Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые теоретические аспекты развития воображения и творчества





Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, находя новые формы удовлетворения своих изменяющихся потребностей, глубже проникая в сущность своего бытия и бытия мира.

Существует несколько точек зрения на творчество. Одни исследователи рассматривают творчество как личностную ха­рактеристику, другие считают творчество продуктом опреде­ленной деятельности, третьи исследу­ют творчество как специфический процесс.

Ряд ученых рассматривают творчество как врожденную способность человека, которая может проявиться при наличии благоприятных условий и измеряется специальными тестами на креативность. Многие психологи связывают между собой креативность и различные черты личности, особенности ее по­ведения. Так, Не1sоn установил, что, действительно, творческая личность отличается ярко вы­раженной потребностью в независимости, стремлением к ори­гинальности, активной позицией.

Те исследователи, которые считают творчество продуктом определенной деятельности, подходят к его анализу с позиций новизны, оригинальности творческих результатов. Однако еди­ных критериев, по которым можно было бы определить некую деятельность как творческую, нет. Критериями творческой деятельности ученые называют появление новых перцептив­ных образов (В.П. Зинченко), знаний (В.В. Давыдов), целей и смыслов (А.Н. Леонтьев), способов действий (Я.А. Понома­рев), познавательной мотивации (А.М. Матюшкин). Критери­ем творческой деятельности также считаются оригинальность продукта, легкость создания новых образов.

Творчество как специфический процесс рассматривается в рамках решения проблем разного типа. Ученые выделяют



фазы, ступени, стили творчества (Харрис, Гилфорд, Дж. Джонс и др.). Так, Харрис выделяет шесть фаз творческого процесса, которые сменяют друг друга: сознание потребности, сбор им формации, мыслительная деятельность по обработке информа­ции, воображаемые решения, проверка, воплощение.

Гилфорд описывает два «стиля мыслей»: дивергентный и кон­вергентный. Первый отличается пластичностью, многонаправленностью и позволяет человеку менять перспективу видения проблемы, средства ее анализа, модальность своего поиска. Такой способ решения наиболее эффективен, если проблема недостаточ­но определена. Конвергентный стиль позволяет выбрать опти­мальный, экономичный вариант решения проблемы. Данный стиль эффективен при анализе четко сформулированных проб­лем. В творческой деятельности участвуют оба типа, однако один из них может преобладать. Отечественный психолог П.М. Якоб­сон в 1934 году предложил следующую последовательность твор­ческого процесса: период интеллектуальной готовности - усмот­рение проблемы - формулировка задачи - поиск решения - выде­ление принципа решения - превращение принципа в схему - техническое оформление и развертывание изобретения.

Важными моментами в творческой деятельности признают­ся умение видеть проблему, формулировать ее, задавать себе вопросы, выдвигать предположения относительно способов ее разрешения.

В настоящее время предпринимаются попытки рассмотреть творчество с позиций системного подхода (Я.А. Пономарев и др.).

Л.С. Выготский писал: «Творческой деятельностью мы на­зываем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой дея­тельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или извест­ным построением ума или чувства, живущим и обнаруживаю­щимся только в самом человеке»1.

В психологии творческая деятельность связывается с про­цессом воображения, или фантазией. Л.С. Выготский, давая характеристику воображению, писал, что оно не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из впечатлений, накопленных прежде. Умение из элементов, взя­тых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека,

'Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967. С. 3.


создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества1.

Если воображение связано с действительностью и позволяет представлять уже существующие в реальном мире объекты или предметы, явления, которые могут иметь место в жизни чело­века, то фантазия - это то, чего в действительности никогда не было и не будет. Е.Е. Сапогова считает фантазию умственным экспериментированием, тогда как воображение относит к мо­делированию разной сложности2. В учебниках по психологии существует и другая точка зрения на процессы воображения и фантазии. Так, А.В. Петровский, В.Г. Степанов рассматривают данные процессы как тождественные.

В настоящее время существует множество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являются возрастные периоды развития воображения и виды деятельности, в которых оно развивается. Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьячен­ко, А.В. Запорожца, Н.Н. Палагиной, Д.Б. Эльконина и дру­гих ученых показали, что формирование воображения возмож­но на самых ранних стадиях онтогенеза.

По мнению Н.Н. Палагиной, генетическими предпосылка­ми развития воображения являются активность ребенка, его потребность в новых впечатлениях, в общении, в самоутверж­дении. Автор пишет, что воображение вырастает из условного действия и складывается в совместных действиях ребенка и взрослого. Исследователь считает, что сензитивным периодом развития воображения является второй год жизни. В это время у ребенка происходит становление речи, развитие предметной деятельности. В процессе активного действия с игрушками он начинает комбинировать предметную среду.

На третьем году жизни происходит становление словесных форм воображения, отмечается отрыв условного действия от предметной опоры и выражение его в слове, наблюдается пре­образование и комбинирование образов представлений.

В 4-5 лет начинает развиваться тенденция отстранения ре­бенка от собственных фантазий. Он может представить состоя­ние другого человека, планировать свои действия.

В 6-7 лет воображение становится самостоятельным про­цессом, появляются элементы творчества.

'Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

2Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.


 




При рассмотрении процесса воображения нельзя обойти вниманием вопрос его структуры. В работах по психологии данный аспект остается открытым. Исследователи могут не включать в структуру ту или иную составную ее часть, рассмат­ривать структуру не полностью. Как показал анализ научной литературы, до конца остается невыясненным, что считать ме­ханизмами, а что формами воображения, нет общепринятой терминологии в обозначении его функций и т. д. Поэтому структура, которая представлена ниже, основывается на ана­лизе нескольких психологических исследований, где авторы достаточно подробно останавливаются на тех или иных ее ком­понентах.

Date: 2015-12-13; view: 898; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию