Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Термин «логопедия» дословно означает воспитание речи





Термин «логопедия» дословно означает воспитание речи. В настоящее время значение этого термина стало гораздо шире. Предметом логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления.

В этом определении вскрывается как теоретическое содержание логопедии (изучение речевых нарушений), так и ее практическая направленность, жизненно-практическое значение (предупреждение и преодоление нарушений).

Нарушение речи мы определяем как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, общепринятой в данной языковой среде. Речевые нарушения характеризуются тем, что:

а) возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

б) не соответствуют возрасту говорящего;

в) требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;

г) возникновение неправильной речи у ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его.

Эти особенности отличают отклонение в нарушении речи от ее временных нарушений, которые могут иметь место и у детей и у взрослых.

У ребенка они могут проявляться в неправильном произношении звуков, употреблении и произношении слов, построении предложения, неточном и неполном понимании речи окружающих и характеризовать определенный этап развития.

Взрослый человек под влиянием усталости, эмоционального напряжения иногда начинает терять нужное слово или употреблять вместо одного слова другое (так называемые оговорки; например, вместо лифт— метро), неправильно произносит трудные слова, переставляя в них звуки или целые слоги (вместо эскалатор—эксалатор, лаборатория—раболатория и т. п.). Говорящий в одних случаях замечает свои ошибки и поправляет их, в других — даже не замечает.

Через некоторое время эти ошибки самостоятельно исчезают.

Речь иностранца в чуждой языковой среде также оказывается неправильной во многих отношениях, но она отличается от нарушенной речи тем, что имеет тенденцию самостоятельно улучшаться в результате более или менее длительного речевого общения с людьми, пользующимися новым для иностранца языком. Специальные занятия могут ускорять этот процесс. Наиболее устойчивым недостатком речи иностранца оказываются особенности интонации.

Речевые нарушения очень разнообразны, их разнообразие зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой; от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания.

В логопедической практике различают следующие основные речевые нарушения:

1) нарушения голоса (афония, дисфония, фонастения);

2) дислалии (функциональная и механическая);

3) дизартрия разных видов;

4) нарушения ритма темпа и плавности речи (заикание, тахилалия, брадилалия);

5) алалия (моторная и сенсорная);

6) разные формы афазии;

7) дисграфия и дислексия;

8) нарушения речи на почве снижения слуха.

Такие проявления речевой патологии, как лепетная речь, смешения звуков, парафазии (литеральные и вербальные), аграмматизмы и прочие не могут употребляться как названия отдельных речевых нарушений, это лишь их отдельные симптомы.

Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные.

Органические причины — это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции.

Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе.

Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства.

Нарушения речи могут быть центральными и периферическими.

О центрально обусловленных нарушениях говорят в том случае, если поражение произошло в том или ином отделе центральной нервной системы; о периферически обусловленных нарушениях—тогда, когда наблюдаются повреждения или неправильности в строении артикуляционного аппарата или в периферических нервах, иннервирующих органы артикуляции.

В развитии того или иного речевого нарушения придается значение наследственности в том случае, если при дополнительных неблагоприятных условиях жизни ребенка наследственность способствует проявлению соответствующего речевого нарушения.

Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста.

Ранимость детской речи связана с тем, что длительно формирующаяся речь — один из самых сложных навыков человека; незрелость речи у ребенка делает ее наиболее чувствительной к любым затруднениям.

Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития.

К старости появляются структурные изменения нервной системы и сосудов, что может приводить к нарушениям речи.

В каждом речевом нарушении различают основное звено нарушения или первичное нарушение и вторичные явления. Так, патологически быстрый темп речи, будучи первично нарушенным, часто приводит к нечеткости, неясности звукопроизношения, заиканию, а с усложнением речи появляются искажения слов и нечеткость смыслового значения речи.

Вторично нарушенные компоненты речи в результате правильного педагогического подхода и прямого воздействия на них сравнительно легко выравниваются и могут даже самостоятельно исчезать при нормализации первично нарушенного звена.

Первично нарушенное звено требует для своего исправления применения специальных методических приемов и более длительного времени.

Воздействие на вторично нарушенные компоненты речи иногда способствует некоторой нормализации основного звена нарушения.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

Преодоление, а в значительной степени и предупреждение я, нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, и в частности его мозга.

Масштаб компенсации очень определенно выражен в высказываниях И. П. Павлова: «Многие нервные задачи, которые сначала могут казаться совершенно невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности, оказываются удовлетворительно решенными... ничто не остается неподвижным, неподатливым. И все, всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» (И. П. Павлов. Полн. собр. соч., т. III. М., Изд-во АН СССР, 1953, стр. 454.).

Создание соответствующих условий, т. е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на человека, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Логопедия тесно связана с науками педагогического цикла. Однако самостоятельность ее как одного из разделов специальной педагогики обязывает логопеда стремиться к тесному содружеству со смежными науками: физиологией, психологией, медициной, лингвистикой.

Логопеду необходимо знать: анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе речевой деятельности, и их изменения в случаях патологии; закономерности языка и его развития у ребенка и взаимосвязь с речевым развитием; общие принципы педагогического воздействия.

Date: 2015-12-13; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию