Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
П равовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: .охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; .научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; .использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; .комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; .использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; .доступ в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами; .участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли-продажи, мены, дарения). Собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему (оставаясь собственником) право владения, пользования или распоряжения ими, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где имеются брошенные собственником отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или иным законным способом. Полномочия органов власти в области обращения с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. К полномочиям Российской Федерации, в частности, относятся: .лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; .установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; .осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами. Полномочиями субъектов РФ, в частности, являются: .проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов; .организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами; .проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами. Общие требования обращения с отходами. Закон об отходах устанавливает ряд общих требований обращения с ними: 1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды. 2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, требуется: .наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы; .соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека; .наличие технической и технологической документации об использовании, обезвреживании образующихся отходов; .обеспечение площадками для сбора отходов, образующихся в процессе эксплуатации. 3. При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности: .внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; .проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; .проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; .соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; .в случае возникновения или угрозы аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. 4. Требования к объектам размещения отходов (ОРО). Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Закон устанавливает следующие основные требования к ОРО: .создание ОРО допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; .определение места строительства ОРО осуществляется при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; .на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники ОРО обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды; .собственники ОРО, а также лица, во владении или пользовании которых они находятся, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель; .запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также во-доохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ; ОРО вносятся в государственный реестр. 5. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 6. Требования к обращению с опасными отходами. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В зависимости от степени вредного воздействия опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с установленными критериями. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение образующихся у них опасных отходов к конкретному классу. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. (Обратим внимание на норму Закона: «может быть ограничена или запрещена», а значит, может быть не ограничена и не запрещена. Такая норма вряд ли обеспечит безопасность.) 7. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации. 8. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: .наличие паспорта опасных отходов; .наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; .соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; .наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования. 9. Требования к трансграничному перемещению отходов. Трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств. Ввоз отходов на территорию РФ: .в целях их захоронения и обезвреживания запрещается; .в целях использования — осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. Нормирование, учет и отчетность в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с предельно допустимыми нормами воздействия на окружающую природную среду. При нарушении нормативов и лимитов предпринимательская деятельность может быть ограничена, приостановлена или запрещена. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: .вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; .предоставлять в установленные сроки соответствующую отчетность. Государственный кадастр отходов. В Российской Федерации ведется по единой системе Государственный кадастр отходов. Он включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами. Экономическое стимулирование осуществляется в следующих направлениях: 1. Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. В этих целях разрабатывают федеральные и региональные программы в области обращения с отходами. 2. Плата за размещение отходов по дифференцированным ставкам, устанавливаемым с учетом экологической обстановки на соответствующей территории на основании базовых нормативов, определяемых Правительством РФ. 3. Экономическое стимулирование, осуществляемое, в частности, посредством: .понижения размера платы при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение отходов; .применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами. Контроль. За деятельностью в области обращения с отходами осуществляется государственный (на федеральном а региональном уровнях), производственный и общественный контроль. Государственный контроль предусматривает, в частности, привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. Исковые требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются: .в отношении юридических лиц — судом или арбитражным судом; .в отношении индивидуальных предпринимателей — судом. Date: 2015-12-13; view: 515; Нарушение авторских прав |