Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика логопедической работы с детьми после пластики неба





Особенность работы состоит в том, что коррекционные занятия с детьми проводятся с учетом онтогенетического развития. Постановка звуков осуществляется индивидуально, соответственно возрастным возможностям ребенка (А.С. Балакирева, 2005).

В связи с тем, что группы шипящих, свистящих и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам, работа над произносительной стороной речи ребенка раннего возраста ведется только над теми звуками, которые наиболее рано появляются в речевом онтогенезе (гласные, губно-зубные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, носовые). Для формирования более сложных звуков ведется только подготовительная работа (артикуляционная гимнастика, вызывание звукоподражания). Необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у него патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков, которые появляются у детей в старшем дошкольном возрасте. Материал для автоматизации поставленных звуков тоже должен соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе используются слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.

С младшего дошкольного возраста следует начинать постановку артикуляторно сложных звуков, так как патологическое звукопроизношение у детей с ринолалией к 4-м годам приобретает устойчивый характер, и без логопедической помощи не меняется. Для большей эффективности проводимых коррекционных мероприятий на каждом занятии необходимо развивать фонематическое восприятие ребенка, что позволит ему быстрее овладеть дифференциацией акустически близких фонем.

Для детей с ринолалией старшего дошкольного возраста очень эффективно обучение грамоте на логопедических занятиях и автоматизация звуков во время чтения вслух. На практике дети, проходящие автоматизацию поставленных звуков параллельно с обучением чтению, значительно быстрее вводят новый правильный стереотип звукопроизношения в активную речь, что в свою очередь практически исключает наличие специфических ошибок фонологического характера на письме.

Важно помнить и о соотношении возраста с ведущим видом деятельности ребенка.

Для детей раннего возраста предлагаемые задания доступны только в игровой форме, в младшем дошкольном игра может сочетаться с элементами учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступает занятие — урок, а игра возможна во время динамической паузы.

Таким образом, учитывая возраст ребенка, его психофизиологические особенности, удается более точно организовать логопедическую работу, рационально подобрать материал для диагностики и коррекции, сделать его интересным и полезным для ребенка, а, следовательно, добиться высокой эффективности занятий.

На практике контингент детей после хирургического лечения расщелины, находящихся под наблюдением логопеда, достаточно разнообразен.

Встречаются дети с интеллектуальной недостаточностью, грубой задержкой психического развития, нарушением слуха. Коррекционная работа с ними проводится с учетом данных сочетанной патологии, совместно с дефектологом, олигофренопедагогом или сурдопедагогом. Дети с выраженной неврологической симптоматикой параллельно с коррекционными мероприятиями находятся под динамическим наблюдением невролога и получают плановые курсы восстановительной терапии.

Отдельная категория — это дети с послеоперационными дефектами неба и устойчивой небно-глоточной недостаточностью. Логопедическое обучение для них обязательно в дооперационный период, так как устранение дефекта планируется хирургом индивидуально и может быть отложено на несколько лет из-за несостоятельности тканей или незавершенности ортодонтического лечения.

Роль логопеда в процессе реабилитации ребенка с небно-глоточной недостаточностью крайне важна. Необходимо не только вовремя диагностировать этот патологический механизм, но проводить до- и послеоперационную работу. В дооперационном периоде целью логопедического обучения является поддержание произносительной стороны речи на доступном, максимально высоком для ребенка уровне. А в послеоперационном периоде, через 1 месяц после устранения НГН и в течение последующих 6 месяцев, до момента завершения процесса рубцевания, ответственность за результат операции ложится на логопеда. Так как именно на логопедических занятиях восстанавливается полноценная функция небно-глоточного кольца, необходимая для нормального состояния произносительной стороны речи.

Основные приемы коррекционной работы с детьми после пластики неба традиционны. Однако, существуют и некоторые особенности. Задача логопеда сформировать артикуляционные уклады звуков таким образом, чтобы фонемы звучали соответственно фонетической системе родного языка.

Иногда для ребенка после операции предлагаемые логопедом положения органов артикуляции затруднительны и даже невозможны, или звучание фонемы при правильном укладе артикуляционного аппарата не соответствует норме. Причиной таких расхождений может быть как вторичный послеоперационный дефект неба (фото №23), так и резкое сужение верхней челюсти (фото №24), уплощенное твердое небо, протрузия (выдвижение) альвеолярного отростка вперед при двусторонней сквозной расщелине губы и неба (фото № 25,26), ношение массивного ортодонтического аппарата (фото №27). Поэтому при постановке звуков необходимо найти такой уклад органов артикуляции, чтобы звук соответствовал фонетической норме родного языка или максимально был к ней приближен, а ребенок при этом не испытывал значительных затруднений.


 
 

Безусловно, в целом, место и способ образования звуков не меняется координально, но отклонения от описанной в литературе нормы допустимы. Например, при ношении массивной ортодонтической пластинки, расширяющей верхнюю челюсть, у ребенка ограничено пространство для полноценных движений языка, невозможна корректировка положения языка, например, за верхними зубками, у альвеол, в переднем отделе твердого неба, так как малыш ощущает лишь гладкую пластмассовую поверхность. В этом случае многие переднеязычные зубные звуки могут звучать искаженно. И целью логопедического обучения для такого ребенка является не просто постановка звуков, а именно «подстройка» органов артикуляции для акустически нормированного звукопроизношения в имеющихся анатомических условиях. Необходимо искать артикуляционные уклады, удобные для ребенка, которые будут соответствовать нормальному звукопроизношению (А.С. Балакирева, 2005).

Коррекционная работа с детьми после операции направлена на полное восстановление речи, как средства общения, что способствует формированию полноценной личности ребенка и его социальной адаптации.

В основу нормализации речевого развития ребенка раннего возраста с небной патологией должны быть положены анатомо-физиологические закономерности данного процесса в норме и учтены особенности структуры основного дефекта. Поэтому можно сформулировать задачи устранения речевого нарушения у детей после операции:

1. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

2. Стабилизация работы органов артикуляционного аппарата.

3. Нормализация баланса резонирования

4. Развитие фонематической компетенции.

5. Постановка и автоматизация звукопроизношения.

Так как в логопедической практике встречаются дети с так называемой «вторичной небно-глоточной недостаточностью», которая возникает не сразу, а в случае, если объем глотки увеличивается, в то время как мягкое небо остается мало функциональным за счет рубцов, укорочения и ограниченной подвижности; а у большинства пациентов отмечается выраженная задержка формирования артикуляторной базы, необходимо вести амбулаторное наблюдение за всеми детьми, прооперированными по поводу расщелины неба.

Таким образом, в коррекционной работе с детьми раннего возраста после пластики неба выделено 2 направления. Первое — это непосредственно исправление речевого дефекта, а второе — его предупреждение.

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занимаясь с логопедом, ребенок проходит два этапа:

Первый — подготовительный. Он включает постановку нижнереберного типа дыхания, формирование фонационного дыхания, дифференциацию ротового и носового выдоха, артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

Второй — основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в следующей последовательности: [А, Э, О, И, У, Ы], [Ф, Ф', В, В', П, П', Б, Б', Т, Т', Д, Д', Л', Л, Й, С, С', З, З', Ц, К, К', Г, Г', X, X', Ш, Ж, Щ, Ч, Р, Р', М, М', Н, Н'], обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога — слова — словосочетания — предложения — связной речи, развитие фонематического слуха.

Логопедическая работа по коррекции речевого нарушения, а также его предотвращению у ребенка после пластики неба наиболее эффективна при ее проведении в кратчайшие сроки после операции.

Однако, по тем или иным причинам, первичная хирургическая коррекция (хейлопластика, пластика мягкого и твердого неба) у разных детей осуществляется в разные возрастные периоды. Если ребенок здоров, не имеет противопоказаний для оперативного лечения и вовремя госпитализируется, то указанные операции возможно провести на первом году жизни. В том случае, если ребенок соматически ослаблен, относится к группе часто болеющих, имеет неврологическую симптоматику или другие противопоказания для операции, то и сроки осуществления хирургического лечения увеличиваются. Но это не значит, что ребенок остается без логопедической помощи.

С детьми раннего возраста, у которых по тем или иным причинам операции переносятся на более поздние сроки, необходимо проводить предоперационную логопедическую работу. А именно, насколько это возможно, применять упражнения первого этапа.

Коррекционная работа с детьми после пластики губы и неба должна быть дифференцирована в зависимости от возрастных особенностей ребенка, проявления речевой патологии и функциональных возможностей органов артикуляции (А.С. Балакирева, 2005).

Контрольные вопросы и задания

1. В каком возрасте более эффективно начинать логопедическое обучение ребенка после пластики неба?

2. Перечислите критерии готовности ребенка раннего возраста к занятиям.

3. В чем специфика коррекционной работы с детьми после операции?

4. Назовите отличительные особенности приемов логотерапии с детьми, имеющими вторичные послеоперационные дефекты и устойчивую небно-глоточную недостаточность.

5. Каковы задачи устранения речевых нарушений детей после хирургического лечения расщелины?

6. Назовите и раскройте два основных направления коррекционной работы с выделенным контингентом детей.

7. Какие этапы проходит ребенок после пластики неба во время логопедического обучения?

Date: 2015-12-13; view: 725; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию