Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гиппократ
Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах, мы встречаем у древнегреческого врача и естествоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (460 — 370 гг. до н. э.). До нас дошло большое количество его сочинений, в которых содержится обширный эмпирический материал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблюдения. По сравнению с древней медициной других стран медицина в Древней Греции в меньшей степени находилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния, хотя и имела тоже определенное отношение к медицине. Так, в Древней Греции существовала и жреческая, храмовая медицина (асклепейоны— помещение для лечения при храмах), и народная медицина (ятрейи—тип частной лечебницы на дому у врача). Асклепий— (производное—асклепейоны), бог-врач. Изображался с посохом в руках, обвитым змеей. Змея и ворон считались у многих народов олицетворением мудрости («Мудрый аки змий»). У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и в результате овладевших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и распознаванию болезней. Кстати, змея так и осталась в прот фессиональной эмблеме медицины. Лечение в асклепейонах при храмах заключалось главным образом во внушении; больного подготавливали постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, а жрецы затем толковали эти сны. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда наблюдались и активные вмешательства вплоть до хирургических операций. Гиппократ вышел из семьи врачей. Знания получил от отца. Кроме того, он учился медицине на острове Кос. Много путешествовал, жил в Египте (знакомился с египетской медициной, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на побережье Черного моря, врачевал в самой Греции. Изучал достижения древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности ему были известны медицинские знания скифов. Он упоминает об обычаях скифов в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Видимо, Гиппократ участвовал в военных походах, судя по его хирургическим знаниям. Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древней греческой философии — материализм Демокрита и диалектику Гераклита и, пересмотрев под этим углом зрения основные проблемы медицины (причины, этиологию, сущность болезней, их лечение и предупреждение), дал им материалистическое толкование. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли или злого духа. Таким образом, своими материалистическими в основе взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины. Тем самым он на много веков вперед определил направление развития медицины. Гиппократ разделял гуморальную точку зрения на здоровье и болезнь человека. Жизнь организма, по его убеждению определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегмой), желчью желтой и черной. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови— сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент определяется преобладанием в организме соответствующего сока. (Гиппократ, по мнению И.П. Павлова, в общем правильно уловил основные типы). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и их свойств и обусловливает здоровье и болезнь, темперамент и конституцию. Гиппократ смотрел на болезнь как на явление изменяющееся (начало — сырость, середина — сварение, конец— извержение (кризис). Задачу врача видел в том, чтобы, учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. «Природа — врач болезней». В качестве метода лечения исходил из «противоположного противоположным». «Переполнение врачует отдых и наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»... Гиппократ уделял серьезное внимание наблюдено нию симптомов болезни, прогнозу («Мне кажется, что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения») и симптоматическому лечению. По наблюдениям И. А. Сикорского, у Гиппократа встречаются упоминания о многих, известных нам сейчас, речевых расстройствах: aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnophonia, которые можно перевести соответственно на русский язык, как: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека («Глаза, уши, язык,, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит»). Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции голоса. («Человек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и ударяя в небо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикулировал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки».) В своих сочинениях Гиппократ дает также описание отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. («Если язык вдруг сделается бессильным или какая-либо часть тела поражается апоплексией, то это — страдание меланхолическое (от черной желчи».) Поэтому причину расстройств функций головного мозга, слуха, зрения, голоса и речи Гиппократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеобразные рекомендации для их преодоления. Например. «Если заболевают уши, надо произвести обильные горячие изливания... Лучшее из имеющихся средств это дать рвотное, изгоняющее слизь, и очи стить голову при помощи одного из лекарств, которым очищается слизь головы». «Если язычок будет отвисать и способствовать удушью... тотчас нужно употребить полоскание... если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить сколько можно крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду». «Пускать кровь тем, которые внезапно, без лихорадки, поражены потерей речи». «Если кто лишается голоса, это должно быть отнесено за счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену правой руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообразно конституции и возрасту больного» и т. д. Одна из заслуг Гиппократа и в том, что он рекомендовал при диагностировании и прогнозе любых заболеваний обращать внимание на состояние слуха и речи больного. (Конечно, эти прогнозы в настоящее время выглядят несколько примитивно, но в принципе, нам думается, это весьма верный подход к дифференциальной диагностике болезней.) Например: «Иметь тугое ухо, дрожащие руки... парализованный язык— плохо». «Частые потери речи с некоторым усыплением указывают на чахоточное состояние». «Во время спазмов продолжительная потеря голоса — плоха; короткая же указывает на паралич или языка, или руки, или частей, расположенных справа». «Дрожащий язык у некоторых больных — признак будущего желудочного расстройства» и т. д. Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим: 1 попытку классифицировать речевые расстройства; 2 указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека; 3 описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразовании); 4 отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека; 5 описание отдельных расстройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, 6 исходя из гуморальной точки зрения на болезни вообще; 7 рекомендации использовать при дифференциальной диагностике различных болезней особенности состояния слуха, голоса и речи. Date: 2015-12-13; view: 351; Нарушение авторских прав |