Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы обращения с отходами производства и потребления





П равовое регулирование в области обращения с отхода­ми имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение та­ких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополни­тельных источников сырья. Оно осуществляется в соответ­ствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

.охрана здоровья человека, поддержание или восста­новление благоприятного состояния окружающей природ­ной среды и сохранение биологического разнообразия;

.научно обоснованное сочетание экологических и эко­номических интересов общества в целях обеспечения ус­тойчивого развития общества;

.использование новейших научно-технических дости­жений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

.комплексная переработка материально-сырьевых ре­сурсов в целях уменьшения количества отходов;

.использование методов экономического регулирова­ния деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяй­ственный оборот;

.доступ в соответствии с законодательством РФ к ин­формации в области обращения с отходами;

.участие в международном сотрудничестве РФ в обла­сти обращения с отходами.

Право собственности на отходы принадлежит собствен­нику сырья, полупродуктов, продукции (товаров), в резуль­тате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении отходов (по договору купли-прода­жи, мены, дарения).

Собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу, передавать ему (оставаясь соб­ственником) право владения, пользования или распоряже­ния ими, если у этого лица имеется лицензия на осуще­ствление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где имеются брошенные собственником отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или иным законным способом.

Полномочия органов власти в области обращения с отходами разделены между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации, в частности, относятся:

.лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

.установление государственных стандартов, правил, нор­мативов и требований безопасного обращения с отходами;

.осуществление мер по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с от­ходами.

Полномочиями субъектов РФ, в частности, являются:

.проектирование и строительство объектов размеще­ния отходов, а также объектов использования и обезвре­живания отходов;

.организация и осуществление государственного кон­троля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

.проведение мероприятий по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Общие требования обращения с отходами. Закон об отходах устанавливает ряд общих требований обраще­ния с ними:

1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицен­зирования является соблюдение требований охраны здоро­вья человека и охраны окружающей природной среды.

2. При проектировании, строительстве, реконструк­ции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, стро­ений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуата­ции которых образуются отходы, требуется:

.наличие положительного заключения государствен­ной экологической экспертизы;

.соблюдение экологических, санитарных и иных тре­бований в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

.наличие технической и технологической документа­ции об использовании, обезвреживании образующихся от­ходов;

.обеспечение площадками для сбора отходов, образую­щихся в процессе эксплуатации.

3. При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений индивидуальные предприниматели и юриди­ческие лица обязаны, в частности:

.внедрять малоотходные технологии на основе новей­ших научно-технических достижений;

.проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

.проводить мониторинг состояния окружающей природ­ной среды на территориях объектов размещения отходов;

.соблюдать требования предупреждения аварий, свя­занных с обращением с отходами, и принимать неотлож­ные меры по их ликвидации;

.в случае возникновения или угрозы аварий немедленно информировать об этом специально уполномоченные феде­ральные органы исполнительной власти в области обраще­ния с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

4. Требования к объектам размещения отходов (ОРО). Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (по­лигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Закон устанавливает следующие основные требования к ОРО:

.создание ОРО допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

.определение места строительства ОРО осуществляет­ся при наличии положительного заключения государст­венной экологической экспертизы;

.на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники ОРО обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды;

.собственники ОРО, а также лица, во владении или пользовании которых они находятся, обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушен­ных земель;

.запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также во-доохранных зон, на водосборных площадях подземных вод­ных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захо­ронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безо­пасности ведения горных работ;

ОРО вносятся в государственный реестр.

5. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологиче­скими, санитарными и иными требованиями.

6. Требования к обращению с опасными отходами. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные ве­щества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакцион­ной способностью) или содержащие возбудителей инфек­ционных болезней, либо которые могут представлять непо­средственную или потенциальную опасность для окружаю­щей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В зависимости от степени вредного воздействия опас­ные отходы подразделяются на классы опасности в соот­ветствии с установленными критериями. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвер­дить отнесение образующихся у них опасных отходов к конкретному классу. На опасные отходы должен быть со­ставлен паспорт.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установ­ленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопас­ное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами. (Обратим внимание на норму Закона: «может быть ограничена или запрещена», а значит, может быть не ограничена и не запрещена. Такая норма вряд ли обеспечит безопасность.)

7. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за до­пуск работников к работе с опасными отходами несет соот­ветствующее должностное лицо организации.

8. Транспортирование опасных отходов должно осуще­ствляться при следующих условиях:

.наличие паспорта опасных отходов;

.наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

.соблюдение требований безопасности к транспортиро­ванию опасных отходов на транспортных средствах;

.наличие документации для транспортирования и пе­редачи опасных отходов с указанием количества транспор­тируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

9. Требования к трансграничному перемещению отхо­дов. Трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией од­ного государства, на территорию (через территорию), нахо­дящуюся под юрисдикцией другого государства, или в рай­он, не находящийся под юрисдикцией какого-либо госу­дарства, при условии, что такое перемещение отходов за­трагивает интересы не менее чем двух государств.

Ввоз отходов на территорию РФ:

.в целях их захоронения и обезвреживания запреща­ется;

.в целях использования — осуществляется на основа­нии разрешения, выданного в установленном порядке.

Нормирование, учет и отчетность в области об­ращения с отходами. Индивидуальные предпринимате­ли и юридические лица разрабатывают проекты нормати­вов образования отходов и лимитов на их размещение, ко­торые утверждаются в порядке, установленном Прави­тельством РФ.

Лимит на размещение отходов — предельно допусти­мое количество отходов конкретного вида, которые разре­шается размещать определенным способом на установлен­ный срок в объектах размещения отходов с учетом эколо­гической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное ко­личество отходов конкретного вида при производстве еди­ницы продукции.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соот­ветствии с предельно допустимыми нормами воздействия на окружающую природную среду.

При нарушении нормативов и лимитов предпринимате­льская деятельность может быть ограничена, приостанов­лена или запрещена.

Индивидуальные предприниматели и юридические ли­ца обязаны:

.вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим ли­цам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

.предоставлять в установленные сроки соответствую­щую отчетность.

Государственный кадастр отходов. В Российской Федерации ведется по единой системе Государственный кадастр отходов. Он включает в себя федеральный клас­сификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об от­ходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Экономическое стимулирование в области обра­щения с отходами. Экономическое стимулирование осу­ществляется в следующих направлениях:

1. Уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. В этих целях разрабатывают феде­ральные и региональные программы в области обращения с отходами.

2. Плата за размещение отходов по дифференцирован­ным ставкам, устанавливаемым с учетом экологической обстановки на соответствующей территории на основании базовых нормативов, определяемых Правительством РФ.

3. Экономическое стимулирование, осуществляемое, в частности, посредством:

.понижения размера платы при внедрении техноло­гий, обеспечивающих уменьшение отходов;

.применения ускоренной амортизации основных про­изводственных фондов, связанных с осуществлением дея­тельности в области обращения с отходами.

Контроль. За деятельностью в области обращения с от­ходами осуществляется государственный (на федеральном а региональном уровнях), производственный и обществен­ный контроль.

Государственный контроль предусматривает, в частнос­ти, привлечение в установленном порядке виновных инди­видуальных предпринимателей и юридических лиц к от­ветственности, применение штрафных санкций, предъяв­ление исков о возмещении ущерба, причиненного окружа­ющей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства РФ в области обращения с от­ходами.

Порядок осуществления производственного контроля определяют юридические лица по согласованию со специ­ально уполномоченными федеральными органами испол­нительной власти.

Ответственность. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.

Исковые требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуще­ствляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами, рассматриваются:

.в отношении юридических лиц — судом или арбит­ражным судом;

.в отношении индивидуальных предпринимателей — судом.

Date: 2015-12-13; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию