская и французская гимнастические федерации, английские федерации регби, плавания и конькобежного спорта, гребли и легкой атлетики. Как показала многолетняя спортивная практика, введение единых правил для видов спорта и проведения соревнований оказалось делом весьма непростым. Суть проблемы состояла в том, что во многих национальных клубах и федерациях были выработаны собственные регламенты и своды правил. Более того, нередки были случаи, когда в одной стране или даже в одном городе существовало две или несколько федераций, которые не признавали друг друга и считали только себя достойными представителями данного вида спорта. Так, например, было с баскетболом в США в конце XIX – начале XX вв., когда одновременно существовало несколько баскетбольных ассоциаций, которые проводили собственные чемпионаты и имели свои правила игры. В Англии остро конфликтовали представители любительского и профессионального спорта. На особую роль претендовали федерации гимнастики и легкой атлетики, которые считали свои виды спорта главенствующими. Понятно, что при таком разнобое ввести единые правила для всех участников, организовать единообразное и беспристрастное судейство – дело совсем непростое и кропотливое. А если добавить к этому претензии и личные амбиции руководителей федераций, социальные особенности некоторых видов спорта (их простонародность или элитарность), то вероятность нахождения компромиссных вариантов еще более затруднялась. Путь к созданию международных спортивных федераций не был простым и легким. Все отмеченные нами противоречия, характерные для формирования национальных федераций, были в полной мере свойственны и международным спортивным объединениям. Усилившийся интерес к спорту, возрастание его значения и массовости в последней четверти XIX в. активизировали процесс создания МСФ. Вслед за англо-американскими соревнованиями по боксу и легкой атлетике и франко-бельгийскими по велосипедным гонкам начали проводиться международные встречи и по другим видам спорта. Проведение первых интернациональных соревнований ярко обозначило нужду в таких организациях как МСФ. И они стали постепенно формироваться. Вначале возникла Международная федерация гимнастики (1881 г.), потом Международная федерация гребных обществ (1892 г.), конькобежцев (1892 г.), боулинга (1895 г.) и другие. Процесс образования новых федераций в ХХ в. усилился, и численность МСФ возросла до нескольких десятков. Необходимо в связи с этим отметить, что в условиях постоянного развития видов спорта и появления новых спортивных дисциплин возникал и возникает ныне вопрос о приобретении ими автономного статуса и формирования собственной федерации. Так, например, на базе лыжного спорта возникают биатлон, могул, фристайл, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт. Следует ли всем им находиться под эгидой одной федерации или разделиться на несколько самостоятельных спортивных организаций? При каких условиях управление окажется более качественным и эффективным? На поставленные вопросы нельзя ответить ни утвердительно, ни отрицательно без рассмотрения конкретных форм и способов управления существующими МСФ, их взаимодействия с национальными федерациями и МОК. Деятельность той или иной МСФ основывается на базе устава – то есть правового документа, определяющего цели и задачи федерации, права и обязанности ее членов, организационную и управленческую структуру, способы взаимодействия с национальными спортивными организациями и ряд других положений. В организационно-управленческом плане работа МСФ строится на принципах выборности и сменяемости руководителей. Высшим органом МСФ является общее собрание членов федерации, которое может иметь различные названия – конгресс, сессия или съезд. Общее собрание обсуждает самые злободневные и важные вопросы, стоящие перед федерацией, к числу которых относятся кадровые назначения, выборы руководящих и контролирующих органов, определение стратегических задач и направлений развития федерации, а также вида спорта, находящегося под ее эгидой. Общее собрание полномочно вносить необходимые изменения и дополнения в устав МСФ, заслушивать и оценивать отчеты руководителей федерации, принимать в состав федерации новых членов. Повестка дня будущих общих собраний обычно заблаговременно рассылается членам МСФ для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться к возможным дискуссиям и обосновать свою позицию. Решения общего собрания по любому вопросу заносятся в протокол и при необходимости оформляются в виде постановления, обязательного для исполнения всеми членами МСФ. Официальными языками при проведении общих собраний и оформлении текущей документации являются, как правило, английский и французский. Однако в последние годы все большее распространение получает английский язык, именно он становится языком международного общения. Сроки созыва общего собрания МСФ могут варьироваться и составлять в среднем от двух раз в год до одного раза в два года. Так, например, международные федерации лыжного спорта, легкой атлетики, плавания собирают общие собрания своих членов один раз в два года, тогда как Международный союз велосипедистов созывает ежегодно три конгресса. Одной из важнейших функций общих собраний членов МСФ является избрание руководящих органов федерации – исполкомов, бюро, президиумов, которые осуществляют текущее управление делами. Возглавляет исполком, как правило, президент или председатель МСФ. Выборы председателя и управленческого органа осуществляются путем тайного голосования. Причем представители национальных федераций могут иметь различное число голосов (в зависимости от численности их членов). Так, например, в Международной федерации легкой атлетики все члены разбиты на четыре группы (A, B, C и D) и имеют, соответственно, по 7, 5, 3, и 1 голосу. Экономическую основу для деятельности МСФ составляют спонсорские поступления и отчисления от теле, радио и интернет-трансляций соревнований. Часто эти основные источники поступления финансовых средств дополняются различными маркетинговыми программами – в области продажи лицензий на использование логотипов МСФ, издательской деятельности, выпуска памятных медалей и проч. Некоторую часть необходимых финансовых ресурсов составляют денежные поступления в виде членских взносов от национальных спортивных федераций. В своей работе МСФ активно взаимодействуют с МОК, – осуществляют необходимые согласования, проводят консультации и вырабатывают совместные решения. Следует отметить, что здесь существует определенная специфика, так как не все МСФ представляют олимпийские виды спорта. Для включения того или иного вида спорта в программу Олимпийских игр необходимо, чтобы данный вид был достаточно массовым и культивировался на нескольких континентах в установленном количестве стран. Таким образом, со временем одни МСФ могут утрачивать статус олимпийских видов спорта, другие, напротив, его приобретать. Рассмотрение организационно-управленческой деятельности МСФ было бы неполным без обращения к конкретному примеру. В качестве иллюстрации обратимся к рассмотрению принципов деятельности Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), которая объединяет ныне 205 национальных и интернациональных федераций футбола. FIFA была образована в 1904 г. На учредительном конгрессе присутствовали делегаты только шести стран – Бельгии, Голландии, Дании, Франции, Швейцарии и Швеции. Впоследствии число членов FIFA стало динамично возрастать и к 1960-м гг. достигло 100. В настоящее время FIFA представляет собой самую массовую МСФ, с мощной финансовой и организационной базой. Высшим органом управления FIFA является Конгресс, который обычно собирается один раз в два года. Однако, начиная с 1998 г., Конгресс стал проводиться ежегодно из-за растущего числа проблем, требующих оперативного решения. Конгресс принимает решения по изменению и дополнению Устава и Процедурного регламента FIFA, одобряет годовой отчет руководящих органов федерации, осуществляет прием новых членов и проводит выборы. Выборы Президента FIFA и других кандидатур осуществляются путем тайного голосования. Причем каждый член FIFA, вне зависимости от численности национальной федерации и количества футболистов в стране, имеет только один голос. В промежутках между заседаниями Конгресса текущей деятельностью FIFA руководит Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входит Президент FIFA, первый вице-президент, 6 вице-президентов и 16 членов Исполкома (см. рис.12). Рис.12. Организационно-управленческая структура FIFA. Администрацию федерации возглавляет Генеральный Секретарь, который имеет достаточный штат сотрудников (125 чел.) в штаб-квартире FIFA в Цюрихе (Швейцария). Основная функция Генерального Секретаря – воплощение в жизнь решений Конгресса и Исполкома FIFA. Практически эти действия реализуются посредством подготовки необходимых документов и правовых актов (юридический отдел), взаимодействием со СМИ (отдел коммуникаций и PR), работой с национальными федерациями (отдел футбольных ассоциаций и администраций) и стадионами (отдел стадионов и безопасности). Генеральный Секретарь также ответствен за финансы FIFA, международные отношения, организацию Кубка Мира FIFA (Чемпионат мира по футболу), а также за другие футбольные турниры, проводимые под эгидой FIFA. Секретариат обобщает разногласия, связанные с развитием футбола, соревнованиями, финансами, бизнесом, персоналом, услугами и коммуникациями. Членство в FIFA выгодно национальным федерациям, так как федерация обеспечивает им финансовую, организационную и правовую поддержку, дает определенные права и привилегии. В то же время членство в FIFA накладывает на национальные федерации известные обязанности. В частности, они должны соблюдать и уважать устав FIFA, разделять цели и идеала управления футболом, в качестве представителей FIFA продвигать и пропагандировать футбол в своей стране в соответствии с ценностями и нормами FIFA. В составе FIFA имеются свои юридические и дисциплинарные органы. Их функции отражены в Дисциплинарном кодексе FIFA. Члены юридического и дисциплинарного комитетов назначаются Исполкомом FIFA на четырехлетний срок, который может возобновляться. Члены данных комитетов осуществляют свою деятельность независимо от суждений и мнений национальных федераций и руководства FIFA; они не могут быть членами любых других комитетов FIFA, получать инструкции и руководящие указания от кого бы то ни было. Экономическая деятельность FIFA строится на базе отчислений от телевизионных, радио и интернет-трансляций футбольных матчей, а также спонсорских поступлений. Учитывая, что футбол – самый популярный в мире вид спорта, FIFA не испытывает финансовых затруднений. Проведение чемпионатов мира по футболу дают FIFA доходы в сотни миллионов долларов, которые позволяют содержать необходимый штат сотрудников, оплачивать расходы по организации соревнований, оказывать финансовую поддержку женскому, детско-юношескому и инвалидному футболу в разных странах мира. С Международным Олимпийским комитетом у FIFA особые отношения. По массовости и зрелищности футбола, по уровню прибыльности и популярности ему нет равных среди других видов спорта. В связи с этим обстоятельством Олимпиады для FIFA не являются высшим спортивным форумом, – на Олимпийские игры допускаются национальные команды, играющие в основном молодежными составами (число взрослых игроков не должно превышать трех). Таким образом достигается компромисс между FIFA и МОК – с одной стороны, необходимо соблюсти интересы МОК и представить на Олимпиады достойные команды; с другой – FIFA не должна подрывать престиж Кубков (Чемпионатов) Мира с целью поддержания интереса к ним и обеспечения себе необходимых доходов. Российский футбол также представлен в FIFA. Вступление в члены этой МСФ произошло в 1946 г. Ныне представитель России входит в состав Исполкома FIFA.
Заключение Спорт стал восприниматься обществом как бизнес сравнительно недавно. Стабильное финансирование, партнерские отношения со спонсорами, управление бюджетами, рекламные кампании и спортивные бренды – все это лавиной сошло на рынок, и это лишь начало. Спорт бывает двух видов: профессиональный и любительский. Без финансирования и поддержки спонсоров никакой из них не может существовать. На всех стадиях развития спортсменов происходят финансовые отношения, требующие контроль и управления. За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта на лидирующие позиции. Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь высококлассные и отлично профессионально подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом. Список литературы 1. Галкин В.В., Сысоев В.И. Экономика физической культуры и спорта. Уч. пособие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры. – Воронеж, 2003. – 252 с. 2. Вагриус, 1995. – 303 с. «Дело Bosman», футбольные трансферты и иностранные футболисты Индустрия футбола. – 2005. – №1. – С. 47–56. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: Изд-во «АСА», 1995. – 624 с. 3. Кутепов М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: Курс лекций. – М.: Росс. фонд поддержки малых предпр. в науке и науч. обсл.; Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992. – 144 с. 4. Любимов С.В., Любимова Г.И. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой Теория и практика физической культуры. – 1999. – №4. – С. 6–7. 5. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 151 с 6. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. – М.: «Академия», 2001. – 432 с. 7. Спорт и образ жизни: Сб. статей. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 278 с. 8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Российская газета. – 1999. – 6 мая. Физическая культура и здоровье: Сб. науч. трудов. – Киев: КГИФК, 1988. – 171 с. 9. Чарковский Ю. Учимся зарабатывать сами Лыжные гонки. – 1996. – №1. – С. 26–28. 10. Шааф Ф. Спортивный маркетинг: Пер. с англ. – М.: Филин, 1998. – 464 с. 11. Шапиро Л.Д. и др. Экономико-математическое моделирование. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. – 274 с. 12. Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и маркетинг. Бух. учет и налогообложение Под ред. В.У. Агеевца. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 135 с. 13. Менеджмент Казначевская Г.Б. 2007 г. 14. Курс лекций. Маркетинг. 2009–2011 г.
Размещено на Allbest.ru
Date: 2015-12-13; view: 589; Нарушение авторских прав |