Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5 классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей 3 page
Глава 6. МЕТОДЫ КОМПЕНСАЦИИ НАРУШЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
6.1. Звукоусиливающие приборы индивидуального и коллективного пользования
При стойком понижении слуха, достигающем степени, затрудняющей речевое общение, существенную пользу могут оказать звукоусиливающие приборы.
В школах и дошкольных учреждениях для детей с недостатками слуха широко используется звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.
Индивидуальные слуховые аппараты. В качестве звукоусиливающих приборов индивидуального пользования применяются слуховые аппараты (рис. 38). Их называют иногда слуховыми протезами, что является неточным, так как протезы — приспособления, заменяющие отсутствующий орган (зубной протез, протез ноги и т. д.), а слуховые аппараты служат лишь для усиления звука. В электрических слуховых аппаратах усиление звука достигается за счет электрической энергии, получаемой от сухих батарей или миниатюрных дисковых аккумуляторов. Составными частями слухового аппарата являются микрофон, усилитель, телефон и источник питания. Схема его действия такова: звуковые колебания поступают в микрофон, где механическая энергия преобразуется в энергию электрического тока. Электрическая энергия, усиленная посредством электронных ламп или полупроводниковых приборов, поступает в телефон, где она вновь преобразуется в энергию звуковых колебаний, которые и доставляются в ухо.
Рис. 38. Современные слуховые аппараты (типа заушины)
В слуховых аппаратах применяют телефоны воздушной и костной проводимости (сокращенно называемые воздушным и костным телефонами). В воздушном телефоне колеблется мембрана, которая в свою очередь приводит в колебание воздух в наружном слуховом проходе, а в костном телефоне вибрирует его корпус, прикладываемый к сосцевидному отростку за ухом и передающий свои вибрации через кости черепа внутреннему уху.
Степень усиления может регулироваться посредством регулятора громкости или происходит автоматически. В слуховых аппаратах имеется и регулятор тембра, при помощи которого можно по желанию изменять усиление высоких или низких частот и тем самым создавать большее усиление в той области частот, где имеется большая потеря слуха у лица, пользующегося слуховым аппаратом. Подбор слухового аппарата производится индивидуально, с учетом характера и степени нарушения слуха. Костный телефон применяется главным образом при заболеваниях среднего уха, когда нарушена воздушная проводимость, но хорошо сохранена костная.
При низком качестве слуховые аппараты издают побочные шумы и трески, которые вызывают очень неприятные ощущения. В современных высококачественных аппаратах этот дефект устранен, однако и они в начальном периоде пользования ими могут вызывать неприятные ощущения и дают иногда недостаточную разборчивость речи. Это объясняется тем, что аппарат усиливает не только речь, но и все посторонние звуки, которые плохо слышащий человек без аппарата обычно не слышит и потому, в отличие от нормально слышащего, не научился (или разучился) их отсеивать. В результате упражнений в пользовании аппаратом этот дефект постепенно преодолевается.
При правильном подборе слухового аппарата и нормированном его применении он не только не оказывает вредного влияния на остаточную слуховую функцию, но обычно в результате упражнений со слуховым аппаратом отмечается даже улучшение слухового восприятия речи.
Подбор слухового аппарата, инструктирование по вопросам его эксплуатации, наблюдение за влиянием аппарата на слуховую функцию требуют специальной подготовки.
Современные портативные и в то же время высококачественные слуховые аппараты с успехом используются учащимися школ и воспитанниками дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха и ограничивают как в процессе обучения, так и для общения в быту. Однако при назначении слухового аппарата глухим и слабослышащим детям с нарушениями речевого развития должны быть предъявлены особо высокие требования к акустическим качествам аппарата.
Необходимо учитывать, что у большинства детей со стойкими нарушениями слуха поражен звуковоспринимающий аппарат, т. е. нервные элементы слухового органа. А при таких поражениях дети плохо переносят звуковые нагрузки из-за резкого сужения динамического диапазона слуха. Поэтому для них могут быть рекомендованы только аппараты, снабженные автоматической регулировкой громкости. Эти аппараты усиливают слабые звуки в большей степени, чем сильные, и ограничивают усиление степенью, не достигающей болевого порога. В нашей стране в настоящее время применяют разные типы слуховых аппаратов: карманные, заушные, внутриушные и внутриканальные. Ведутся работы над созданием имплантируемых аппаратов.
Карманные СА прикрепляются к одежде и с помощью проводов передают преобразованные в электрические и усиленные звуковые сигналы к телефону. Этот телефон, изготовленный в виде вкладыша, помещается на ушную раковину. Поскольку в карманных слуховых аппаратах микрофон и телефон находятся на относительно значительном расстоянии друг от друга, удается избежать эффекта обратной акустической связи. Попросту говоря, избежать помех в виде посторонних шумов или свиста, что особенно важно для детей. С помощью одного карманного СА можно проводить бинауральное протезирование (одновременно на оба уха). Единственным их недостатком является размер, однако пожилых пациентов этот факт не смущает.
Другой распространенной модификацией СА является заушина. В корпусе особой формы размещаются элемент питания, усилитель, микрофон и телефон. Сам СА находится позади ушной раковины. Эстетически такая модель более приятна и поэтому популярна. Недостатком заушины является довольно высокий уровень собственного шума и большая возможность возникновения обратной акустической связи.
Внутриушные и внутриканальные модели предусматривают изготовление специального индивидуального корпуса по форме слухового прохода пациента, в котором размещаются усилитель, телефон и микрофон. Регулировки таких СА более сложные, а уровень интенсивности выходного сигнала ниже, чем в карманных и заушных аппаратах. Поэтому их применяют при сравнительно небольших потерях слуха.
Следует отметить, что технология СА очень быстро прогрессирует. Так, для заушных СА сейчас созданы различные программы, которые вводятся самим пациентом в зависимости от условий, в которых он находится (разговор по телефону, на улице, в учреждении, дома, в классе и т. д.). Последние модели СА снабжены возможностью цифровой обработки поступающих звуковых сигналов (речи), являются по существу миниатюрными компьютерами, в которых проводится полный анализ входного сигнала по времени и частотам. В перспективе — имплантируемые в среднее ухо вибраторы, укрепляемые на слуховых косточках, сигнал на которые передается из приемника по радиоканалу (какие-либо внешние элементы у таких СА вообще будут отсутствовать).
Важно не только правильно подобрать тип слухового аппарата, но и соответствующим образом настроить его, а также научить пациента пользоваться СА с максимальным эффектом. Последнее особенно относится к детскому возрасту. Подобной работой в нашей стране занимаются специально обученные врачи — сурдологи-протезисты.
Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования. Примером электроакустической аппаратуры, предназначенной для коллективного пользования, могут служить усилительные устройства, применяемые в зрелищных предприятиях, в залах заседаний, на стадионах и т. п. Эти устройства состоят из микрофона, усилителя и громкоговорителя или телефонных наушников. Звуковая энергия речи или музыки преобразуется в микрофоне в переменные электрические напряжения, которые после их усиления передаются на громкоговоритель или телефонный наушник, где вновь преобразуются в звуковые колебания. Иногда используется другой способ: речь или музыка предварительно записывается посредством магнитофона на пленку и затем передается через громкоговоритель, опять-таки после предварительного усиления.
По такому же принципу оборудуются микрофонные классы в школах для детей с недостатками слуха (рис. 39). Аппаратура микрофонного класса состоит из следующих частей: 1) микрофона учителя; 2) микрофонов учащихся; 3) усилителя; 4) телефонных наушников; 5) индивидуальных регуляторов громкости. Микрофон учителя помещается на его столе; микрофоны учащихся размещаются на партах и служат для восприятия учащимися собственной речи (с целью самоконтроля), а также речи товарищей. Индивидуальные регуляторы громкости располагаются на партах и дают возможность самим учащимся регулировать степень усиления соответственно состоянию своего слуха и характеру воспринимаемого звукового материа В настоящее время микрофонная аппаратура внедряется не только в школы, но и в дошкольные учреждения для детей с недостатками слуха.
Значение применения звукоусиливающей аппаратуры в школе и детском саду для слабослышащих детей становится особенно очевидным, если учесть, что даже при I степени тугоухости удаление всего лишь на 0,5 м от уха ведет к резкому ухудшению восприятия речи: в этих условиях дети с тугоухостью I степени воспринимают лишь около половины согласных звуков, произнесенных голосом разговорной силы.
Микрофонная аппаратура не только облегчает работу учителя, освобождая его от необходимости перенапрягать свой голос, но и позволяет проводить занятия с использованием слухового восприятия, а также упражнения по развитию слухового восприятия одновременно с целой группой учащихся.
6.2. Зрительное восприятие устной речи
При составлении этого параграфа использованы материалы Ф. Ф. Pay «Обучение чтению с губ».
Нарушение слухового восприятия устной речи может быть в значительной степени компенсировано за счет зрительного восприятия. Зрительное восприятие устной речи осуществляется посредством различения элементов речи по видимым движениям речевых органов, а также по выразительным движениям, сопровождающим речь. Наиболее отчетливым из всех этих движений являются движения губ, поэтому и сам процесс зрительного восприятия устной речи получил название чтения с губ.
Известно, что и при нормальном слухе восприятие речи улучшается, когда слушающий видит лицо говорящего. Особенно существенную помощь оказывает зрительное восприятие в тех случаях, когда речь в силу тех или иных причин оказывается недостаточно разборчивой (например, при плохой дикции, в шумной обстановке и т. п.). Естественно, что при тугоухости и особенно при глухоте чтение с губ приобретает еще более важное значение, так как в этом случае оно должно возместить нарушенное слуховое восприятие устной речи.
Чтение с губ представляет собой очень сложный процесс, специфические трудности которого обусловлены неполноценностью зрительного отображения речевых движений, свойственных тем или иным элементам речи, в частности таким важнейшим ее элементам, как фонемы. В русском языке, как известно, имеется 42 фонемы. Акустические признаки, свойственные разным фонемам и отличающие их друг от друга, определяются соответственными речевыми движениями, которые далеко не в одинаковой степени доступны зрительному восприятию. Оптические, или так называемые оральные, образы, соответствующие отдельным звукам, часто плохо видимы либо оказываются сходными для нескольких звуков. Относительно хорошо видимы гласные, особенно у, а, о. Из согласных лучше всего видимы губные (п, б, м, в, ф), труднее всего воспринимаются заднеязычные (к, г, х), которые в некоторых сочетаниях вообще не видны. Даже хорошо видимые фонемы часто оказываются оптически уподобленными друг другу, так как их произношение отличается только по сокращениям мышц гортани или по движениям мягкого неба, языка, невидимым вовсе или видимым неясно. Исследования (В. И. Бельтюков) показали, что 42 фонемам русского языка соответствуют 15 самостоятельных оптических образов, составляющих своеобразный оральный алфавит. Эти исследования внесли некоторые уточнения в ту схему зрительных образов звуков речи, которая была установлена ранее на основании наблюдений сурдопедагогов и включала лишь 12 образов. Уточненная схема орального алфавита представлена в таблице 7.
Таблица 7. Оральный алфавитI II III IV V VI VII VIII IX X XI XII а о у э и п ф ш л с т к ы п' ф' ж л' с' т к б в ч р з д г б' м м' в щ р' з' ц й д' н н' г' х х'
Необходимо указать, что противопоставленность фонем и их групп при зрительном восприятии живой речи оказывается еще менее выраженной, чем это представлено в таблице, так как на зрительный образ той или иной фонемы нередко оказывают влияние соседние фонемы. Например, в положении перед гласным у стираются различия между фонемами VIII и XI групп (шипящими и свистящими); в положении между двумя мягкими согласными звук э уподобляется звуку и (петь — пить). Однако и без учета особенно неблагоприятных фонетических условий само сходство оральных образов звуков речи внутри приведенных в таблице групп создает большие трудности при чтении с губ. Из таблицы видно, что каждый из оптических образов может означать одновременно до шести различных звуков. Таким образом, слово папа может быть прочитано 36 различными способами, как это видно на таблице 8, представленной ниже, где показаны все варианты возможного истолкования данного зрительного образа.
Таблица 8. Варианты истолкования зрительного образа
Как же все-таки читающий с губ может правильно воспринять произнесенное слово?
Важнейшим фактором, компенсирующим недостаточность восприятия видимых речевых движений, является смысловое комбинирование, благодаря которому отбрасываются все бессмысленные комбинации звуков и оставляются лишь такие, которые дают осмысленное слово. Однако в некоторых случаях один и тот же оральный образ может оказаться общим для нескольких слов. В приведенном примере, кроме слова папа, могут быть допущены еще два осмысленных толкования: мама и баба.
Различить такие сходные слова оказывается возможным лишь в контексте, опять-таки при помощи смыслового комбинирования. Если произносится фраза Ребята слепили из снега бабу, то толкования мама и папа отпадают.
Большую роль при чтении с губ играет также комбинирование по грамматической форме. Во фразе Папа пришел домой слово папа распознается не по смыслу, так как мама и баба тоже могут прийти домой, а по глагольной форме пришел.
Комбинирование не только дает возможность выбрать нужное толкование из нескольких возможных при сходстве зрительных образов, но и помогает дополнять отсутствующие звенья в воспринимаемом сочетании. Например, в слове кукла невидимые к подставляются по смыслу. Большую помощь оказывает при чтении с губ наличие определенной ситуации, известного контекста, заранее известной темы, а также сопровождение речи теми или иными выразительными движениями. Естественно, что комбинирование по смыслу и по форме оказывается возможным только в том случае, когда читающий с губ в достаточной мере владеет словесной речью, что позволяет ему в процессе зрительного восприятия речи опираться на свой предшествующий речевой опыт. Роль речевого опыта здесь, так же как и при неполноценном слуховом восприятии, заключается в том, что, обладая определенным словарным запасом и владея грамматическими формами языка, читающий с губ получает возможность на основе неполных оральных образов воспроизвести произнесенные слова и фразы. Физиологический механизм такого воспроизведения тот же, что и при нарушенном слухе, т. е. приведение в действие прочно сложившихся речедвигательных стереотипов при поступлении в кору головного мозга неполных, обрывочных оптических сигналов, воспринимаемых при чтении с губ.
В последнее время осуществляются попытки расширить возможности зрительного восприятия устной речи посредством применения специальной аппаратуры, преобразующей акустические сигналы в оптические. Сущность предложенных для этой цели приборов заключается в том, что звуки речи превращаются с помощью микрофона в электрические колебания, а эти последние преобразуются в световые сигналы, которые воспроизводятся на специальном светящемся экране в виде различных фигур или линий. Приборы, получившие название «Видимая речь», смогут оказать существенную помощь глухим в восприятии ими устной речи посредством зрительного анализатора.
6.3. Использование тактильно-вибрационного восприятия
На поверхность нашего тела воздействуют извне различные раздражители, которые воспринимаются особыми рецепторными приборами, расположенными в коже. Возникающие в результате этого воздействия нервные импульсы передаются в соответствующие корковые центры, где и возникают разнообразные ощущения, которые объединяются в одном понятии — «осязание». Среди этих ощущений основными являются следующие: ощущения прикосновения, или тактильные (от лат. tactilis — осязательный), осязательные ощущения тепла, холода, боли, вибрационные (от лат. vibratia — колебание) ощущения. Для большинства этих ощущений имеются специальные рецепторные аппараты. Существование особых воспринимающих нервных приборов для вибрационной чувствительности не доказано. Возможно, что вибрационные ощущения возникают при воздействии прерывистых раздражений на те же нервные элементы, которые воспринимают прикосновение (тактильные рецепторы).
Вибрационная чувствительность в известной степени родственна слуховой. В обоих случаях специфическим раздражителем являются периодические колебания. Но слуховая чувствительность значительно превосходит вибрационную и по объему восприятия, и по тонкости дифференцирования раздражителей. В то время как верхняя граница слухового восприятия доходит до 20 000 колебаний в секунду, вибрационное восприятие ограничено, по-видимому, пределом 1500—2000 колебаний в секунду. При помощи слуха можно различать звуки, отличающиеся друг от друга по высоте на одну двадцатую полутона; вибрационная чувствительность позволяет определить при помощи кончиков пальцев различие в числе колебаний, равное целому тону.
Вибрационные ощущения возникают в результате прикосновения к звучащему предмету (крышка рояля, мембрана телефона), к некоторым частям голосового аппарата говорящего или поющего (гортань, грудь, щеки), а также к предметам, находящимся вблизи от источника звука (крышка стола или парты, пол). Сильные звуки, особенно низкие (например, бой барабана, рокот самолета), могут вызвать вибрационные ощущения и через воздух. При некоторых обстоятельствах звуковая речь может вызвать и тактильные ощущения, а также ощущения тепла или холода. Это происходит, например, в том случае, когда говорящий приближается к уху слушающего и последний ощущает кожей ушной раковины и головы струю и толчки воздуха. Посредством тактильно-вибрационного восприятия можно различить некоторые признаки, характеризующие отдельные фонемы и их группы. Так, например, произнесение гласных и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить прикосновением руки. Для взрывных согласных (п, т, к) характерен толчок воздуха, который хорошо ощущается тыльной стороной кисти, поднесенной ко рту говорящего. Для фрикативных (ф, с, щ, х) характерна плавная струя воздуха. При произнесении звука ш эта струя оказывается теплой, а при с — холодной.
Тактильно-вибрационные ощущения играют очень значительную роль в процессе обучения глухих детей звукопроизносительной речи. Ученик, прикасаясь рукой к гортани, темени или грудной клетке учителя, ощущает вибрации, возникающие при произнесении того или иного звука речи или слова и, контролируя второй рукой вибрации своей гортани, темени или грудной клетки, воспроизводит такой же звук или слово.
На использование тактильно-вибрационных ощущений рассчитаны приборы (вибраторы, телетакторы и др.), в которых звуковые колебания преобразуются в механические вибрации. Эти приборы позволяют глухому воспринимать путем прикосновения пальцами к вибрирующей пластинке изменение силы, высоты и длительности звучания голоса, улавливать ритм, а при достаточной тренировке — различать некоторые звуки речи и слова.
Глава 7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Организация специальных упражнений по развитию слухового восприятия, а также мероприятия по использованию слуховой функции составляют предмет так называемой слуховой работы в школах и дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей. 7.1. Задачи слуховой работы
Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобы создать предпосылки для возможно более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи.
Применительно к глухим детям задача слуховой работы заключается в том, чтобы обогатить представления детей о звуках внешнего мира и расширить возможности различения элементов речи. Существенной задачей слуховой работы применительно к глухим детям является привлечение остаточного слуха к выработке у них внятного, членораздельного произношения.
В отношении слабослышащих детей задачи слуховой работы несколько расширяются и могут быть сформулированы следующим образом:
1. уточнить и расширить представления о звуковых явлениях;
2. обеспечить возможность широкого привлечения слухового восприятия в процессе обучения и для общения с окружающими;
3. содействовать максимальному использованию слуха в работе над развитием словесной речи, в том числе при обучении произношению. 7.2. Развитие слухового восприятия
В теории и практике сурдопедагогики по вопросу о развитии слухового восприятия и его роли в обучении и воспитании детей с недостатками слуха существовали две противоположные точки зрения. В одних случаях слуховое восприятие явно недооценивалось. Высказывалось даже необоснованное опасение, что специальные слуховые упражнения могут неблагоприятно отразиться на формировании у детей навыка чтения с губ. Результатом такой недооценки являлось полное игнорирование слуховой работы в школах для детей с недостатками слуха, что в свою очередь отражалось на качестве обучения, в частности на состоянии произношения, у глухих и слабослышащих детей.
В других случаях возможности развития слухового восприятия крайне преувеличивались, что приводило к превращению слуховой работы в самоцель. Перед слуховой работой ставилась задача «выведения из состояния практической глухонемоты», т. е. превращения глухих детей в слышащих. Естественно, что такая задача оказывалась невыполнимой, что приводило на практике к разочарованию и спаду интереса к слуховой работе.
Наблюдения показывают, что под влиянием жизненного опыта и в процессе обучения языку слуховое восприятие глухих и слабослышащих детей до некоторой степени развивается даже без специальных слуховых упражнений. Нередко отмечается, что при поступлении в детский сад и в школу глухой ребенок реагирует лишь на громкий голос у самой ушной раковины или не обнаруживает никаких остатков слуха, а при повторном исследовании в середине или конце года оказывается в состоянии различать некоторые неречевые звуки (звонок, звук горна), а иногда и те или иные элементы речи из пройденного речевого материала.
Важной предпосылкой развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом является формирование у них словесной речи. Механизм развития слухового восприятия в данном случае надо понимать как установление условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражениями, соответствующими тем или иным элементам речи, доступным слуху глухого иди слабослышащего ребенка. Одновременно с этим в процессе формирования речи происходит и уточнение собственно слуховых дифференцировок. Существенная роль в выработке слуховых дифференцировок, в установлении связей между слуховыми и речевыми кинестетическими раздражениями, т. е. в развитии слухового восприятия у детей с недостатками слуха, принадлежит специальным слуховым упражнениям.
Трудами ряда советских ученых (С. В. Кравков, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев) установлено большое значение специальных упражнений для развития и совершенствования функции различных анализаторов, в частности слухового анализатора. Как показал опыт обучения глухих с остатками слуха, а также слабослышащих детей, слуховое восприятие неречевых звуков и элементов речи под влиянием специальных упражнений, направленных на их сопоставление и различение, становится более дифференцированным.
Основными методическими положениями, определяющими построение занятий по развитию слухового восприятия, являются следующие.
1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей.
Состояние слуховой функции как у глухих, так и слабослышащих детей далеко не одинаково, а следовательно, различны и возможности, которыми они обладают для различения тех или иных звуковых раздражителей. В связи с этим при проведении занятий по развитию слухового восприятия должно учитываться состояние слуха каждого учащегося, особенно при работе со звукоусиливающей аппаратурой.
Так как обычно в каждом классе имеются учащиеся с разными остатками слуха, то для специальных слуховых занятий желательно комплектовать группу из детей с примерно одинаковым состоянием слуха или, что еще лучше, проводить индивидуальные занятия.
2. Значимость (сигнальность) звукового материала.
Как неречевые, так и речевые звуки, применяемые для выработки слуховых дифференцировок, должны по возможности иметь конкретный характер, соотноситься с каким-либо предметом или действием. Если дифференцируются звуки, издаваемые игрушками или другими звучащими предметами, то ребенок должен видеть эти предметы, держать их в руках, приводить в состояние звучания. Если дифференцируются речевые звуки, то они по возможности включаются в слова и фразы, а сами слова предъявляются не только на слух, но и наглядно в письменном виде, а также в виде показа самого предмета или действия, обозначаемого этим словом, в натуре или на картинке. В тех случаях, когда дифференцируемые звуки речи не удается включить в слова, допустимо их сопоставление в изолированном виде или в слогах, однако и здесь необходимо прибегать к своего рода наглядности — показу соответствующей буквы или слога на доске или в тетради учащегося. Постепенность перехода от грубых дифференцировок к более тонким. Звуковой материал, предлагаемый детям на слуховых занятиях, должен прорабатываться в определенной последовательности, путем перехода от более грубых дефференцировок к дифференцировкам более тонким, т. е. в порядке постепенного нарастания трудности. Критерием для суждения о степени сложности дифференцировок является прежде всего большая или меньшая акустическая близость сопоставляемых звуков: чем ближе друг к другу сопоставляемые звуки, тем тоньше, тем труднее дифференцировка; чем они дальше друг от друга, тем грубее, тем, следовательно, легче дифференцировка.
Упражнения по развитию слухового восприятия производятся в основном при выключенном зрении, для чего источник звука — рот учителя или звучащий предмет закрывается специальным экраном либо ребенка ставят спиной к источнику звука. При проведении таких упражнений следует исключать также и тактильно-вибрационные ощущения. Для этого надо не допускать прикосновения ребенка к тем предметам, которые вибрируют под влиянием резонанса (например, к крышке стола). Говоря на ухо ребенку, следует отгораживаться листом бумаги и пр. Однако при ознакомлении детей с материалом предстоящих слуховых упражнений, а также при затруднениях в ходе этих упражнений в помощь слуховому восприятию привлекается зрительное и тактильно-вибрационное (чтение с губ, чтение табличек или надписей на доске, показ звучащих предметов, прикосновение к гортани при произнесении звуков и др.).
Работу по развитию слухового восприятия надо проводить со всеми детьми, у которых обнаружены остатки слуха. Вследствие ненадежности результатов первичного исследования слуховой функции у глухих детей, поступающих в школу без дошкольной подготовки и в детские сады, слуховые занятия в подготовительном классе и на первом году пребывания в детском саду следует вести со всеми детьми.
На занятиях по развитию слухового восприятия необходимо регулярно применять звукоусиливающую аппаратуру, позволяющую приближать источник звука непосредственно к уху ребенка и дающую возможность проведения фронтальных занятий с группой учащихся без излишнего напряжения голоса учителя. Однако такого рода работа должна чередоваться с упражнениями без применения звукоусиливающей аппаратуры, особенно при проведении слуховых занятий со слабослышащими детьми, с тем чтобы не лишать детей тренировки в восприятии звуков в естественной обстановке, без аппаратуры. Кроме того, надо иметь в виду, что даже наиболее совершенная аппаратура дает некоторое искажение звуков. Поэтому следует приучать детей воспринимать неречевые звуки, а также доступные им элементы речи в естественных условиях, регулируя их громкость посредством изменения силы звуков и расстояния от источника звука в соответствии со слуховыми данными детей. Date: 2015-12-13; view: 897; Нарушение авторских прав |