Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 11 обследование детей с ринолалией





 

 

Обследование детей-ринолаликов проводится комплексно логопедом и врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач.

 

Остановимся на задачах логопедического обследования.

 

Прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений речи, выделив основной дефект и вторичные нарушения. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других речевых расстройств.

 

В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.

 

Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту.

 

В карте фиксируются следующие сведения:

 

1. возраст родителей;

 

2. от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);

 

3. не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?

 

4. течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;

Вопрос №11"Обследование лиц с ринолалией"

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей с ринолалией:

1. Устанавливаются наличие и степень небно-глоточной недостаточности;

2. Рубцовые изменения твёрдого и мягкого нёба, его длина;

3. Характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный);

4. Зубочелюстные аномалии;

5. Особенности моторики артикуляционного аппарата;

6. Наличие компенсаторных мимических движений.

Для определения открытой ринолалии существуют разные методы функционального исследования. Самый простой метод – проба Гутцмана. Ребёнка просят попеременно повторять гласные [а], [и] при этом, то зажимают рот, то разжимают носовые проходы. При открытой форме ринолалии наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно [и], заглушаются и одновременно пальцами, логопед чувствует сильную вибрацию на крылья носа. Можно также использовать фонендоскоп. Логопед вводит одну оливу себе в ухо, другую в нос ребёнку. При произнесении гласных, особенно [у] и [и], слышится сильный гул.

 

 

ВОПРОС 6. Характеристика речи у ребенка с

открытой ринолалией.

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и

значительно позже) и имеет качественные особенности.

Импрессивная речь развивается

относительно нормально, а экспрессивная

претерпевает некоторые качественные изменения.

В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и

фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по

артикуляции и звучанию. Вследствие дефектного положения языка в полости рта

согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика

языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней

активизации лицевых мышц.

Эти изменения положения кончика языка относительно постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных

звуков. Произношение некоторых согласных звуков представляет для

больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у

верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: л, т,

д, ч, ш, щ, ж, р; у нижних резцов для произнесения звуков с, з,

ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у

ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки к, г либо отсутствуют,

либо замещаются характерным взрывом, производимым при соединении несращенных

частиц увули или стенок глотки.

Гласные звуки произносятся при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через

нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком.

Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой нечетко

дифференцированы. Для самого больного такие артикулемы служат кинемой, т. е.

двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют

смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать их для речевого

общения.

Все произносимые больным звуки на слух воспринимаются как дефектные. Общая их

характеристика для слушающего — храпящие звуки с носовым оттенком. При этом

глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку х, звонкие — кг

фрикативному; из них губные и губно-зубные — как близкие к звуку м,

а переднеязычные — к звуку н с незначительной модификацией

звучания. Иногда артикулемы в речи ринолалика очень близки к норме, а их произношение, несмотря

на это, на слух воспринимался как дефектное (храпящее), так как речевое дыхание

нарушено, и, кроме того, возникает излишнее напряжение лицевых мышц, что в свою

очередь влияет на артикуляцию и звуковой эффект.

Date: 2015-12-13; view: 1532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию