Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов. В качестве субъектов личностной психологической коррекции выступают:
| ребенок с отклонениями в развитии;
|
| его родители или лица, их замещающие;
|
| другие члены семьи.
| Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между:
| матерью и ребенком с отклонениями в развитии;
|
| отцом и ребенком с отклонениями в развитии;
|
| матерью и отцом ребенка с отклонениями в развитии;
|
| матерью и родственниками отца ребенка с отклонениями в развитии;
|
| матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родственниками;
|
| ребенком с отклонениями в развитии и его здоровыми братьями и сестрами.
| Система коррекционной помощи конкретной семье выстраивается на основе выявленной в процессе комплексного обследования специфики личностных и межличностных нарушений. Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с недостатками в развитии, создавалась нами в рамках интегративного подхода, включающего использование психокоррекционных техник различных направлений. В соответствии с качественно-количественными характеристиками субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:
коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии; коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. Последнее направление представлено, в свою очередь, двумя блоками: психолого-педагогической коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной и групповой).
^ Коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии
| Коррекция эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных проблем у детей с отклонениями в развитии осуществляется с учетом уровня их интеллектуальных возможностей и выраженности нарушений в психической сфере (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, 2000). Основными целями психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям являются:
формирование эмоционально-теплых отношений детей к их родителям и другим близким лицам; развитие у детей адекватной установки на доброжелательное восприятие окружающего социального мира; формирование нравственных установок и адекватных поведенческих навыков. Поставленные цели требуют решения перечисленных ниже задач:
| коррекция аффективной сферы детей, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;
|
| формирование навыков регуляции эмоционального состояния;
|
| формирование коммуникативных навыков социально-адаптивного взаимодействия детей с близкими и родственниками, социализация ребенка;
|
| развитие творческих форм сотрудничества детей с их родителями, другими членами семьи, включая сверстников;
|
| снижение психоэмоционального дискомфорта, проявляющегося в тревожности и неуверенности, различных формах страхов;
|
| коррекция скрытых и явных форм негативизма и агрессивного поведения, дезадаптивных состояний;
|
| формирование самоконтроля и адекватного поведения как с близкими, так и с чужими людьми;
|
| повышение самооценки и критичного отношения к себе и другим;
|
| преодоление внутренних конфликтов и переживаний.
| Коррекция эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и межличностной сфер ребенка с отклонениями в развитии имеет несколько направлений (Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова, 2004). Исправление эмоционально-личностных нарушений и поведенческих девиаций у детей с отклонениями в развитии осуществляется с помощью известных приемов арттерапии, игро- и сказкотерапии в индивидуальной и групповой формах (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская, 2001). Оптимизация детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений проводится под руководством психолога в процессе совместных занятий и тренинговых игр (В. В. Ткачева, 1999, 2000). Формой реализации психокоррекционных целей являются индивидуальные и групповые занятия. С детьми, имеющими выраженные и тяжелые нарушения, занятия проводятся только в индивидуальной форме. В случае необходимости занятия с такими детьми могут проводиться в присутствии учителя, воспитателя или кого-либо из близких лиц. Занятия с детьми, проводимые в присутствии родителей, используются и для формирования адекватных взаимоотношений между ребенком и родителем. Длительность занятий зависит от возраста и выраженности нарушений ребенка. Она варьируется от 15 до 35 минут. Частота занятий — один-два раза в неделю. Индивидуальные и групповые занятия имеют следующую структуру: установочный этап; коррекционный этап; релаксационный этап; завершающий этап.
На этом этапе дети знакомятся с темой занятия, у них формируется положительная установка на проведение занятия, активизируется внимание. Психолог проверяет выполнение детьми домашнего задания, расспрашивает об их эмоциональном состоянии. С помощью специальных упражнений психолог формирует у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками (упражнения «Здравствуй, я хороший», «Пожмем друг другу ручки» и др.).
Задачи этого этапа включают преодоление основных проблем, существующих в эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и коммуникативной сферах детей. На этом этапе решаются проблемы реконструкции эмоциональных состояний детей (тревожности, отгороженности, агрессии), формирования позитивного эмоционального настроения (как индивидуально у каждого ребенка, так и в группе), расширения сферы социального взаимодействия детей и формирования навыков адекватного межличностного сотрудничества (с родителями, другими взрослыми, сверстниками). Детям предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх, специально подготовленных для этих целей.
На этапе релаксации у детей формируются навыки расслабления и саморегуляции. Проводится психомышечная тренировка. У детей и их родителей в процессе частичного использования метода холдинг-терапии формируются навыки тактильно-телесного контакта.
На этом этапе подводятся итоги занятия. Работа всех детей оценивается положительно. У детей формируется желание и интерес к продолжению психокоррекционных занятий. Занятия не проводятся с детьми, у которых имеются какие-либо противопоказания. Противопоказаниями к проведению психокоррекционных занятий являются тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эписиндроме, ранней детской шизофрении, глубокая степень умственной отсталости). В некоторых случаях возможна организация занятий с отдельными детьми, страдающими тяжелыми психофизическими недостатками, но только в индивидуальной форме. Содержаниепсихокоррекционной работы на каждом этапе определяется психофизическими возможностями детей, их возрастом, степенью выраженности эмоционально-личностных нарушений (К. Фопель, 1998; М. И. Чистякова, 1995) В качестве психокоррекционных подходов используются суггестивные, рациональные, психоаналитические, поведенческие, личностно ориентированные, семейные и другие психотехники. Широко применяется опыт как зарубежной, так и отечественной психотерапевтической школы в работе с детьми: методы игровой психокоррекции; методы арттерапии и музыкотерапии; методы библиотерапии; методы гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии; проективные методы.
^ Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей
|
^ Психолого-педагогическая коррекция
| Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей в соответствии с разработанной нами методикой (В. В. Ткачева, 1999) может осуществляться в двух направлениях: психолого-педагогическом и психокоррекционном. Первое направление ставит своей целью перecmpуктурирование иерархии жизненных ценностей матери ребенка-инвалида. Оно направлено на оптимизацию ее самосознания и позволяет сформировать адекватные способы взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии. Этот процесс становится возможным в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находится мать ребенка. В соответствии с положениями классиков отечественной психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985, 1992; В. Н. Мясищев, 1960, 1995 и др.) снижение напряженности эмоциональных переживаний индивида возможно лишь при его переключении с предмета переживаний, когда проблемность ситуации понимается как неразрешимая, на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы. Процесс преодоления при этом может быть разделен на отдельные этапы. Для матери ребенка с отклонениями в развитии такой деятельностью, нейтрализующей тяжелый пролонгированный стресс, может стать коррекционный образовательный npoцecc, в который включен ее ребенок. Приобщение матери к коррекционной работе с ребенком дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет ей проявить свой духовный потенциал. Творческая реализация матерью педагогической деятельности служит повышению ее самооценки, самоуважения и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения. С другой стороны, педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой формируется общение между психологом и матерью ребенка-инвалида. Позитивное общение является механизмом коррекционного воздействия, которое оказывает психолог на мать ребенка с отклонениями в развитии. Только в атмосфере эмоционального контакта и эмпатического сопереживания проблемам матери больного ребенка психолог может ожидать принятие рекомендаций и следование его советам. С целью установления такого уровня контакта и для решения задач, направленных на коррекцию нарушений в развитии ребенка, психолог организует индивидуальные занятия с ним и его матерью. Приобщение матери ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из ее сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения. Осуществление продуктивной занятости матери позволяет ей реализовывать необходимую потребность в деятельности вообще и в деятельности с ребенком в частности, а также освобождает ее от асоциальной или деформирующей психику формы миропонимания, возникшей вследствие стресса (чувства вины, мыслей о греховности предков и т. д.). Для реализации коррекционных целей, стоящих перед психологом, используется педагогическая форма проведения занятий. Несомненно, психолог, который проводит индивидуальные занятия с ребенком, должен иметь специальную подготовку для обучения матери коррекционным приемам. (Такая подготовка предусматривается государственным стандартом по подготовке специалистов по специальности «специальная психология».) Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Обучение матери и ребенка проводится под руководством психолога с помощью психологических средств. Одновременно педагогический процесс, реализуемый по отношению к ребенку как образовательный, в отношении его матери трансформируется в психокоррекционный. В системе специальных коррекционных образовательных учреждений организация подобных индивидуальных занятий может осуществляться в первую очередь для тех учащихся, которые испытывают особые трудности в обучающем процессе и матери которых глубоко страдают из-за их неполноценности (дети с тяжелой сенсорной и речевой патологией, церебральным параличом, умственно отсталые и аутичные дети). Одновременно к работе с психологом могут быть привлечены все желающие и нуждающиеся в коррекционной помощи родители. Организуя занятия с ребенком и его матерью, психолог ставит перед собой два типа целей. С одной стороны, осуществив психолого-педагогическое изучение ребенка, психолог определяет образовательные цели и образовательный маршрут ребенка с отклонениями в развитии. В рамках этого направления психолог обучает мать специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях, и специальным воспитательным приемам, требуемым для коррекции личности аномального ребенка. С другой стороны, установив эмоциональный контакт с матерью ребенка с отклонениями в развитии на индивидуальных занятиях, психолог осуществляет коррекцию ее внутреннего психологического состояния и коррекцию взаимоотношений между нею и ребенком. Ориентируясь на эти цели, психолог решает и соответствующие им задачи. В рамках формирования адекватных способов взаимодействия матерей с детьми психолог осуществляет:
| коррекцию неконструктивных форм поведения матери (агрессия, необъективная оценка собственного поведения и поведения ребенка, эскапизм, примитивизация поведения и др.);
|
| формирование продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами коррекционного учреждения, другими лицами);
|
| обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или психофизическую недостаточность ребенка;
|
| коррекцию понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенную нейтрализацию отрицания наличия проблем, когда мать ребенка из позиции защиты и позиции противопоставления себя социуму («Он у меня такой, как и все») переходит в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»);
|
| постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится»);
|
| постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировку матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком;
|
| коррекцию взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям, проявляющимся в уважении личности ребенка и предоставляющим ребенку достаточную его возможностям самостоятельность);
|
| расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.
| В рамках переструктурирования иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка психолог:
осуществляет коррекцию внутреннего психологического состояния матери (состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от «маленьких успехов» ребенка); формирует у матери установку на ценность существования ребенка независимо от его психофизических недостатков и ценность духовного общения с ним (ценно то, что он любит мать, а мать любит его); оказывает помощь личностному росту матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания; содействует трансформации установки матери из позиции переживания за своего ребенка по поводу его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка; способствует повышению личностной самооценки матери на основе результатов ее титанического труда, наблюдаемых в успехах ребенка; трансформирует образовательно-воспитательный процесс, реализуемый матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней; руководит деятельностью матери, помогает ей самой, оптимизируя ее самосознание и излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.
| демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения и гармоничной личности;
|
| конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;
|
| самостоятельное проведение матерью отдельных занятий или части занятия под контролем психолога;
|
| выполнение матерью домашних заданий со своим ребенком;
|
| изготовление ею наглядных пособий для проведения занятий с ребенком; чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.
| |