Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осокииа гадина леовидовва 4 page





Таким образом, наличие сторон с противоположными юридическими интересами, равенство их процессуальных прав, состязательность и объективность суда59 при рассмотрении дел, возникающих из административно-правовых отношений, могут быть объяснены и обоснованы только с точки зрения, допускающей существование конструкции административного иска как разновидности родового понятия иска, и следовательно, обладающего теми свойствами, которые присущи любому иску как универсальному правовому инструменту.

Кроме того, конструкция административного иска дает возможность теоретически обосновать неприемлемость запрета на кассационное обжалование (опротестование) судебных решений по жалобам на постановления о наложении административных взысканий.

57 См.: Загряцков М.Ж. Административная юстиция и право жалобы (в теории и законодательстве). М., 1924; Чечот Д.М. Административная юстиция: теоретические проблемы. М., 1973.

Боннер А.Т. Указ. соч. С. 145.

Преимущества судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти обусловлены независимостью суда и подчинением его только закону, отсутствием у судей заинтересованности в поддержании "чести мундира" ведомства или учреждения; наличием материально-правовой, служебной, процессуальной и психологической возможностью максимально соблюсти беспристрастность в разрешении жалобы, т. е. иска.

48 Часть первая. Общая характеристика иска...

Необходимо заметить, что проблема административного иска не ограничивается узкопрофессиональными, юридико-техническими и теоретическими рамками. В условиях построения правового государства с рыночной экономикой она приобретает большое политическое и социальное звучание. Поскольку правовое государство ставит знак равенства в правах и взаимной ответственности между своими органами и гражданином, одной из несущих конструкций правового государства, писал Ю.Феофанов, должен быть иск гражданина против государства. Необходимо заменить право на жалобу на право на иск, потому что "жалоба – это неравноправие. Равноправие – иск. Право на иск представляет собой демократическое средство, обеспечивающее независимое положение гражданина, его достоинство перед лицом бюрократии"60.

С принятием ряда законодательных актов конструкция административного иска стала правовой реальностью. Так, в ст. 48, п. 2 ст. 79, п. 1 ст. 104, ст. 105, 115, п. 2 ст. 138, ст. 142 НК РФ 1998 г., регулирующего властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2), широко используется исковая терминология: "иск налоговых органов"; "исковое заявление об обжаловании в суд неправомерных действий госорганов и должностных лиц"; "исковое заявление о взыскании налоговых санкций"; "жалобы (исковые заявления)"61.

Ранее (см. главу первую) были выделены три компонента, образующих в совокупности единое и универсальное понятие иска. С учетом всего сказанного можно конкретизировать, наполнить "кровью и плотью" эти компоненты и таким образом сформулировать основные признаки иска как родового, универсального понятия, разновидностями которого являются гражданский, уголовный и административный иски.

Феофанов Ю. Жалоба или иск.

СЗ. 1998. № 31. Or. 3824.

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса 49

Итак, в иске имеется компонент, который условно можно назвать первым, – требование (просьба) о защите, а не обращение. В связи с этим правомерно говорить о праве на обращение с требованием, т. е. о праве на предъявление иска в установленном законом порядке. Гражданский иск может быть предъявлен как лицом, защищающим свое право (интерес), так и другими лицами, управомоченными на то законом. Само требование о защите (иск) облекается в форму искового заявления, которое должно содержать указание на того, кто и в чью пользу требует (стороны), а также что и на основании чего требует (предмет и основание иска). Требование о защите установленного правопорядка, прав и интересов от преступных посягательств (уголовный иск) предъявляет прокурор, а по делам частного обвинения – граждане, а также коммерческие и иные организации, потерпевшие от преступного посягательства на их субъективные права и охраняемые законом интересы. Функцию искового заявления выполняют обвинительное заключение ц частная жалоба, которые также имеют предмет требования (мера наказания, подлежащая применению к лицу, совершившему преступное деяние) и основание требования (совокупность обстоятельств, образующих состав конкретного преступления). Аналогичным образом должен оформляться административный иск (жалоба на действия и решения органов исполнительной власти, должностных лиц).

Таким образом, любой иск как требование о защите должен содержать указание на того, кто и в чью пользу требует, что и на основании чего требует (элементы иска).

Второй обязательный компонент понятия иска должен указывать на цель иска. Иск есть не любое и не всякое требование (например, материально-правовое требование одного участника спорного правоотношения к другому). Иск представляет собой строго определенное по цели, содержанию и адресату требование. Целью иска, будь то гражданский, уголовный или административный иски, является защита нарушенного или оспоренного субъективного права либо охраняемого законом интереса, а также установленного правопорядка. Цель иска обусловливает такой его существенный признак, как наличие спорящих сторон. Иск всегда связан со

so

.„iw первая. Общая характеристика иска...

спором о праве или интересе, а значит, с наличием спорящих сторон, что в свою очередь определяет другой неотъемлемый признак иска и исковой формы процесса – состязательность.

Поскольку состязательность, как уже отмечалось, возможна лишь там и тогда, где и когда функции нападения (иска, обвинения, жалобы) и отражения нападения (защиты или правосудия) не совпадают в одном лице, состязательность предполагает не только наличие спорящих сторон, но и третьего лица, призванного рассудить спорящих. По законодательству РФ защита субъективных прав и законных интересов, а также установленного правопорядка осуществляется общими, арбитражными и третейскими судами. Это означает, что третьим компонентом, образующим понятие иска, является то, что иск как требование о защите всегда адресован суду, а не противной стороне. В этой связи уместно вспомнить слова Н.Н.Полянского, который более 70 лет тому назад писал о том, что "иск возможен только при отделении обвинительной функции от судебной"62.

Таким образом, для иска и исковой формы процесса характерно то, что орган, обязанный дать ответ на заявленное требование о защите, не связан со спорящими сторонами, а поэтому объективно независим от них и не заинтересован в исходе дела. В противном случае можно говорить лишь о претензии, жалобе, заявлении, но не об иске как таковом. Не случайно просьба заинтересованного лица о пересмотре дела (гражданского или уголовного), поданная в вышестоящую судебную инстанцию, которая находится в определенных отношениях с нижестоящей, именуется не кассационным и тому подобное иском, а кассационной жалобой (протестом), надзорным протестом, а при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам – заявлением. В указанных случаях лицо оспаривает (обжалует), опротестовывает именно действия суда, отказавшего в защите или удовлетворившего требование о защите спорного права или интереса. Другими словами, кассационную жалобу (протест), надзорный протест, а также заявление по вновь открывшимся об-

Полянский Н.Н. Очерки общей теории уголовного процесса. С. 118.

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса 51

стоятельствам нельзя рассматривать как новый иск, потому что жалоба, протест и заявление являются следствием того, что заинтересованное лицо не удовлетворено ответом суда первой инстанции по существу заявленного им требования о защите (иска). Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют характер и содержание полномочий судов, рассматривающих дела в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; характер оснований к отмене и изменению судебного постановления, а также характер и содержание указаний вышестоящей инстанции при направлении дела на новое рассмотрение в суд нижестоящей инстанции.

Итак, определив иск как требование о защите нарушенного или оспоренного права либо законного интереса, можно сформулировать существенные признаки иска и исковой формы процесса.

1. Иск как требование о защите всегда связан со спором о праве или законном интересе. Это означает, что исковая форма является формой любого процесса по рассмотрению и разрешению споров о правах и интересах граждан, организаций и государства. Там, где нет спора о праве или интересе, нет и не может быть иска и исковой формы процесса.

2. Наличие спора о субъективном праве или законном интересе предполагает наличие спорящих субъектов с противоположными юридическими интересами, т. е. сторон независимо от характера материально-правовой связи между ними.

3. Наличие спорящих субъектов с противоположными юридическими интересами предполагает существование третьего, беспристрастного лица, призванного рассудить спорящих, потому что защиту в строгом смысле слова можно искать лишь у того, кто независим от спорящих сторон, а потому объективно не заинтересован в исходе спора. Таким субъектом по законодательству России является суд общей юрисдикции, арбитражный, а также третейский суд. Таким образом, иск возможен там и тогда, где и когда орган, обязанный разрешить спор о субъективном праве или интересе, независим от спорящих сторон и не связан ни с одной из них какими-либо отношениями, кроме процессуальных.

52 Часть первая. Общая характеристика иска...

4. Наличие спорящих сторон и третьего, не заинтересованного в исходе спора, лица предполагает состязательность и равное правовое положение состязующихся. Отсюда исковая форма процесса есть форма состязательная. И, наоборот, всякая состязательная форма процесса есть форма исковая.

Выявив признаки иска и исковой формы процесса, можно перейти к решению частных вопросов теории и практики гражданского процессуального права.

Б. Поскольку защита прав и законных интересов осуществляется не только судом, но и несудебными органами (п. 2 ст. 11 ГК; ст. 31 Патентного закона РФ, ст. 45 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров"63; ст. 201 КЗоТ; п. 1 ст. 8 СК), возникает вопрос о применимости иска как средства защиты прав и законных интересов в несудебных органах.

Позиция некоторых авторов, допускающих возможность использования иска в таком несудебном органе, как КТС (комиссия по трудовым спорам)64, представляется недостаточно обоснованной по следующим причинам.

Форма обращения и рассмотрения трудового спора в КТС не может быть определена как исковая только на том основании, что трудовые споры носят исковой характер. Как верно заметил Д.М.Чечот, сущность исковой формы защиты прав может быть понята не только в связи с природой спора, возбуждаемого иском, но и того юрисдикционного органа, который должен рассмотреть иск, а также в связи с гарантиями, предоставляемыми заинтересованным лицам при таком рассмотрении65. Для исковой формы защиты прав, как отме-

63 64,

Вед. РФ. 1992..№ 42. Ст. 2319, 2322.

См.: Зейдер Н.Б. Предмет и система советского гражданского процессуального права // Изв. вузов. Правоведение. 1962. № 3; Добровольский А.А. Исковая форма защиты права. _С. 10; Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. С. 23; Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права. М., 1967. С. 30; Жеруолис И. Сущность советского гражданского процесса. С, 104; Чечот Д.М. Иск и исковые формы защиты права. С. 73;

Логинов П.В. Сущность иска и признаки индивидуализации хозяйственного спора в арбитражном процессе // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Саратов, 1976. Вып. 1. С. 63.

65 См.: Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 19; Он же. Иск и исковые формы защиты права. С. 73.

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса 53

чалось, характерно то, что орган, рассматривающий иск, не должен быть заинтересован в исходе дела, что позволяет ему выступать в роли арбитра, к которому обращаются спорящие стороны. В соответствии со ст. 203 КЗоТ КТС избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации с числом работающих не менее 15 человек. Иными словами, КТС состоит из работников организации, каждый из которых в свою очередь находится в трудовых правоотношениях с работодателем. Поскольку сторонами трудового спора являются работодатель и работник, то "судьи" (работники той же организации) находятся в психологической и иной зависимости от работодателя – стороны в споре. Определенные отношения организационно-правового характера связывают членов КТС и с другой стороной индивидуального трудового спора – работником, чье волеизъявление, слившись с волеизъявлениями остальных членов трудового коллектива, послужило основанием для выдвижения и избрания "судей" в состав комиссии по трудовым спорам. Таким образом, КТС– это своеобразный юрисдикционный орган, члены которого так или иначе связаны с обеими сторонами рассматриваемого трудового конфликта. Всегда существует высокая степень вероятности психологической и иной зависимости "судей" от спорящих сторон.

Кроме того, если исходить из наличия иска в КТС, то в суде общей юрисдикции требование о защите будет уже не иском, а жалобой, так как ответ на иск должен быть дан в решении КТС по трудовому спору. Однако в соответствии с КЗоТ трудовые споры, прошедшие этап предварительного внесудебного их рассмотрения КТС, принимаются и разрешаются судами общей юрисдикции по заявлению – иску, а не жалобе на решение КТС. Несмотря на наличие решения КТС по индивидуальному трудовому спору, суд общей юрисдикции рассматривает его по существу как суд первой инстанции. Таким образом, только в суде появляется иск как требование о защите прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений, потому что суд, рассматривающий и разрешающий трудовой спор, не связан ни с одной из спорящих сторон какими-либо правоотношениями, кроме процессуальных.

54 Часть первая. Общая характеристика иска...

Институт иска неприменим также и при рассмотрении дел в административном порядке либо по причине отсутствия спора о праве или интересе (см., например, ч. 2 ст. 90 ЖК;

п. 1 ст. 242, п. 2 ст. 243 ПС; ст. 18,19 СК), либо в силу наличия материально-правовых связей между органом исполнительной власти и одной из спорящих сторон (п. 4 ст. 13, п. 3, 8, 9 ст. 21,ст. 29 Патентного закона), а также отсутствия надлежащих гарантий равенства и состязательности спорящих сторон (п. 1 ст. 121, ст. 56, п. 2 ст. 65, ст. 67 СК).

В. Определение иска как родового понятия имеет практическое значение, так как дает четкий, научно обоснованный ориентир для классификации видов гражданского судопроизводства. ГПК в редакции ФЗ 1995 г. предусматривает четыре разновидности судопроизводства: производство по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и тому подобных горизонтальных (частно-правовых) правоотношений; производство по делам, возникающим из административно-правовых, т. е. вертикальных (публично-правовых) отношений; особое производство; приказное (документарное) производство.

(1). Если производство по делам, возникающим из горизонтальных (гражданских, семейных, трудовых и т.п.) правоотношений в гражданском процессуальном законодательстве прямо именуется исковым, то вопрос о правовой природе производства, по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является спорным. Суть спора заключается в том, что одни авторы относят данный вид судопроизводства к числу исковых^. Другие, напротив, от-

См.: Клейнман А.Ф. Советский гражданский процесс. С. 270–271, 276–280; Добровольский А.А. Указ. соч. С. 16–17; Боннер А.Т. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений: Авто-реф. дис.... канд. юрид- наук. М., 1966. С. 9–12; Жеруолис И. Сущность советского гражданского процесса. С. 162–172; Мельников А.А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969. С. 180;

Добровольский А.А., Иванова С.А. Указ. соч. С. 134–143; Пушкар E.I. Указ. соч. С. 151, 156; Полянский Н.Н. и др. Указ. соч. С. 70–72; Ремнев В.И. Соотношение судебного и административного порядка рассмотрения жалоб граждан. С. 53; Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе / Под общей ред. А-А.Мельникова. 1986. С. 219, 223, 226, 238; Гражданское процессуальное право России: Учебник /Под ред. М.С.Шакарян. 1996. С. 231.

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса 55

рицают исковой характер производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений67.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений как и производство по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и тому подобных горизонтальных правоотношений, является исковым, потому что и там и тут есть спор о праве или законном интересе, есть стороны с противоположными юридическими интересами, а также орган, независимый от сторон, а потому способный беспристрастно разрешить правовой спор.

Необходимость разграничения двух видов искового судопроизводства обусловлена спецификой того правоотношения, из которого возникает спор о праве или законном интересе. В этой связи производство по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и тому подобных правоотношений, – это судебный порядок рассмотрения и разрешения споров о правах и законных интересах субъектов горизонтальных (частно-правовых) отношений. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – это судебный порядок рассмотрения и разрешения споров о правах и законных интересах субъектов вертикальных (публично-правовых) отношений.

Следует заметить, что сторонники исковой, природы производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, разошлись во мнении о характере иска, посредством которого возбуждается данная категория юридических дел. Одни авторы полагают, что производство по делам, возникающим из административно-правовых отно-

61 См.: Елисейкин П.Ф. Судебный надзор за деятельностью административных органов // Проблемы государства и права на современном этапе. Владивосток, 1963. С. 35; Чечот Д.М. Иск и исковые формы защиты права. С. 73–75; Юридическая процессуальная форма: теория и практика. С. 201–204; Щеглов В.Н. Структура гражданского судопроизводства по ГПК РСФСР. С. 12; Хутыз М.Х. Указ. соч. С. 16; Гражданский процесс:

Учебник / Под ред. Ю.К.Осипова. М., 1996. С. 309; Комментарий к ГПК РСФСР / Под ред. М.К.Треушникова. М., 1996. С. 329.

56 Часть первая. Общая характеристика иска...

шений, возбуждается гражданским иском^. Другие, напротив, – административным иском69.

Дискуссия о характере иска в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений, по своей сути представляет собой спор о характере, природе норм, регламентирующих производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Так, В.М.Савицкий, критикуя А-Ф.Клейнмана, который полагал, что данный вид судопроизводства возбуждается административным иском, ссылался на И.А. Жеруолиса. По мнению последнего, производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, возбуждается гражданским иском, потому что "иск как процессуальное средство защиты права подчинен той процессуальной форме, в рамках которой он реализуется"70. Уместно заметить, что сам В.М.Савицкий признает существование административного иска, административно-процессуальных норм и административно-процессуальной формы наряду с гражданско-процес-суальной и уголовно-процессуальной формами рассмотрения и разрешения юридических дел71. Однако действие административного иска и административно-процессуальной формы указанный автор ограничивал делами об административных правонарушениях, отнесенных к единоличной компетенции судьи, а также случаями, предусматривавшимися ст. 2 и 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г.72 И лишь "с принятием закона о порядке рассмотрения судом жалоб на действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан <...>, возникнет, очевидно,

68 См.: Жеруолис И. Указ. соч. С. 171; Полянский Н.Н. и др. Указ. соч. С. 71-73.

69 См.: Клейнман А.Ф. Указ. соч. С. 270–271; Боннер А.Т. Судебная практика по делам, возникающим из административно-правовых отношений. С. 145; Гражданское процессуальное право России. С. 231 (автор гл. 18 - А-Т.Боннер).

70 Полянский Н.Н. и др. Указ. соч. С. 71.

71 Там же.

"Там же. С. 71, 72; Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 7. Ст. 117.

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса 57

самостоятельная отрасль судебного права – административное процессуальное право, которое не может быть не чем иным, кроме как исковым производством, возбуждаемым в силу специфики процессуальных правил и характера защищаемого им материального права административным иском" (курсив мой. – Г.О.)73. Из цитаты ясно, что характер (вид) иска В.М.Савицкий увязывал с характером того субъективного права или интереса, средством защиты которого являлся иск. Данное предположение подтверждается тем, что автор предлагал ввести в научный и правовой оборот такое понятие, как государственно-правовой иск, посредством которого защищались бы избирательные права граждан. В этой связи совершенно нелогичен вывод В.М.Савицкого о том, что производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, возбуждается не административным, а гражданским иском. ИАЖеруолис, на которого ссылался В.М.Савицкий, писал, что "производство (имеется в виду по делам, возникающим из административно-правовых отношений. – Г. О.) возбуждается гражданским иском и является видом искового производства с отдельными процессуальными особенностями, обусловленными административно-правовым характером спорных правоотношений, рассматриваемых в этой форме гражданского процесса, и характером административного (государственного) права, применяемого в этой форме (имеется в виду гражданско-процессуальная форма. –Г.0.)"(курсивмой. –Г.О.)74.

Таким образом, позиция ИА-Жеруолиса и В.М.Савицкого покоится на довольно шаткой теоретической основе, потому что именно форме, а не содержанию исследуемого явления придается главное и доминирующее значение. Содержанию же отводится роль ведомого, а не ведущего и определяющего. Такой подход к характеристике правовой природы производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, является отголоском дис-

73 Полянский Н.Н. и др. Указ. соч. С. 72.

4 Жеруолис И. Указ. соч. С. 171; аналогичного мнения придерживался В.И.Ремнев (см.: Ремнев В.И. Соотношение судебного и административного порядка рассмотрения жалоб граждан. С. 53).

Часть первая. Общая характеристика иска..

куссии по.вопросу о предмете гражданского процессуального права и отражает мнение, согласно которому характер процессуальной отрасли права, процессуальных норм определяется не характером подлежащих применению норм материального права, а органом, применяющим эти нормы75. Как известно, процессуальные нормы по отношению к материальным выполняют служебную роль (функцию), потому что первые обеспечивают (организуют) принудительную реализацию вторых и как следствие этого защиту соответствующих субъективных прав и законных интересов субъектов материальных правоотношений. В связи с этим правовая природа процесса, процессуальных норм определяется (или должна определяться) природой обслуживаемого материального права. Одним словом, каково материальное право, таким должен быть и процесс, в рамках которого оно реализуется. Уголовный процесс (уголовно-процессуальное право) именуется так потому, что уголовно-процессуальные нормы направлены (обеспечивают) на реализацию (применение) уголовного материального права. То же самое можно сказать и о гражданско-процессуальной отрасли права, гражданском процессе, являющимся формой принудительной реализации норм гражданского, семейного, трудового и иных отраслей материального права, регулирующих горизонтальные (частно-правовые) отношения.

Назначение процессуальных отраслей, их служебная роль по отношению к материальным отраслям позволяет выделить те общие черты и свойства, которые присущи любой процессуальной отрасли права, всякому процессу по применению материально-правовых норм (истина, законность и обоснованность, гласность, непосредственность, устность и т.п.). Однако именно специфика материальных отраслей права обусловливает особенности в процедуре применения материальных норм, что служит основанием для разграничения процессуальных отраслей права и, как следствие этого,

75 Такой позиции придерживался, например, Д.М.Чечот (см.: Курс советского гражданского продессуального права: В 2 т. /Под общей ред. АА.Мельникова. М., 1981. Т. 2. С. 140-141).

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса

юридических процессов (например, гражданского процесса

от уголовного).

Из изложенного следует, что, если спор возник из административно-правового отношения, если речь идет о защите субъективного административного права (интереса), из чего, кстати, исходят ИАЖеруолис и В.М.Савицкий, то почему мы должны называть гражданским процессом ту часть судопроизводства, в рамках которой применяются нормы административного, конституционного, финансового, таможенного и иных отраслей права, регулирующих вертикальные (публично-правовые) отношения? Та часть судопроизводства, в рамках которой применяются нормы административного и родственных ему отраслей материального права, должна именоваться не гражданским, & административным судебным процессом, т. е. административным судопроизводством. То обстоятельство, что нормы, регламентирующие судебный порядок рассмотрения дел, возникающих из вертикальных правоотношений, являются в настоящий момент структурной частью ГПК, принципиального значения не имеет. Данная мера носит вынужденный характер, потому что административно-процессуальные нормы организационно разобщены, разбросаны по различным отраслям и подотраслям российского права. Как известно, начало кодификации административно-процессуальной отрасли права было положено Основами законодательства Союза ССР об административных правонарушениях и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Кроме этого, принятые за последние годы законы и подзаконные акты РФ, регулирующие публично-правовые отношения, тоже содержат процедурно-процессуальные нормы. Например, раздел Х Таможенного кодекса РФ содержит процедурно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок привлечения к ответственности лиц за нарушение ими таможенных правил, а также порядок взаимоотношений таможенных и судебных органов76. Аналогичное значение имеют нормы глав 19 и 20 НК

РФ.

Итак, производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, по своему характеру являет-

76 Вед. РФ; 1993. № 31. Or. 1224.

60 Часть первая. Общая характеристика иска...

ся исковым. Поскольку суд при рассмотрении этих дел применяет (руководствуется) нормы конституционного, административного, финансового и иных родственных им отраслей материального права, регламентирующих вертикальные (публично-правовые) отношения, то нормы, регулирующие сам порядок, (процедуру) рассмотрения указанных дел, являются административно-процессуальными. В этой связи производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений, должно возбуждаться административным иском. Административный иск в отличие от гражданского представляет собой требование о защите субъективных прав и интересов субъектов вертикальных (публично-правовых) отношений. Данное обстоятельство обусловливает процессуальные особенности двух разновидностей искового судопроизводства: административного, т. е. производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений; и гражданского, т. е. производства по делам, возникающим из частно-правовых отношений77.

(2). В отличие от исковых особое производство является неисковым, бесспорным. Характерная черта, отличающая особое производство от двух других, – отсутствие спора о субъективном праве или интересе, что прямо закреплено в ГПК. В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК 1964 г. суд обязан оставить заявление без рассмотрения, разъяснив заинтересованным лицам их право предъявить иск на общих основаниях, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникнет спор о праве, подведомственный суду.

Анализ ст. 245 ГПК, предусматривающей перечень дел особого производства, дает основание утверждать, что данный перечень далеко не безупречен с точки зрения того критерия, который принят законодателем за основу разграничения исковых и неисковых видов судопроизводства. Такие категории дел, как дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным (п. 3 ст. 245); об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния (п. 5 ст. 245); дела по жалобам на нотариальные

77 См.: Осокина Г.Л. Проблемы иска и права на иск. С. 58; Она же. Обсуждение проекта нового ГПК РФ //Законодательство. 1997. № 3. С. 63.

Глава вторая. Признаки иска и исковой формы процесса

действия или на отказ в их совершении (п. 6 ст. 245) по своему характеру изначально являются спорными, а значит исковыми. В связи с этим перечисленные категории дел должны быть включены в состав гражданского искового (п. 3 ст. 245) или административного искового (п. 5 и 6 ст. 245)

Date: 2015-12-13; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию