Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка данных





Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропор­ции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка и его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка отражают значимые для субъекта аспекты каждодневных житейских ситуаций. Испытуемый может показать на своем рисунке, какие детали имеют для него жизненную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).

Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всего рисунка, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие в изображении человека таких деталей, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций или отношений. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может отражать переживаемое субъектом чувство неадекватности в отношении его психологического окружения или аутистическое желание выйти из ситуации.

Считается, что перспектива показывает более сложные отношения человека к его психологическому окружению. При оценке обращается внимание на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.

В системе количественной оценки КРС также учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.

Формальными особенностями рисунка считаются качество линий, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка и его отдельных частей, затушевывание отдельных частей изображения.

Содержательными характеристиками рисунка являются вид изображаемой деятельности, в которую включены представленные на рисунке члены семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС особое внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной се­мьи, расположение и взаимодействие отдельных членов семьи);

2) анализ особенностей изображения отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тела отдельных членов семьи);

3) анализ процесса рисования (последовательность выполнения разных частей рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время выполнения задания и пр.).

Рассмотрим подробнее каждый аспект схемы интерпретации.

1. Структура рисунка семьи. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Например, девочка не рисовала свою младшую полугодовалую сестру. Скорее всего, ребенку было трудно приспособиться к изменениям в семейной ситуации, возникшим после рождения младшей сестры. Или, например, мальчик нарисовал своего отца-тракториста на другой стороне листа. Это может быть свидетельством негативного отношения мальчика к отцу, который пил, бывал грубым и злым. Иногда дети рисуют людей, которые не входят реально в состав семьи. Так, одна девочка нарисовала в левом верхнем углу отца, уходящего вдаль с портфелем в руках. Родители этой девочки два года назад развелись.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между разными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой между ними. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хо­роших, благополучных семейных отношениях. Например, один мальчик нарисовал, как он с матерью и отцом вместе работают во дворе: мама доит корову, сам он приносит для коровы воду, отец чинит забор. Часто общая деятельность соединяет нескольких членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации: она его тревожит и он как бы откладывает рисование членов семьи, но изображает вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Особенности изображения отдельных членов семьи. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру своего самого любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны
и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи.

В аналогичных случаях можно наблюдать также стирание и перерисовку. Так, одна девочка сначала нарисовала свою мать, потом стерла этот рисунок ластиком, снова нарисовала, опять стерла и со слезами на глазах отказалась закончить рисунок. Можно предположить, что отношения девочки с матерью для ребенка эмоционально значимы, хотя в таких случаях необходима беседа, помогающая понять, не было ли такое поведение ребенка случайным.

Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры какого-либо члена семьи. Например, ребенок нарисовал младшую сестру не только больше, чем он сам, но даже больше, чем родители. Это может свидетельствовать о том исключительном внимании, которое родители оказывают младшей сестре, о ее особом месте в иерархии семейных отношений.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования при изображении разных членов семьи. Так, часто одним стилем рисуется отец и братья, а другим – мать и сестры. Особенно отличается стиль прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

3. Процесс рисования. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы, некоторых особенностях личности. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Психолог может успокоить
ребенка, сказать, что тут важно не столько красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка своим силам, его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка.

В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС также разработана система количественных оценок.

Выделено 5 симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации.

Date: 2015-12-12; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию