Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения





В коррекционно-педагогической системе воспитания и обу­чения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используют­ся редко, не учитывается их высокая коррекционная значи­мость.

Между тем применение нетрадиционных техник способ­ствует обогащению знаний и представлений детей о предметах


и их использовании, материалах, их свойствах, способах дей­ствия с ними. У детей развивается способность переносить ус­военные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и под­крашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисова­ния клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окраши­вания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изоб­ражения с помощью подручных средств (ниток, веревок, по­лых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками на­носить гуашь или акварель и т. д.).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомле­нию с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъяв­ленный им. Нетрадиционные техники изображения не позво­ляют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инст­рументами. Это дает толчок к развитию воображения, творче­ства, самостоятельности, инициативы, проявлению индивиду­альности. Применяя и комбинируя разные техники изображе­ния в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоя­тельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализи­руют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное


мнение, у них появляется желание в следующий раз сде­лать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного со­блюдения последовательности производимых действий. Следо­вательно, дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стиму­лирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют по­вышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование ме­лом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой мото­рики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и дру­гие техники требуют точности и быстроты движений (напри­мер, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломал­ся мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результа­та можно и не достигнуть).

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра­няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществ­лять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Например, в коллективной работе на тему «Наша ули­ца» можно использовать различные техники изображения, ко­торые позволяют учесть индивидуальные возможности детей (от рисования ладонями кроны деревьев до написания таких коротких слов, как «школа»). Кроме того, каждый ребенок мо­жет выбрать ту технику, которая больше ему нравится.

Рисование в несколько рук, как коллективная форма рабо­ты, сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со свер­стниками, происходит усвоение нравственных норм, правил поведения. М.В. Ермолаева пишет: «Вовлекая проблемного ре­бенка в подлинно творческую работу, мы способствуем коррек­ции его мотивационной сферы - основы его поведения, чув­ствования, эмоционального реагирования. Коллективное дет­ское творчество рождает особую эмоциональную атмосферу,


 




благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством друго­го человека»1.

Исследователи указывают на то, что нетрадиционные тех­ники изображения могут способствовать ослаблению возбуж­дения слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (на­пример, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно ак­тивный ребенок нуждается в обширном пространстве для раз­ворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его ак­тивности сужается, уменьшается амплитуда движений. Круп­ные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосре­дотачивается на малой зоне. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету2.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятель­ности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом.

Date: 2015-12-13; view: 686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию