Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие фонематической компетенции
Когда звуки становятся материалом первых усваиваемых ребенком слов, они приобретают функцию, для которой предназначены в человеческом языке, становятся фонемами. Перед ребенком стоит задача произнести их так, как принято, чтобы быть понятым. Развитая фонематическая компетенция нужна для того, чтобы правильно воспроизводить фонемный состав слова и оценивать соответствие — несоответствие своего произношения установленному образцу. Поэтому упражнения для развития фонематической компетенции должны быть обязательными в программе коррекционной работы с детьми после пластики неба. Дети раннего возраста могут выполнять упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха — умения вычленять звуки речи из потока шумов. Игры для развития слухового внимания. Упражнение 1. «Отгадай, что звучит». Логопед знакомит ребенка со звучанием различных музыкальных инструментов. Потом ребенок садится спиной к взрослому, который звенит колокольчиком, погремушкой, бубном, барабаном, дудочкой, трещоткой, шуршит бумагой. Ребенок должен назвать или показать тот предмет, который звучал. Упражнение 2. «Матрос». У ребенка в руках два флажка. Логопед звенит бубном. Если тихо — море спокойное, флажки опущены вниз, если громко, началась буря — малыш должен поднять их вверх. Матросская шапка, Веревка в руке. Плывет мой кораблик По бурной реке! А. Барто. Упражнение 3. «Кто идет?» Логопед показывает картинки с изображением медведя и зайца, объясняет, что мишка ходит важно медленно, при этом медленно стучит в бубен, а зайка быстро прыгает, быстро стучит в бубен. Потом логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Медведь Зайка Бредет лесной дорогой Зайка по лесу скакал, Медведь к себе в берлогу. Зайка корм себе искал Ложится, засыпает Зайка путает следы, И пчелок вспоминает.[1] Убегает от беды.[2] Развитие фонематического слуха. Упражнение 1. «Угадай, кто пришел в гости». Логопед показывает ребенку игрушки и картинки, изображающие знакомых животных, озвучивая каждого из них. Затем просит малыша послушать и отгадать, кто придет к ним в гости, и, закрывая рот листом бумаги, подражает одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Гаф-гаф-гаф! (щенок); Мяу-мяу-мяу, мур-мур-мур! (котенок); Ммму-уууу! (корова); ИИИ-го-го! (лошадка); Б-е-е-е! (барашек); М-е-е-е! (коза); ф-Ф-Ф (ежик); Ух-ух-ух! (сова); Ку-ку-ку! (кукушка); Ко-ко-ко! (курочка); Га-га-га! (гусь); Ку-ка-ре-ку! (петушок); Р-Р-Р! (лев). Упражнение 2. «Гномик». Логопед показывает ребенку гномика и рассказывает, что он плохо слышит и не умеет говорить красиво. Затем просит ребенка называть слова, которые малыш умеет говорить правильно, и, озвучивая гнома, намеренно повторяет слова за ребенком с ошибками, например: вместо «дом» — «дам», вместо «папа» — «мама» и тому подобное. Ребенок должен заметить и исправить ошибку. Ко мне в гости, прямо в дом Заходил знакомый гном. Честно-честно, не шучу, Говорить его учу! Упражнение 3. «Подскажи словечко!». Логопед читает знакомые малышу стихи, не произнося последнее слово, ребенок должен закончить предложение правильно. Взгляни — и к тебе Нужна она всем на земле Оно смотрит в оконце, И всегда, Тебе улыбается Прозрачная, чистая,
Теплое... (солнце).[3] Это —... (вода).[4]
Жил да был веселый гном, Мы пришли сегодня в гости, Он в лесу построил... (дом).[5] Принесли собачке... (кости).[6]
Наша Таня громко плачет, уронила в речку...(мячик) Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке...(мяч) Уронили мишку на пол, оторвали мишке...(лапу) Все равно его не брошу, потому что он...(хороший) Нет, напрасно мы решили прокатить кота в...(машине) Кот кататься не привык, опрокинул...(грузовик) Зайку бросила хозяйка, под дождем остался...(зайка) Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки...(промок) Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку...(гладко) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в... (гости) Спать пора! Уснул бычок, лег в коробку на...(бочок) Только спать не хочет слон, он слонихе шлет...(поклон). А. Барто.
Детям младшего дошкольного возраста подходят упражнения для развития фонематического восприятия — способности дифференцировать фонемы, схожие по артикуляторной и акустической характеристике. Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги. Например:
Упражнение 2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова: кот-год, мех-мох-пух, дом-гном, том-дом, бык-бак-бок, кит-ток-кот. Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: бык — бак, дудка — утка, дом — дым, дудка — будка, мак — бак, ватка — ветка, дом — гном, утенок — котенок. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимы упражнения для развития фонематического восприятия с артикуляторно сложными звуками — шипящими, свистящими, сонорными, а также для развития фонематического анализа и синтеза. Например: Упражнение 1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами: СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ЛА-РА СА-ЦА СЯ-ЩА ША-ЩА ЛЯ-РЯ СА-СЯ ЗА-ЖА ТЯ-ЧА ЛЯ-jА СА-ЗЯ ЩА-ЧА ЦЕ-ЧЕ РЯ-jА Упражнение 2. Логопед называет слово и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним: [С-З] — сказочка, [С-Ц] — солнце, [С-Ч] — собачка, [С'-Щ] — блестящий, [С-Ш] — шоссе, [З-Ж] — железо, [Ц-Ч] — цепочка, [Щ-Ч] — щеночек, [Ч-Ш] — чашка, [Ч-Т'] — течет, [Л-Р] — Лара, [Л' — Й] — июль. Упражнение 3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит: [С-З] — коза-коса, суп-зуб; [С-Ц] — оса-овца, сабля-цапля; [С-Ш] — усы-уши, крыса-крыша; [З-Ж] — козы-кожи, ножи-тазы; [Ш-Ж] — Луша-лужа, уши-ужи; [Ч-Т'] — речка-редька, [Петька-печка]; [С-Ч] — нос-ночь, дочки-доски; [Ч-Ш] — чай-шаль, чайка-шайба; [Ц-Ч] — кольцо-колечко, огурец-огурчик; [Ч-Щ] — щука-чурка, щепка-чепчик; [С'-Щ] — щит-сито, щель-кисель. Упражнение 4. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова. Выделить гласный в начале слова: А ист, О слик, Э ля, И ва, У ля. Выделить гласный в конце слова: рос а, пальт о, ид и, пойд у. Выделить согласный в конце слова: ро т, го л, ба к, сто п. Выделить согласный в начале слова: В аня, б аня, С оня, з айка. Назвать звуки, из которых состоит слово: нос, кот, пол. Упражнение 5. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова. Какое слово получится, если сложить звуки: [Т О К], [Д У Ш], [Р А М А]. Date: 2015-12-13; view: 564; Нарушение авторских прав |