Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ваша оценка этого документа будет первой. 2 page





Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся в основной части тренинга, решают те же задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррекционных техник. Некоторые из них, а именно тематические опросники, являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.
^ Тематические опросники (гештальттерапия)


Эти опросники составляются психологом на актуальные для группы темы. Тематические опросники оказываются самой первой продуктивной формой работы, на которую группа реагирует положительно. Получив бланк с текстом опросника, участники группы отвечают на него здесь же, на занятии. Затем проводится обсуждение полученных ответов. Ниже даны варианты тем опросников, которые предлагаются участникам:


  • Мой жизненный путь: мои неудачи и мои успехи.

  • Что мне не нравится и нравится в работе психокоррекционной группы.

  • Моя точка опоры в жизни: что мне мешает и что мне помогает.

  • Какие качества в человеке мне не нравятся, а какие нравятся.

  • Что мне не нравится и что я люблю в моем ребенке.


Тематические опросники помогают структурировать позиции участников, способствуют осознанию их собственной позиции. Эта форма работы подводит участников группы к переоценке жизненных установок, а также подготавливает их к запланированным дискуссиям.
В связи с тем, что бóльшая часть смысловой нагрузки психокоррекции падает на основную часть занятия, особое значение на этом этапе придается выработке общих позитивных подходов к решению той или иной проблемы.

^ Проективный рисунок (арттерапия)


Эта форма работы обычно членами группы принимается с особым оживлением. Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью красок, фломастеров или карандашей помогает родителям преодолевать порою трудно вербализируемые личные проблемы. В качестве тем предлагаются:


  • Мой герб и моя жизненная проблема.

  • Каким я представляла ребенка до рождения и каким я вижу его сейчас.

  • Какими были мои отношения с мужем до рождения ребенка и какими они стали после его рождения.

  • Мое настроение.


Могут быть предложены и другие темы. Для воспроизведения своих ощущений на листе бумаги участники группы пользуются как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит об этом рассказать. Затем своими мыслями о нарисованных образах и ощущениями делится и автор рисунка.

Такая форма работы способствует переключению группы с вербального уровня осмысления проблем участников на невербальный, а также выявляет некоторую скрытую от самих участников глубину собственных переживаний. Применение техники арттерапии позволяет материализовать переживания родителей и способствует их пониманию и осмыслению. Но к устранению причин этих переживаний, их нейтрализации может привести лишь последующее обсуждение.

^ Ролевые ситуации (психодрама Морено)


Эта форма работы предъявляется членам группы на более продвинутых этапах в связи со сложностью, как показала практика, ее реализации. Участники группы могут испытывать большие затруднения в вербализации своих и чужих чувств, представлении их на открытое обсуждение, проигрывании определенных ролей, воспроизведении уже пережитых стрессовых ситуаций. В качестве разыгрываемых предлагаются следующие ситуации.

^ Ролевая ситуация «Беседа с врачом»

Постановка диагноза ребенку воспринимается родителем как крах всех надежд, как самый тяжелый период в его жизни. Поэтому очень важной, на наш взгляд, является переориентировка родителей на продуктивное восприятие советов врача.

^ Ролевая ситуация «Обсуждение состояния здоровья ребенка с подругой, родственником или матерью»

Размышления матери ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии о том, что делать с больным ребенком, как теперь жить, когда кажется, что вся жизнь рухнула в один миг. Коррекция реакций матерей на советы близких людей о том, что лучше: оставить ребенка в больнице или «сдать». Реакция матерей, уже сделавших свой выбор независимо от такого предложения.
^ Ролевая ситуация «Трудный разговор с соседями»

Праздное любопытство чужого человека тяжело ранит душу родителя больного ребенка. Цель: выработка адекватного ролевого поведения в социуме.

^ Ролевая ситуация «Диалог с отцом ребенка»

Ситуация развода усугубляет трагедию женщины. Мужчина, уходя от женщины, непроизвольно предает и больного беспомощного ребенка. Коррекция позиций отцов. Ребенок нуждается не только в материальной помощи отца, но и в его эмоциональном тепле и др.
Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.

Следует особо отметить, что на начальном этапе формирования группы эта форма работы может вызвать самые негативные реакции участников. Родители детей с отклонениями в развитии не хотят восстанавливать в памяти и проигрывать вновь тяжело пережитые чувства, связанные с ребенком. Более приемлемой оказывается такая форма, при которой обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществляется не от первого (как это традиционно предлагается в личностно ориентированном подходе), а от третьего лица, как это было предложено в тематических рассказах. Поэтому данная психотехника может использоваться только на этапе зрелой, конструктивно работающей группы.


3. Аутотренинг (аутосуггестивный подход)



На этом этапе используется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Г. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя (телесно ориентированная терапия). С помощью концентрации внимания у каждого члена группы вырабатываются способность к расслаблению различных частей тела, умение улавливать чувство напряжения и расслабления в мышцах. Психолог обучает родителей напряжению и расслаблению мышечных групп. Одновременно отрабатывается способность к саморегуляции непроизвольных функций организма: способности к успокоению ритма сердца, плавности дыхания и др.

Метод прогрессирующей мышечной релаксации дает положительный эффект при устойчивых реакциях тревожности, страха и депрессивных состояниях. Перед участниками группы ставится задача: повседневно наблюдая за собой, отмечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге. Одновременно даются рекомендации по целенаправленному уменьшению, а затем и снятию локального напряжения в мышцах. В целом аутотренинг направлен на выработку у членов группы способности к переключению с травмирующих переживаний к гармоничным эмоциональным состояниям.

^ 4. Музыкальная релаксация


Эта часть занятия может быть представлена в разных формах: музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия и вокалотерапия.

^ Музыкотерапия и библиотерапия


Участники группы располагаются в креслах. Психолог дает установку: закрыть глаза и представить то, о чем он будет говорить. Далее психолог читает текст-описание картины природы (уровень полевой реактивности). Чтение текста сопровождается тихим звучанием отрывков из классических произведений отечественных и зарубежных композиторов. Тексты для проведения музыкотерапии и библиотерапии представлены в пособиях В. В. Ткачевой (1999, 2000). В процессе прослушивания могут использоваться также и классические литературные произведения (стихи И. A. Бунина, A. C. Пушкина, А. А. Фета и др.).

Текст, читаемый под музыку, обязательно имеет следующую структуру: тревожное начало, бурную середину и спокойный оптимистичный конец. Оптимистичное содержание текста позволяет формировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные ощущения и настроения. Для составления текстов избираются следующие образы.
Летняя поляна. Голубое небо. Ручеек – полноводная река. Слабый стебелек – прекрасный цветок. Зимняя дорога. Мать и дитя. Ветерок. Море. Осенний лес. Парус. Дерево. Первые снежинки. Новогодний праздник. Весенняя капель.

Коррекционное воздействие библиотерапии проявляется в восполнении недостатка собственных позитивных образов и представлений у родителей. Это способствует замене мыслей и чувств, травмирующих психику, на позитивные ощущения. Кроме текста музыкальной релаксации или поэтических произведений родителям также предлагаются для чтения на занятии или дома специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания, имеющие афористическую направленность. Именно такая форма реализации библиотерапевтического подхода помогает родителям вносить порядок в собственные ощущения, переосмысливать собственное бытие, находить радость в мелочах повседневной жизни.

Характер музыкального произведения подбирается с учетом той же структуры, которая присутствовала и в литературном тексте: наличия тревоги, сильного протеста, счастливого разрешения и умиротворения. Для прослушивания избираются следующие произведения: «Лунная соната» Л. Ван Бетховена; «Второй концерт для фортепиано с оркестром» С. В. Рахманинова; «Времена года» П. И. Чайковского; музыка к кинофильму «Метель» Г. В. Свиридова; вальсы И. И. Штрауса и др.

Как известно, значение музыкотерапии заключается в положительных эмоциях, получаемых при прослушивании музыкального произведения. Художественное наслаждение, по мнению Л. С. Выготского (1934, 1986), не есть чистая рецепция; напротив, оно требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются разрядке, уничтожению, превращению в противоположные. Таким образом, эстетическая реакция у членов группы сводится к сложному превращению и затем очищению чувств (катарсису).

При прослушивании музыки и текста члены группы сидят или лежат в креслах с закрытыми глазами. После окончания звучания текста и музыки осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании при проведении этого этапа занятия. В начале проведения курса психокоррекционных занятий воображаемые образы, предлагаемые психологом, не всегда совпадают с образами, возникающими у членов группы. Это также является предметом дискуссионного обсуждения. Следует отметить, что на начальном этапе занятий бóльшая часть участников группы испытывают трудности в воспроизведении вообще каких-либо образов. У некоторых из них возникают только негативные впечатления. Затем в процессе научения практически у всех родителей формируется способность создавать в своем сознании положительные образы, воспроизводящие отдельные картины природы или приятные воспоминания.


Хореотерапия


Музыкально-ритмическая деятельность способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих реакций, снятию скованности движений у пассивных и инертных родителей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У авторитарных родителей хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность, раздражение и трансформирует их в физические упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения, сделать положительные эмоции более яркими и стойкими.
Эта форма психокоррекции достигает наибольшего оптимального эффекта, когда используется в конце занятий, так как способствует закреплению у родителей максимальной самоактуализации в движении, ощущению полной свободы и собственного совершенства. Для этих целей лучше избирать небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих четкий ритм.


Вокалотерапия


Вокалотерапия представляет важный этап музыкальной релаксации. Пение (возможно, a capella) осуществляется под руководством психолога, который на начальных этапах реализации психотехники инициирует этот процесс. Обязательным условием пения является наличие у участников текста песен. Использование этого приема способствует также снятию зажимов у родителей, развитию чувства свободы и самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию сплоченности группы, формирует чувство поддержки и эмпатии.

^ 5. Подведение итогов занятия


На этапе завершения занятия психолог благодарит всех участников группы и предлагает домашнее задание: сформулировать девиз своей семьи; описать радостные события супружеской жизни; записать и воспроизвести слова восхищения, сказанные ребенком своему родителю; описать поступки, свидетельствующие о любви ребенка к родителю; ответить на вопросы, поставленные психологом, и др.

^ Рекомендации к формированию и организации работы психокоррекционной группы



Определяя численный состав и форму работы группы, следует помнить о том, что наиболее эффективной формой являются «частично открытые» группы, состоящие из 7—10 человек, или малокомплектные группы, состоящие из 2—5 человек. «Частично открытая» группа — это группа, которая не имеет фиксированного состава участников. Она может работать, не исключая тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены на каких-то занятиях отсутствовать. Занятия могут проводиться еженедельно или два раза в месяц в установленные дни. С этой целью специально составляется расписание, с которым знакомятся родители. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а лучше — двух и более лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1—2 раза в полугодие).

На первом занятии родители должны быть обязательно ознакомлены с правилами работы группы.
В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно:
1. Стадия независимости и ориентировки.

Эта стадия характеризуется проявлением напряженности, тревожности и страхов у членов группы.
2. Стадия нарастающего напряжения.

На этом этапе возникает и нарастает негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции. Родители начинают задавать вопросы и высказывать критичные суждения: «Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нужно было тогда, в самом начале, когда родился больной ребенок». Растущая агрессия по отношению к психологу может проявляться и в жалобах в адрес администрации учреждения о том, что подобные эксперименты никому не нужны.
3. Стадия формирования групповой сплоченности.

На этом этапе уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность к содержанию занятий, появляется сочувствие к проблемам других членов группы, возникает интерес к психологу.

^ 4. Стадия зрелой, конструктивно работающей группы.

На этом этапе устанавливается динамическое равновесие между родительским самораскрытием и «обратной связью» между психологом и участниками группы.
Психокоррекционная работа с родителями позволяет сформировать адекватные модели поведения в семье и в обществе. У родителей формируется позитивное мышление, помогающее им преодолевать травмирующие ситуации, связанные с проблемным ребенком.

Заключение В настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована. В пособии впервые на теоретическом и практическом уровнях обобщены материалы по изучению семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Впервые представлена концепция психологической помощи таким семьям: определены основные положения, цели, задачи, принципы, направления деятельности. В пособии представлены факты, доказывающие, что своевременно оказанная психологическая помощь семье оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей. Апробирован блок диагностических методик, включающий как известные технологии, так и авторские разработки, позволяющие значительно расширить представления об изучаемых субъектах (детях с отклонениями в развитии и их родителях). Также разработаны программа экспериментального исследования, схема и структура психологического изучения и консультирования подобных семей. Особое значение в данном контексте приобретает определение содержания деятельности психолога, который помогает родителям ребенка с отклонениями в развитии преодолеть отчаяние и страх и побуждает их к творческому поиску новых путей развития ребенка, новых его возможностей. Целью деятельности психолога в работе с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, является повышение эффективности развития возможностей проблемного ребенка, оптимизация самосознания и формирование новых жизненных ориентиров у его родителей. Такой подход позволяет гармонизировать их внутреннее состояние и найти социальную нишу для себя и для ребенка. В рамках этого направления были разработаны тематика и содержание психокоррекционных занятий. Успешно прошла апробацию разработанная нами методика психокоррекционной помощи семьям Эффективность предлагаемой системы комплексной психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, подтверждается тем, что родители, прошедшие курс экспериментальных коррекционных занятий, обретают в себе, несмотря на огромные психологические трудности, новый творческий потенциал и направляют его на взаимодействие со своим ребенком. Личностный рост родителей детей с отклонениями в развитии проявляется в оптимизации их психологического состояния, стремлении правильно понимать проблемы своего ребенка и свои собственные, умении проявлять терпимость, выдержанность и такт, а если того требуют обстоятельства, и решительность. Предлагаемый подход по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, позволяет в большинстве случаев нейтрализовать переживания родителей и направить их деятельность на реальную помощь ребенку, сформировать адекватные модели воспитания. Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психологическая работа с семьей осуществляется в следующих направлениях: диагностика, консультирование и коррекция. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Позитивное отношение к ребенку с психофизическими недостатками и формирование установки на принятие его дефекта позволяют родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка с проблемами в развитии оптимизирует его отношения с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру. Активизация деятельности родителей и формирование в их сознании потребности в оказании помощи ребенку являются основным психокоррекционным механизмом, способствующим гармонизации их психики. В процессе проведения психолого-педагогических мероприятий постоянно расширяются знания родителей о психофизических особенностях ребенка, повышается их педагогическая компетентность, воспитательный потенциал семьи. Они также овладевают практическими навыками, позволяющими им методически правильно общаться с ребенком. Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, должно осуществляться на каждом возрастном этапе (ребенок, подросток, молодой инвалид) на основе принципов всестороннего изучения и удовлетворения потребностей семьи, принципов конфиденциальности, психологического доверия, гуманного и чуткого отношения к членам семьи ребенка. Инновационная модель организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, разработанная и апробированная на практике, представлена сложной структурой, включающей взаимосвязанные направления: образовательно-просветительскую работу с родителями и психолого-педагогическое сопровождение семей. Создание модели комплексной психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с недостатками в развитии, позволяет индивидуализировать подход к каждому ребенку, снижает фрустрационную нагрузку родителей и повышает реабилитационные возможности семьи. Разработка содержания одного из направлений службы практической психологии в образовании — психологической помощи семье — направлена на оптимизацию деятельности специалистов службы, качественное повышение их профессионального уровня. Реализация на практике комплексной системы мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует формированию в сознании российского социума нового, альтруистического взгляда на проблему ребенка с отклонениями в развитии и, таким образом, позволяет повернуть общество лицом к такому ребенку и его близким. ^ Список литературы для специалистов Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию / Г. С. Абрамова. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 264 с Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций / А. А. Александров. – СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. – М.: Изд-во МГУ, 1980. — 446 с. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 515 с. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – М., 1975. — 449 с. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. – Киев: Здоровье, 1988. — 328 с. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Экзамен, 2004. — 128 с. Басов М. Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. – М.: Просвещение, 1975. — 429 с. Бекоева Д. Д. Государственное самосознание / Д. Д. Бекоева. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2004. — 141 с. Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности / Ф. Б. Березин. – М.: Медицина, 1976. — 111 с. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. — 464 с. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова. – М.: Альфа, 2003. — 136 с. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности дошкольников: учеб. метод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / под ред. Т. Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей / Н. Браун // Дефектология. – 1997, № 6. — С. 81-86. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб.: Питер, 2000. – 528 с. Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова. – М.: Академия, 2002. — 416 с. Бутко Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. психол. наук / Г. А. Бутко. – М., 2002. — 28 с. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дисс. канд. психологических наук / А. Я. Варга. – М., 1986. — 17 с. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2002. — 160 с. Вишневский В. А. Влияние динамики моторных нарушений у больных ДЦП на психическое состояние их родителей / В. А. Вишневский // Вопросы клинической психиатрии: тез. докл. науч.-практич. конф. /под ред. А. Д. Ткачева. – Кемерово, 1985. — С. 38-42. Вишневский В. А. Динамика депрессивного невроза: автореф. дис. канд. мед. наук / В. А. Вишневский. – М., 1987. — 28 с. Волкова Г. А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / редкол.: Л. С. Волкова [и др.] – М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002 — С. 46-48. Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003, № 2. — С. 62-70. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова.и – М.: Книголюб, 2004. — 104 с. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. – М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2005. — 265 с. Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М.: Просвещение, 1993. — 223 с. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1986. — 426 с. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. — 323 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982-1984. Гегелия Н. А. Родителям о заикании детей и подростков / Н. А. Гегелия // Дефектология. – 2000, № 5. — С. 36-45. Гильяшева И. Н. Межличностные отношения ребенка: метод. пособие / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева / Под ред. Л. И. Вассермана. – М.: Фолиум, 1994. — 64 с. Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи / А. Н. Елизаров // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 1966, № 1. — С. 42-49. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. – М.: Школа-Пресс 1, 2001. — 128 с. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1992, 1996. Захаров А. И. Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / А И. Захаров. – Л., 1976. — 16 с. Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка / А. И. Захаров. – СПб.: Гиппократ, 1995. — 128 с. Зурабашвили А. Д. Теоретические вопросы психических реакций в норме и патологии / А. Д. Зурабашвили // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: материалы науч.-практ. конф. / редкол.: В. В. Ковалев [и др.]. – Воронеж, 1982. — С. 12 -15. Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Г. Л. Исурина // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983. — С. 231-254. Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Г. Л. Исурина // Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. – M.: Медицина, 1990. — С. 89-120. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных / М. М. Кабанов. — Л.: Медицина, 1978. — 215 с. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э. С. Калижнюк. – Киев: Высшая школа, 1987. — 272 с. Калягин В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2004. — 432 с. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. — 112 с. Карвасарский Б. Д. Интегративные аспекты психотерапии: основные понятия и перспективы развития / Б. Д. Карвасарский // Интегративные аспекты современной психотерапии. – Л., Академический проект, 1992. — С. 7-12. Карвасарский Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. – М., 1985. — 384 с. Ковалев В. В. Основные вопросы проблемы психогенных заболеваний на измененной «почве» / В. В. Ковалев // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: материалы науч.-практ. конф. / редкол.: В. В. Ковалев [и др.]. – Воронеж, 1982. — С. 5 -12. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. — М.: Медицина, 1979. — 560 с. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 1958. — 274 с. Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста / Л. М. Крапивина // Дефектология. — 1998,№ 4. — С. 17-23. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л., 1970. — С. 117-235. Лебединская К. С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема: дис. д-ра психол. наук. – М.: НИИ Дефектологии, РАО, 1992. — 311 с. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. – М.: Изд-во МГУ, 1990. — 197 с. Левченко И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учеб. пособие / И. Ю. Левченко. – М.: Академия, 2000. — 232 с. Левченко И. Ю. Психологические исследования подростков, страдающих ДЦП: автореф. дис. канд. пcиxoл. наук / И. Ю. Левченко. – Л., 1986. — 27 с. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом / И. Ю. Левченко. – М: РИЦ Альфа МГОПУ, 2001. — 149 с. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: автореф. дис. д-ра психол. наук / И. Ю. Левченко. – М., 2001. — 41 с. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. — 192 с. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев: Высшая школа, 1984. — 389 с. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / М. М. Либлинг // Дефектология. — 1996,№ 3. — C. 56-66. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М., 1986. — 159 с. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – Л., 1983. — 256 с. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1972, № 4. — С. 21-32. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / сост. А. Ф. Кудряшов. — Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2000. — 160 с. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Мазурова. – М., 1997. — 16 с. Майрамян Р. Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей / Р. Ф. Майрамян // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: тез. докл. / под ред. В. М. Банщикова, Н. М. Шибанова. – М., 1974. — Т. 2. — С. 295-297. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф. дис. канд. мед. наук / Р. Ф. Майрамян. – М., 1976. — 24 с. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. И – М.: Печатный двор, 1996. — 182 с. Мамайчук И. И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями / И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, Г. В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / редкол.: Н. Б. Шабалина, Т. А. Добровольская, Л. А. Ширшова. — М.: ЦИЭТИН, 1989. — С. 98-104. Манова-Томова B. C. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / B. C. Манова-Томова, Г. Д. Пирьов, Р. Д. Пенушлиева. – София, 1981. — 287 с. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. M. Марковская. – СПб.: Речь, 2002. — 150 с. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1995. — 198 с. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособ. по практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. – М.: Линка-Пресс, 1997. — 176 с. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 1997. — 304 с. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: Владос, 2003. — 408 с. Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М.: Академия, 2001. — 248 с. Микляева Ю. В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи / Ю. В. Микляева // Дефектология. — 2001, № 4. — С. 17-21. Михайлова Н. А. Системный подход к адаптации личности при психогениях, учитывая патологическую «почву» / Н. А. Михайлова // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: материалы науч.-практ. конф. / редкол.: В. В. Ковалев [и др.]. – Воронеж, 1982. — С. 30-32. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Мишина. – М., 1998. — 18 с. Многоосевая классификация психических и поведенческих расстройств в детском и подростковом возрасте: классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. – М: Смысл; СПб.: Речь, 2003. — 407 с. Мягер В. К. Семейная психотерапия при неврозах: метод. рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина / Под ред. А. Е. Личко. — Л.: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1976. — 15 с. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО Модэк, 1995. — 356 с. Никишина В. Б. Социально-психологическая детерминация нарушений психического развития детей: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. Б. Никишина. – Ярославль, 2004. — 54 с. Никольская О. С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма / О. С. Никольская. — М.: Центр лечебной педагогики, 2000. — 364 с. Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Теревинф, 1997. — 342 с. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 319 с. Павлов И. П. Мозг и психика: избранные психологические труды / И. П. Павлов; под ред. М. Г. Ярошевского. – М: Институт практ. психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996. — 320 с. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. — 320 с. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2003. — 320 с. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1957, № 3. — С. 3-9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. – М.: Учпедгиз, 1957. — 215 с. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.– М.: Педагогика, 1973. — 335 с. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с. Сабуров В. В. Технологическая модель подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушениями интеллекта и пути ее реализации: автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Сабуров. — Екатеринбург, 1999. — 23 с. Саломатина И. В. Проблемы родителей и детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению / И. В. Соломатина // Дефектология. — 2002, № 1. — С. 75-81. Саломатина И. В. Синдром Ушера и наши дети / И. В. Соломатина. – М.: Академия исследований культуры, 2001. — 112 с. Скворцов И. А. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка / И. А. Скворцов, Т. Н. Осипенко, Н. П. Дедов и др. // Исцеление. – М., 1995. — Вып. 2. — С. 397-423. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений / Л. Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002. — 96 с. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики / Л. Н. Собчик. – М., 1990. — Вып. 1-3. Солнцева Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. – М.: ВОС, 1988. — 65 с. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. — 115 с. Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H, CAT’S): справ, руководство. – М.: Междунар. академия психологических наук, 2000. — 35 с. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1998,№ 4. — С. 3-9. Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 1999. — 15 с. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1999, № 3. — С. 30-36. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я — дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. — М.: Гном и Д, 2000. — 160 с. Ткачева В. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003. — С. 202— 220. Ткачева В. В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева // Психолого-педагогическая диагностика. — М.: Академия, 2003. — С. 280—290. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: УМК «Психология», 2004. — 192 с. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 2005. — 46 с. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. — Н. Новгород: НГПУ, 1994. — 230 с. Фелинская Н. И. О взаимосвязи между психогенным заболеванием и «патологической почвой» / Н. И. Фелинская // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: материалы науч.-практ. конф. / редкол.: В. В. Ковалев [и др.]. — Воронеж, 1982. — С. 15—24. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 240 с. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: МГЗПИ. —1991. — 187 с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать: психологические игры и упражнения / К. Фопель. — М.: Генезис, 1998. — Ч. 1—4. — 157 с. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. — М., 1981. — 145 с. Чавес B. C. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис. канд. психол. наук / B. C. Чавес. — СПб., 1993. — 17 с. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О. Б. Чарова, Е. А. Савина // Дефектология. — 1999. — № 5. — С. 29—33. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения: пособие для логопедов. — М.: Просвещение, 1978. — 112 с. Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. — М.: Владос, 1995. — 160 с. Шарипов А. Р. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании / А. Г. Шарипов, З. Ф. Гафурова // Дефектология. — 1998. — № 3. — С. 23—27. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 1999. — 656 с. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер / Под ред. Л. И. Вассермана. — М.: Фолиум, 1996. — 63 с. Юртайкин В. В. Семья и ребенок «с особыми нуждами» / В. В. Юртайкин, О. Г. Комарова // Школа здоровья. — 1996. — № 1. — С. 17— 25. Stone М. Parental attitudes to retardation / M. Stone // Amer. J. Ment. Defic. — 1948. — № 2. — vol. 53. — P. 3—57. Welch M. Holding-therapy / M. Welch // N. Tinbergen, E. Tinbergen. Autistic children: new hope for a cure. — N. Y.; L., 1983. Список литературы для родителей Альбисетти В. Терапия супружеской любви: как прожить вместе всю жизнь / пер. с итал. — М.: ПАОЛИНЕ, 2000. — 192 с. Батлер Д. Кушла и ее книги / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2003. — 116 с. Болдуин Э. Н. Еще немного времени / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2003. — 116 с. Вроно Е. М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М.: Семья и школа, 1997. — 128 с. Глейцман М. Болтушка / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2002. — 144 с. Гудхарт П. Джинни и ее драконник / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2002. — 120 с. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга для родителей. — 2-е изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 48 с.: ил. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. — М.: Школа-Пресс 1, 2001. — 128 с. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1993. — 64 с.: ил. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. — М.: БУК-МАСТЕР, 1993. — 191 с.: ил. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. — М.: ОГИ, 2003. — 372 с. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1991. — 159 с. Мастюкова E. M., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. — М.: Педагогика, 1991. — 160 с. Никитина Л. А. Мама или детский сад: книга для воспитателей детского сада и родителей. — М.: Просвещение, 1990. — 93 с. Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей / пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998. — 173 с. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1—8 / пер. с англ. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. Популярная психология для родителей / под ред. А. С. Спиваковской. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 304 с. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной. — М.: Налоговый вестник, 2004. — 320 с. Саутолл А. Пусть шарик летит / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2002. — 132 с. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. — М.: Академия, 1996. — 160 с. Стракан И. Паренек в пузыре / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2003. — 240 с. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям / пер. с англ.; под ред. Д. В. Колесова. — М.: Педагогика, 1988. — 240 с.: ил. Ткачева В. В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с церебральным параличом / В. В. Ткачева // Коррекционная педагогика. — 2006. — № 1 (11). — С. 60—76. Фридман И. К. Себя как в зеркале я вижу... — М.: Семья и школа, 1996. — 206 с. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации / пер. с англ. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. — 320 с. Чемпен Г., Кэмпбелл Р. Пять путей к сердцу ребенка / пер. с англ. — СПб.: Библия для всех, 2000. — 272 с. Шрайбер М. Принцы в изгнании / пер. с англ. — М.: ОГИ, 2002. — 324 с. Юн Г. Дети с отклонениями: родители о своих детях. — Кишинев: Штиница, 1987. — 175 с. Приложение 1 Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Журнал регистрации консультируемых семей Данные о состоянии здоровья ребенка
Фамилия, имя  
Дата рождения  
Какое учреждение посещает или посещал (ДОУ, школа, класс, реабилитационный центр)  
Особенности протекания беременности и родов  
Раннее развитие и перенесенные заболевания  
Диагноз  
Состояние интеллекта  
Состояние речи  
Состояние двигательной сферы  
Состояние эмоционально-волевой сферы  
Особенности личности и межличностных отношений  


^ Анкета для родителей

Фамилия, имя ребенка _________________________________
Дата рождения ребенка _________________________________
Класс (школа №...), где обучается ребенок ________________
Фамилия, имя, отчество матери (лица, ее заменяющего) _____
_____________________________________________________
Возраст ______________________________________________
Домашний адрес ______________________________________
Телефон _____________________________________________
Образование __________________________________________
Занимаемая должность _________________________________
Фамилия, имя, отчество отца ребенка (лица, его заменяющего)
________________________________________________
Возраст ______________________________________________
Домашний адрес ______________________________________
Телефон _____________________________________________
Образование _________________________________________
Занимаемая должность ________________________________
^ Состав семьи (подчеркнуть):
ребенок с нарушениями в развитии;
другие дети в семье, которые родились:
— до него,
— после него,
— ребенок с нарушениями в развитии является одним из двойни;
мать
отец
бабушка
дедушка
другие родственники
^ Материальные условия проживания семьи
________________________________________________
________________________________________________

Сводная таблица результатов первичного обследования матери (отца) ребенка с отклонениями в развитии

Фамилия, имя, отчество  
Дата  
Предлагаемые методики (на выбор психолога):  
1. Социограмма «Моя семья»  
2. СМОЛ (анкета «Психологический тип родителя»)  
3. АТАТ (Адаптированный тематический апперцептивный тест)  
4. УНП  
5. 13 СХП  
6. Тест М. Люшера  
7. РАRI (ОРО, АСВ)  
Психологический тип  
Модель взаимодействия с ребенком (выбрать):  
• модель «сотрудничество»  
• модель «отказ от взаимодействия»  
Коррекционная группа  

1... 4 5 6 7 8 9 10 11 12







Date: 2015-12-13; view: 328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию