Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упражнения на проекцию ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Цель упражнений на проекцию состоит в том, чтобы прийти к пониманию своей творческой роли в своей среде и ответственности за свою реальность. Ответственности не в смысле вины, стыда и упрека, а в том смысле, что это вы позволяете ей оставаться неизменной, или, наоборот, изменяете ее, вы автор. это так же дает возможность присвоить себе те части личности, которые могут быть отвергнуты вами в неблагоприятных ситуациях, как способ справиться с ними. Присвоение себе отторгнутых ранее частей возвращает жизненную энергию (во всех смыслах) и приводит к целостности личности. 1. Чувствуете ли вы себя отвергнутым? Кем? Таите ли вы на них зло или обиду за это? На каких основаниях вы отвергаете их? В чем они не отвечают вашим требованиям? 2. Вызовите в памяти образ одного из ваших знакомых. Любите или не любите вы этого человека? Ту или иную его черту или образ действия? Визуализируйте его (можно для этого использовать предметы-символы, например, подушку на стуле, стоящем напротив вашего) и поговорите с ним вслух. Скажите ему, что вы принимаете в нем то-то, не хотите больше терпеть того-то, не выносите, когда он делает то-то и т.д. Повторяйте этот эксперимент много раз. Как вы это говорите? С какой эмоцией? 3. Попробуйте вспомнить свои утверждения относительно других людей, их поступков и того, как они относятся к вам. Повторите эти утверждения, заменив слова «они», «другие», «люди» на «я». Например: «другие высокомерны» - «я высокомерен». Что вы чувствуете, когда делаете это? Что вы чувствуете к этим определениям? Если вам не нравится, к примеру, высокомерие, что еще вы в себе не любите? Полагаете ли вы, что другие так же презирают вас за эти недостатки, как вы сами? С другой стороны, не замечаете ли вы, как вы приписываете другим вещи, нежелательные в себе? 4. Рассмотрите свои собственные взгляды на другие группы людей (социальные, расовые, половые) так искренне, как только сможете. И проверьте, не являются ли ваши воззрения проекциями. Подтверждением для этого могут быть определенные бросающиеся в глаза случаи, аргументирующие ваши взгляды, принимающие в уме преувеличенное значение. Если вы заметите такие поразительные «факты» о какой-нибудь своей излюбленной идее, посмотрите, не являетесь ли вы сами носителем той же черты. 5. Рассмотрите свои словесные выражения. Переведите их как с одного языка на другой: все предложения, в которых «оно» является подлежащим, а «я» второстепенным членом предложения замените на такие, где «я» будет подлежащим. Ставьте себя в центр предложений, которые вас касаются. Например, выражение «я должен это сделать» означает «я хочу это сделать», или «я не хочу этого делать и не буду, но при этом я выдумываю себе оправдания», или «я удерживаюсь от делания чего-то другого». Переделайте так же предложения, в которых вы действительно должны быть объектом, в такие, где вы переживаете что-то, например: «он ударил меня» в «он ударил меня и я испытываю удар». Тщательно рассматривайте содержание этого «оно». Переведите словесную структуру в визуальную фантазию. Например: «Мысль пришла мне в голову» - как она это сделала? Как она шла и как вошла? Если вы говорите «у меня болит сердце», испытываете ли вы боль по какому-то поводу всем сердцем? Вслушайтесь в язык других людей и попробуйте переводить его таким же образом. Это прояснит для вас многое в их отношениях. 6. Чтобы растворить иррациональную «совесть»: а) переводите фразы типа «моя совесть стребует от меня» в «я требую от себя»; б) обратите получившуюся ретрофлексию в обоих направлениях, то есть в «я требую от N» и «N (например, общество) требует от меня». Важно отличать реальные требования общества от своих личных требований и от внушенных вам ранее стереотипов (интроекций). 7. Посмотрите, как вы ведете себя в своей «совести»: придираетесь? Ворчите? Угрожаете? Шантажируете? Бросаете горькие, обиженные взгляды? Рассмотрев эти фантазии, вы увидите, где ваша собственная атака на себя, а где рациональные требования. 8. Если вам действительно очень сложно представить, что вы обладаете некоторыми чертами, которые вы наблюдаете в других людях, поиграйте в театр: представьте, что режиссер дал вам роль с такими чертами, и вы хотите сыграть ее как можно более убедительно, творчески и правдоподобно. Понаблюдайте, какие чувства вы обнаружите при «исполнении» определенных ролей. 9. Оглядитесь вокруг себя и выберите какой-нибудь объект. Опишите этот объект, но при этом все время говорите о нем, как о себе, переместите в него центр вашего осознавания. Вы – этот объект, переживающий и воспринимающий вселенную из этой точки. Когда вы почувствуете, что иссякли, что сказали все, что можно было сказать, постарайтесь заново отождествиться с объектом и сказать еще две-три фразы. Затем проговорите из этой позиции несколько предложений, начинающихся словами «я, конечно, не…». Проделайте этот эксперимент несколько раз в течение последующих дней, как только какой-нибудь объект обратит на себя ваше внимание. Исследуйте, что говорит через вас этот объект, а реально – вы о себе. 10. Выпишите список вещей, которые вы, как вы полагаете, должны делать в своей жизни. Затем переведите каждую запись в следующую форму: «Если я не сделаю то-то, тогда…» - и укажите последствия, которые вам предстоит пережить, если вы не сделаете того, что должны. Далее постройте предложения так: «Лучше я сделаю то-то (то, что вы «должны»), чем переживу то-то (последствия невыполнения)». После этого попробуйте построить предложения так: «Я хочу делать то-то (то, что вы «должны»), чтобы не переживать то-то (последствия невыполнения)». Верно ли это для вас? Если нет, то что вам мешает признать, что вы действительно «хотите», а не «должны»? Что вам дает формулировка «я должен»? Если же это верно для вас, осознаете ли вы, что на самом деле имели возможность выбора и выбрали именно то, что хотели в данной ситуации? Date: 2015-12-13; view: 2095; Нарушение авторских прав |