Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Другие методы работы с заикающимися
За последние годы в Советском Союзе отмечается повышение интереса к вопросу преодоления заикания. Имеются попытки ввести новые формы работы, которые бы ускорили результаты и сделали ее более эффективной. Так, разработанная логопедом Н. А. Чевелевой (Институт дефектологии АПН СССР) методика занятий для заикающихся детей дошкольного и школьного возраста заключается в следующем: последовательное воспитание усложняющихся форм детской речи (от наиболее элементарной формы — ситуативной — к контекстной без опоры на ситуацию, в процессе изготовления несложных поделок). Автор указывает, что для дошкольника данная последовательность в овладении речью является закономерной. Что касается школьника, то освоение контекстной речи также оказывается еще не завершенным и поэтому трудным для него. Автор рекомендует проводить занятия по воспитанию речи на фоне ручной деятельности детей, которая запланирована школьной программой по труду для начальной школы и программой детского сада. Воспитание речи проходит несколько этапов: I— пропедевтический (организационный, когда дети получают навыки организованного поведения в коллективе и слушают неторопливую, немногословную речь логопеда); II—сопровождающей речи (по поводу и с опорой на одновременно свершаемые детьми операции); III — завершающей речи (по поводу только что совершенной операции); IV — предваряющей речи (о том, что ребенок собирается сделать); V — закрепления навыков самостоятельной речи (пользования всеми указанными видами речи). Н. А. Чевелева указывает на необходимость соблюдения некоторых условий при работе по указанной методике, которые в значительной мере соответствуют установкам вышеизложенного комплексного метода: 1. Каждая из форм речи проходит несколько стадий усложнения: от самых элементарных коротких ответов, связанных с конкретной наглядной ситуацией, до развернутых конкретных высказываний, без непосредственной опоры на деятельность. 2. Неторопливый темп речи должен быть обусловлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога. 3. Навык пользования каждой формой речи закрепляется в результате многократно повторяющихся пояснений учителя и однотипных ответов детей (вопросы задаются всем одинаковые, но сначала опрашивают детей, более свободно говорящих). 4. Полная эффективность в преодолении заикания может быть достигнута при совместной работе логопеда с родителями заикающихся детей. 5. Во многих случаях заикания обязательно медикаментозное лечение нервной системы. За последние годы хорошие результаты дала практика использования летних оздоровительных лагерей и санаториев для организации работы с заикающимися школьниками (Опыт работы доцента кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им В. И. Ленина — В. И. Селиверстова.). Соединение условий оздоровительного лагеря, каникулярного времени, свободного от других нагрузок, и логопедической работы является хорошим условием для оздоровления речи и психики заикающихся. В отношении взрослых к новым направлениям относится признание необходимости более активного участия врача в проведении как лечения, так и психотерапии и расширение самого понятия «психотерапия». Аутотренинг, предложенный австрийским физиологом И. Шультецем в 1932 г., используется при лечении неврозов, в том числе и при заикании. Целесообразность применения аутогенной тренировки объясняется автором тем, что она дает возможность воздействия на ряд вегетативных реакций, сопровождающих эмоцию страха (сердцебиение, побледнение, потоотделение), тогда как рациональная психотерапия оказывается в этом случае бессильной, так как функции вегетативной нервной системы трудно поддаются прямому воздействию волевого напряжения. Аутотренинг состоит из системы упражнений, с помощью которых человек может добиться целенаправленного расслабления своих мышц путем волевого усилия и концентрации внимания. Врач во вступительной беседе и затем параллельно с проводимыми упражнениями разъясняет, что между тонусом мускулатуры и эмоциональным состоянием существует постоянная связь: «Если добиться полной мышечной релаксации (расслабления), почувствуешь себя спокойным». Так совершается переход от самовнушения телесных ощущений к психическому ощущению спокойствия и уверенности в себе. Указанный результат является следствием длительной и систематической работы заикающегося. На этом фоне логопед проводит упражнения на расслабление речевых мышц, а затем переходит к собственно речевой работе (способность управлять своими движениями и своими эмоциями). Благодаря этим упражнениям, по словам автора, «преодолевается судорожность речи и страх перед заиканием в любой социальной среде». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Абелева И. Ю., Синицина Н. Ф. и др. В помощь взрослым заикающимся, изд. 2. М, «Просвещение», 1967. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., Учпедгиз, 1955. Власова Н. А., Кочергина В. С. Заикание излечимо. М, «Медицина», 1965. Городилова В. И. и Кузьмина Н. И. Воспитание детей логоневротиков. М, Учпедгиз, 1960. 3 е е м а н М Расстройство речи в детском возрасте М, Медгиз, 1962, гл. VII Евгенова А. Л. и Смирнова М.В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. М, Учпедгиз, I960. ЕвгеноваА. Л. и Смирнова М. В. Лечение заикания у школьников. М., «Медицина», 1964. Консторум С. И. Опыт практической психотерапии. М, Министерства здравоохранения РСФСР, 1959. Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии логоневрозов Сборник статей по дефектологии, вып 8, МГПИ им. В. И. Ленина, 1960. Ляпидевский С. С. и Баранова В. П. О некоторых вопросах клинического изучения заикания В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф. С. С Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963 Парамонова Л. Г. К вопросу о влиянии нарушенного звукопроизношения на судорожность речи при заикании. «Ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена», т. 256, 1963. Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста М, Медгиз, 1958 Рождественская В. И. Воспитание заикающихся дошкольников. М, Учпедгиз, 1960. Сахаров А. С. Заикание, его предупреждение и лечение. Л., 1959. Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания В сб • «Расстройства речи у детей и подростков», под ред проф. С. С. Ляпидевского. М, «Медицина», 1970. Тартаковский (Упрямый) И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. М, 1934. Флоренская Ю. А. Невротические нарушения речи. Клиника и терапия нарушений речи М., Медгиз, 1949. Флоренская Ю А К вопросу о функциональных расстройствах речи Парафазия и тахилалия «Современная психоневрология», 1934, № 4 Хватцев М Е Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей М, Изд-во АПН РСФСР, 1962. Ходорова 3. С. Практическое руководство в логопедической работе с заикающимися школьниками-подростками М, Учпедгиз, 1940 ЧевелеваН А. Занятия по исправлению заикания у школьников. В сб. «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». М, «Просвещение», 1965 Ш о с т а к Б. И. Особенности моторики заикающихся детей. В сб.: «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф С С Ляпидевского, вып 2 М, Учпедгиз, 1963. ШембельА Г. Методика логопедической работы по устранению заикания у подростков в условиях медицинского стационара. В сб «Очерки по патологии речи и голоса», под ред проф. С С Ляпидевского, вып 2. М, Учпедгиз, 1963 ШембельА Г. Заикание. В сб «Расстройства речи у детей и подростков», под ред проф С. С Ляпидевского М, «Медицина», 1970 Date: 2015-12-13; view: 500; Нарушение авторских прав |