Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, звукопроизношение при ринолалии поражено тотально





Самостоятельное

осознание дефекта речи у больных обычно отсутствует или критичность к нему

снижена. Прослушивание записи своей речи стимулирует больных к серьезным

логопедическим занятиям.

Таким образом,

в структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико-фонематического

строя речи является ведущим звеном нарушения, причем первичным, является

нарушение фонетического оформления речи. Этот первичный дефект накладывает

некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строя речи, но

глубокие качественные изменения его встречаются обычно лишь при сочетании

ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Нарушение речи

как средства коммуникации затрудняет положение больных в коллективе. Часто их

общение с коллективом односторонне, а результат общения травмирует детей. У них

развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность. Деятельность их

находится в более благоприятном состоянии, так как эти больные нередко

интеллектуально полноценны (если ринолалия проявляется в чистом виде).

Целенаправленная

работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт

характера, стимулирует развитие высших психических функций.

 

ВОПРОС 10. Методика работы по формированию

речевого дыхания у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный

период.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной

речи. Для формирования правильной ротовой воздушной струи используют

упражнения, в которых чередуются вдох и выдох: вдох носом — выдох ртом; выдох

носом; вдох — выдох ртом.

При систематичности этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении

воздушной струи и учится ею управлять. Это способствует также воспитанию

правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба. Однако при этом

необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить

утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используются различные приемы



контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги и

т.п.

Формированию правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем.

Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек

подготавливается детьми совместно с родителями из бумаги, ткани (бабочки,

вертушки, цветки, метелочки и пр.). Можно использовать полоски бумаги,

прикрепленные к деревянной стойке, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные

фигурки акробатиков и т.д. Такие игрушки должны иметь целевое назначение для

занятий по воспитанию правильной речи и извлекаться только на время занятий.

Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают

шары, гармошки и дают их ребенку в пользование. Дети далеко не всегда могут

надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной

гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих

упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных

упражнений, чтобы эффект был легко достижим. Ребенок со слабым ротовым выдохом

может сдуть ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри,

чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно

освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным и такой прием: в носовые

проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно

направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в

ошибке.

Упражнения подутью должны чередоваться с упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с

так называемой артикуляционной гимнастикой (см. приложение).

 

 

ВОПРОС 5. Открытая ринолалия. Характеризуется дефектной артикуляцией и акустическим эффектом нозализации речевых звуков. Во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и через нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается специфическим тембром голоса. В рамках открытой ринолалии можно выделить органическую и функциональную ринолалию. Особенности речевого дыхания: ускоренное, поверхностное, учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 74% от всего выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимого слова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритм речевого дыхания.

Голосообразование-??????????????

 

ВОПРОС 15 Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовыхм, м,, н, н,. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остаётся открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовыеб, б,, д, д,. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на её разборчивость. Меняется также звучание гласных из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.



Причина закрытой формы ринолалии – чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения называются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.

Различают два вида закрытой ринолалии: переднюю закрытую – при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую – при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Функциональная закрытая ринолалия наблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознаётся. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии, прежде всего, должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.

Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребёнка. Важным фактором является и способность ребёнка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьём, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного н. Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н), а также силу носового выдоха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой её конец – в наружный слуховой канал, чтобы ребёнок «слышал носом» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность - неназальность (п, б – м; д – н).

Лого раб:

При органической закрытой ринолалии прежде

всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется

правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения

непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытая, ринолалия

или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что

и при функциональных нарушениях. При функциональной закрытой ринолалии детей

систематически упражняют в произнесении носовых звуков. Проводится

подготовительная работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

Затем статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений.

Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные

движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному

произнесению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев

носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па,

пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же

способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками

(слоги типа ам, ом, ум, ан).

После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых

имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и

протяжно с сильным носовым резонансом.

Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных

звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения.

Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ринофонии небольшая. При

ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется

тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение

дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто

наблюдаются некоторые особенности психического развития.

 

ВОПРОС 7 Медико-педагогическая работа в дооперационный период"

Ещё до операции можно создать предпосылки для формирования правильной речи. В работе в дооперационный период учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи, работа над звукопроизношением у ринолалика складывается из восприятия направленного ротового выдоха в сочетании с одновременным созданием полноценных артикулем речевых звуков. Процесс педагогического периода делится на два периода:

1. Подготовительный:

2. Основной.

Основная цель основного этапа работы – формирование правильного речевого дыхания с освоением артикулем. Основной этап условно делится на две части:

« Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;

« Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикуляции гласных звуков без включения голоса и фрикативных глухих согласных звуков.

Содержание логопедических занятий по методики А.Г. Ипполитовой включает следующие разделы:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха;

2. Формирование длительного ротового выдоха;

3. Дифференциация короткого и длительного ротового выдоха;

4. Формирование мягких звуков.

Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих, используются так называемые опорные звуки.

Последовательность работы над звуками в дооперационный период:

Гласные звуки: Артикулемы гласных звуков формируются в следующей последовательности: [а – э – о – ы – у – и - е – е – ю - й].

Звуки я – э – ё – ю формируются из сочетание [и] соответствующего гласного звука. Звук [и] позволяет проследить направление выдоха при произнесении гласного второго ряда.

Согласные звуки: После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных звуков продолжается при шёпотном их произнесении.

 

Вопрос 8

"Медико-педагогическая работа в после операционный период"

В первые годы жизни проводится операция пластика губ. В после операционный период необходимо разрабатывать верхнюю губу ребёнка для её пластичности, подвижности, развитие объёма движения. Упражнения, которые необходимо проводить ежедневно получают родители по рекомендации логопеда:

1. Поднимать и опускать верхнюю губу.

2. Стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы.

3. Ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая верхнюю губу вперёд.

4. Вибрировать, постукивать пальцем по верхней губе.

5. Постукивать пальцем около рубца.

6. Щипать верхнюю губу пальцем.

7. Взять губу подушечками указательного и большого пальца у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы, и оттягивать вперёд. Затем разминать рубец пальцами.

Также проводиться работа коррекционная работа по формированию речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Артикуляционные упражнения в после операционный период:

Для опускания корня языка и укрепления кончика языка:

1. Широкий язык спокойно лежит на нижней губе – упражнение "лопатка".

2. Поворот языка вправо – влево к уголкам губ, челюсть неподвижна.

3. Поворот языка в стороны: кончик языка в каждую сторону щеки. Рот открыт, челюсть неподвижна.

4. По кусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высасывания и снова втягивания

5. Упражнение вкусное варение: широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз.

6. Рот открыт, движения широкого языка по н1бу от верхних зубов к глотке.

7. Почёсывание кончика языка об верхние зубы.

8. Пересчитывание кончиком языка зубов, упираясь в каждый.

9. Проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.

Родителям можно порекомендовать следующие упражнения:

1. Вылизывание тарелки всей поверхностью языка.

2. Слизывание капель кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.

Одновременно с артикуляционными упражнениями проводятся дыхательная гимнастика. Ребёнка необходимо обучать диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объём лёгких. Благодаря диафрагмальному дыханию уменьшается носовой оттенок голоса. Рекомендуются следующие упражнения:

1. Тренировать ровный, медленный выдох на пламя свечей.

2. Надувание мыльных пузырей через трубочку.

3. Струёй выдыхаемого воздуха с помощью трубочки поддерживать непрерывное бурление жидкости.

4. Упражнения с комочком ваты, пухом, полосками бумаги.

5. Лёжа на спине, правая ладонь на животе, левая на груди медленный спокойный вдох через два счёта (раз – два). Живот слегка приподнят. Затем удлиненный выдох через рот на четыре счёта, губы вытянуты трубочкой. Правой рукой ребёнок надавливает на переднею стенку живота.

6. Вдох и выдох произносится через нос.

7. Вдох через нос, выдох через губы трубочкой.

8. Вдох через рот, выдох через нос.

9. Вдох и выдох через рот.

Голосовые упражнения:

1. Шепотом длительное произнесение гласных и согласных и их сочетаний.

2. Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний. При произношении звукосочетаний гласных постоянно фиксируется внимание ребёнка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос.

3. Вокальные упражнения проводятся по подражанию. Начинаются с пения мелодии на один гласный звук на одном тоне. Затем поются гласные связанно и плавно. После этого гласные пропеваются с постепенным увеличением тона, что вырабатывает ровность, певучесть и гибкость голоса.

Системы коррекционной работы:

1. А.Г. Ипполитова первая рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерными для её методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений. Последовательность отработки звуков обусловлена артикуляционной взаимозависимостью.

2. Л.И. Вансовская предложила устранения назализации не с привычного звука [а], а с передних гласных [и], [э]. Так как именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой области.

3. И.И. Ермакова разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса.

Сроки и направления коррекционной работы:

В после операционной период в условиях стационара к занятиям приступают на 13 – 14 сутки, после того как на защитную пластину положена масса, формирующая свод твёрдого нёба. В это время речь ребёнка ухудшается из – за отечности и болезненности в полости рта. На занятиях рекомендуется проводить следующие упражнения:

1. Полоскать горло 7 – 8 раз в день.

2. пить жидкость маленькими глотками.

3. Резко отрывисто произносить гласные.

4. Массаж нёба. Ребёнок кончиком языка проводит от каждого зуба вглубь по нёбу и назад к зубам подавляющим и разглаживающим движением. Такое движение из стороны в сторону.

Все задания выполняются 2 – 3 раза в день по 5 – 7 минут. После выписки из стационара в течение месяца повторяется упражнение дома с родителями. То есть ребёнку дают отдохнуть, а через месяц логопедические занятия возобновляются.

После операции постановка речи может занимать от 2 - 4 месяцев до 1 – 2 года в зависимости от вида расщелины, эффективности дооперационных занятий. Взрослые должны обязательно присутствовать на всех логопедических занятиях, запоминать задания логопеда и ежедневно дома заниматься с ребёнком.

Установлены следующие оценки речи результативности коррекционной работы:

1. Нормальная и близкая к норме речь. То есть, сформировано звукопроизношение и устранена назализация.

2. Значительной улучшение речи, сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

3. Без улучшения. Не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гипер - назализация.

 

 






Date: 2015-12-13; view: 876; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию