Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логопедический массаж при дизартрии. Основные виды и приемы массажа
Логопедический массаж – активные метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровяных сосудов, и ткани переферического речевого аппарата. Приемы: - Поглаживание - Пощипывание - Похлопывание -Вибрация Характер выполнения этих приемов и направления, в которых они совершаются, определяются состоянием мышечного тонуса. 1. Работа по развитию движений мимической мускулатуры (открыть/закрыть рот, поднять/опустить брови) 2. Работа по обучению ребенка сглатыванию слюны (объясняем ребенку необходимость сглатывания слюны, вызываем либо активно-пассивные, либо активныежевательные движения) 3. Развитие подвижности губ (рассмешить ребенка, чтобы он улыбнулся, намазать губы сладким, чтобы он облезал их) После выполнения этих артикуляционных движений постепенно переходить к артикуляционной гимнастике. Движения могут быть неточными, не в полном объёме. В случаях со стертой дизартрией работу следует начинать с артикуляционной гимнастики. 4. Развитие подвижности языка. Начать с элементарных движений В процессе проведения артикуляционной гимнастики можно использовать игротерапию Артикуляционные игры подбираются с учетом возраста, характера, и степени органического поражения г.м. с учетом состояния мышечного тонуса. При гиперкинезе используются статические упражнения. Виды массажа: - Дифференцированный (основной вид) - Биологический, точечный массаж - Массаж в применением специальных приспособлений - Самомассаж Противопоказания: - Любое соматическое или инфекционное заболевание в острый период - Коньюктевит - Острые или хронические заболевания кожных покровов - Наличие герпеса и т.д. - Наличие увеличенных лимфоузлов - Резковыраженная пульсация сонной артерии - Повышенный рвотный рефлекс Перед массажем необходимо получить заключение от невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний. Особые рекомендации по проведению массажа: 1. Массаж должен проводиться в чистом, уютном, теплом помещении 2. В среднем достаточно 2-3 процедуры в неделю. Обычно массаж проводится в 10-20 процедур. Эти циклы можно повторить с перерывом 2-3 месяца. При ДЦП в течение года. 3. Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от степени поражения. Начальная длительность процедуры 5-7 минут. Конечная 20-25 минут. 4. Перед тем, как начать курс логопедического массажа, логопед должен рассказать родителям о его неоходимости и эффективности 5. Во время лог массажа ребенок не должен испытывать болевые ощущения. Если ребенок негативно настроен, лучше первую процедуру проводить очень кратко. Методические рекомендации по проведению расслабляющего массажа. 1. Проводится в медленном темпе 2. Основные приемы – поглаживание и легкая вибрация 3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения 4. Можно использовать тихую музыку 5. Для усиления расслабительного эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить расслдабляющий компресс. 6. Последовательность воздействия на область в процессе одного сеанса - мышцы шей и плечевого пояса - мимическая мускулатура - губы - язык
Проведение активного (силового) массажа Движения рук логопеда должны быть ритмичными, основные приемы -поглаживание -растирание -разминание -сильная вибрация Сила воздействия должна постепенно увеличиваться Последовательность: 4. Лицо 5. Губы 6. Язык 7. Шея, плечевой пояс
21. Опишите систему коррекционной работы в доречевой период по методике Архипоовой. Е.Ф. Архипова (1980) впервые разработала систему коррекционно-логопедической работы в доречевой период с детьми, страдающими ДЦП. Целью коррекционной работы является последовательное развитие доречевых функций. Предполагается поэтапный ход коррекционных мероприятий, основанный на принципе кинестетической стимуляции. Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы 1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности. 2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития». 3) Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц. В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П.К. Анохиным. 4) Принципы отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом. 5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка. 6) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка. Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков. Выбор позы для занятий «рефлексо-запрещающие позиции». Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе. 1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат). 2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях. 3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии. 4. В положении на боку ребенок помешается в «позу эмбриона». 5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом. Основные направления коррекционно-педагогической работы: § нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики; § развитие зрительного и слухового восприятия; § развитие эмоциональных реакций; § развитие движений руки и действий с предметами; § формирование подготовительных этапов развития понимания речи; § развитие подготовительных этапов формирования активной речи. Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей. Date: 2015-12-13; view: 650; Нарушение авторских прав |