Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 12. Развитие системы управления физической культурой и спортом в современный период
С распадом СССР и появлением на его месте целого ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера. Происходившие в стране бурные политические события в полной мере отразились и на физкультурно-спортивной сфере, на ее управленческих структурах и кадровом составе. Чтобы понять логику преобразования отрасли, органов руководства ею, необходимо уяснить специфику происходивших тогда событий, определить движущие силы и векторы их направленности. После увязки с внешними событиями изменения в управлении физкультурно-спортивной отрасли становятся более упорядоченными, во многом утрачивают черты бессистемности и хаотичности. Распад СССР пришелся на 1991 год – последний год предолимпийского цикла. Оставшееся до проведения Олимпиады время не позволило вновь образованным на территории СССР государствам выполнить все процедуры, связанные с создание национальных олимпийских комитетов и представлением заявок для участия в Играх. Поэтому бывшие республики СССР (в том числе и Россия) должны были, в соответствии со специальным решением Международного Олимпийского комитета, выступать единой командой, которая получила название Объединенной Команда Содружества Независимых Государств (ОК СНГ). На решение задачи успешного выступления российских спортсменов в составе ОК СНГ на барселонской Олимпиаде-1992 было направлено формирование специального управленческого органа. В этой связи функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР. После проведения Олимпийских Игр Комитет по содействию Олимпийскому движению был ликвидирован, а вместо него указом Президента РФ от 27 ноября 1992 г. был образован Комитет РФ по физической культуре. Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг. было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров (в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества – все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране. Снижение управляемости в отрасли имело как объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии. Неадекватность целей и средств в физкультурно-спортивной отрасли. Одной из основных проблем сферы физической культуры и спорта стала в пореформенные годы проблема адекватного финансирования отрасли. В этот период вся физкультурно-спортивная сфера получала не более 8-10% от сумм необходимого финансирования. В этой связи следует подчеркнуть, что Госкомспорт физически не мог исполнить возложенные на него задачи. В аналогичной ситуации оказались и другие государственные министерства и ведомства, профсоюзные и молодежные организации. Распад СССР, утеря хозяйственных связей, огромный внешний долг страны, гиперинфляция и падение промышленного производства привели к коллапсу бюджетов всех уровней. При этом физкультурно-спортивная отрасль, зависящая почти полностью от бюджетных средств, фактически боролась за выживание. Итогом недофинансирования и снижения управляемости стало развитие социальных, демографических и культурных процессов по негативному сценарию. Так, резко возросла смертность населения, снизилась продолжительность жизни. Так, если в 1966 г. продолжительность средняя жизни составляла 73,41 года, то в 2002 г. она понизилась до 72 лет. При этом обострились проблемы наркомании (особенно подростковой и молодежной), увеличилось потребление пива и крепких алкогольных напитков, значительно возросло табакокурение (особенно среди девушек и женщин). В то же время заметно скромнее стали результаты российских спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство новых спортивных сооружений, а многие существующие постепенно приходили в негодность. Все эти явления свидетельствовали о том, что отрасль не справлялась с возложенными на нее задачами. Одна из основных причин такого положения дел – неадекватное финансирование. Управленческая проблема. В последние 10-12 лет существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация переменилась. С уходом КПСС с командных позиций невозможно стало управлять общественными организациями или коммерческими структурами с помощью партийной дисциплины. Теперь уже трудно заставить людей административными методами заниматься физкультурой и спортом. Государственным управленческим структурам приходилось «на марше» менять стиль и методы руководства отраслью, больше использовать косвенные методы и возможности саморегулирующихся спортивных организаций. Кадровая проблема. Большую остроту в десятилетие 1992-2002 гг. приобрела кадровая проблема в широком смысле слова. С ухудшением экономической ситуации страну стали покидать многие талантливые спортсмены и тренеры. Тем самым был снижен качественный уровень подготовки отечественных спортсменов, опустилась планка чемпионатов России (особенно в игровых видах спорта), снизился зрительский интерес и посещаемость спортивных соревнований. Возникли и стали нарастать проблемы в системе подготовки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров. Недостаточное финансирование значительно затруднило развитие спортивной науки, внедрение новых технологий в учебный процесс, приостановило многие разработки по фундаментальным и прикладным проблемам физической культуры и спорта. Не обошла стороной кадровая проблема и управленческие структуры. Спортивные менеджеры всех уровней с переходом к рыночной экономике оказались в сложном положении – их предыдущий опыт работы в физкультурно-спортивной сфере отчасти обесценился и был мало применим в новых условиях. При этом планомерной работы по повышению квалификации специалистов высшего и среднего управленческого звена не проводилось. В то же время доступ молодых перспективных менеджеров на руководящие должности по разным причинам ограничивался. Нельзя также не отметить неоправданно частую сменяемость управленческих кадров во время президетства Б.Н. Ельцина. Спонтанные и произвольные смены правительств и руководителей физкультурно-спортивного ведомства приводили к внеплановой сменяемости менеджеров всех уровней. Причем высокие управленческие должности далеко не всегда занимали люди достаточно компетентные и профессиональные. Вместе с проводимыми реорганизациями физкультурно-спортивного ведомства видоизменялась его структура и функции: Госкомспорту то передавалась сфера туризма (в 1994 г.), то изымалась у него (апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Аналогичная процедура касалась молодежной политики – в 1994 г. Госкомспорт стал называться Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму и в этом же году (спустя 4 месяца) молодежная политика были изъята из его компетенции. Внезапные кадровые перестановки и организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав. В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. на новый президентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций, Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного Министерства здравоохранения и социального развития и получал статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (к началу 2005 г. управление туристической отраслью стало осуществлять Федеральное агентство по туризму). При этом лимитировалась штатная численность сотрудников агентства (152 чел.) и пересматривалась структура управления (см. рис.9). Рис.9. Структура государственного управления физкультурно-спортивной отраслью. Следует отметить, что задуманная управленческая реформа правительственных структур была реализована лишь частично. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, благодаря весу и влиянию В.Фетисова, практически сразу было выведено из под эгиды Министерства здравоохранения и социального развития, осуществляя свои полномочия без внешнего контроля (находясь в формальном подчинении главы правительства). Тем самым был торпедирован главный посыл управленческой реформы, состоявший в том, что министерство является контролирующей структурой, а федеральное агентство исполняет его поручения. Не претерпела каких-либо существенных изменений ситуация с управлением отраслью в 2008 г., когда В.А.Фетисова без какой-либо публичной огласки отправили в Совет Федерации, а Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) ликвидировали. Место Росспорта как управленческого органа заняло Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Министерство возглавил экс-глава Российского футбольного союза В.Л.Мутко. Также, как и его предшественник, В.Фетисов, В.Мутко не пожелал, чтобы его ведомство курировало Министерство здравоохранения и социального развития. В настоящее время реализована управленческая схема, когда Минспорттуризма имеет в своем подчинении Федеральные агентства по туризму и молодежной политике, но не имеет соответствующего агентства по спорту.
Date: 2015-12-13; view: 654; Нарушение авторских прав |