Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-коммуникационных явлений





В предыдущем параграфе было показано наращивание сущностных и прикладных функций ОКС по мере пере­хода от археокультуры к неокультуре. Функциональный подход наглядно демонстрирует динамику развития ОКС, поэтому он заслуживает специального рассмотрения. Мы обращались к этому подходу в пункте 4.2.2, анализируя функции естественного языка и речи, которые осуществ­ляются в процессе устной коммуникации, и в пункте 4.3.2, когда шла речь о функциях искусственно созданных до­кументов. Выяснилось, что язык, речь и документы используются не только в личностной практике, но и в общественной жизни, приобретая сущностные и приклад­ные социальные функции. Коммуникационные службы, являясь социальными учреждениями, имеют только со­циальные функции, ибо они взаимодействуют с соци­альными группами, а не с отдельно взятыми индивидами (см. рис. 9.1). Познавательно сопоставить социальные функции языка, речи, документов с функциями комму­никационных служб. Предварительно уточним отличия сущностных и прикладных функций — см. табл. 9.1.

Заметим, что разграничение функций на сущностные и прикладные можно проследить не только применительно к коммуникационным явлениям (предметам), но и примени­тельно к другим искусственным или естественным объек­там, используемым в социальной практике. Например, сущностная функция корабля заключается в способности пере­мещаться по поверхности воды, а прикладные функции проявляются в его назначении: грузовой, пассажирский, во­енный, научно-исследовательский и т. д. Многие особенно­сти сущностных и прикладных функций противоположны. В то же время они связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Сущностные функции реально про­являются через прикладные функции. Только в абстракции может мыслиться «корабль вообще», а реально существуют конкретные, функционально специализированные корабли.

 

Таблица 9.1

Отличительные особенности сущностных и прикладных функций

 

Сущностные функции Прикладные функции
Первичны, исходны. Вторичны, производны.
Независимы от социальных, экономических, политических условий в пределах археокультуры, палеокультуры, неокультуры.   Зависимы.
Стабильны, неизменны, ограничены по составу. Динамичны, изменчивы, неограниченны по составу.
Раскрывают сущность данного предмета.   Раскрывают конкретные возможности использования данного предмета для решения текущих общественных задач.
Изначально и необходимо присущи данному предмету. Появляются в процессе создания или общественного использования предмета

 

Языку и речи присущи, согласно лингвистическим тео­риям, две сущностные функции: коммуникационная и по­знавательная, причем коммуникационная функция расщеп­ляется на коммуникационно-временную (мнемическую) и коммуникационно-пространственную функции. Коммуникативно-временная — сущностная функция языка; коммуникативно-пространственная — сущностная функция речи. На этих функциях основаны многочисленные прикладные социальные функции, используемые на различных уровнях коммуникации — межличностном, групповом и массовом.

Документная коммуникация выполняет те же коммуни­кационно-временные и коммуникационно-пространственные сущностные функции, но в связи с искусственным происхождением документов им присуща еще одна сущностная функция, которая отсутствует у естественно воз­никших языка и речи. Эту функцию мы назвали ценностно-ориентационной, и определяется она целевым назна­чением документа: нет бесцельно созданных документов, значит, ценностная ориентация — сущностное качество документальной коммуникации. Прикладные функции документов обусловлены появлением ДОКС и коммуни­кационных служб, которые начали оформлять, тиражировать, хранить и распространять документы по заказам различных социальных институтов (церковь, государство, литература, позже — наука).

Индустриальная ОКС, как и предшествовавшая ей рукописная и мануфактурная коммуникационные систе­мы, унаследовала три сущностные функции документов: коммуникационно-временную, коммуникационно-про­странственную и ценностно-ориентационную, но, кроме того, освоила еще две сущностные функции: функцию формирования документных потоков и поисковую функ­цию. Эти пять функций распределились между социаль­но-коммуникационными институтами (см. рис. 9.1) сле­дующим образом: нормативные институты выполняют коммуникационно-временную, коммуникационно-про­странственную и ценностно-ориентационную функции (в пределах народных пониманий правды, добра, красоты); общедоступные коммуникационные институты и специ­альные коммуникационные службы функционально спе­циализировались на кумулятивные, которым свойствен­ны коммуникационно-временная, коммуникационно-про­странственная, ценностно-ориентационная и поисковая функции, и некумулятивные, ограничивающиеся коммуникационно-пространственной, ценностно-ориентационной и функцией формирования документных потоков; доинституционные службы имеют ту же функциональную специализацию, что и некумулятивные институты.


Обратим внимание, что все коммуникационные службы и институты выполняют ценностно-ориентационную функ­цию, т.е. ставят задачу повлиять на сознание массовых ауди­торий или специальных социальных групп. Причем все они, за исключением народных нормативных институтов, выра­жают не собственную точку зрения, не свою мировоззренчес­кую, идейно-политическую, научную позицию, (такой пози­ции у подлинных коммуникационных органов нет и быть не должно), а пропагандируют взгляды своих органов управле­ния, фактически — заказчиков или хозяев, которые предпи­сывают им выполнять те или иные прикладные функции.

Итак, сущностные функции всех коммуникационных явлений — от естественного языка и речи до социально-ком­муникационных институтов включают две основополагаю­щие функции — коммуникационно-пространственную и коммуникационно-временную; остальные сущностные функции наращиваются на их основе по ходу социально-культурной эволюции человечества.

Такое положение естественно и вытекает из опреде­ления социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве; в противном слу­чае эти явления не были бы коммуникационными.

Сущностные функции, как уже отмечалось, (табл. 9.1) не зависят от социально-культурных, экономических, по­литических условий в пределах данной стадии социаль­но-культурной эволюции: археокультура, палеокультура, неокультура. Это означает, что сущностные функции социально-коммуникационных институтов западного либе­рально-демократического общества XX века и советского тоталитаризма одни и те же. Зато коренным образом раз­личаются прикладные функции, предписанные им орга­нами управления. Рассмотрим более подробно схемы уп­равления общественными коммуникационными система­ми в индустриальных обществах XX века.







Date: 2015-12-13; view: 306; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию