Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация заикания





В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. )

Первые попытки создания классификации относятся 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клиничес­кой картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции: органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной не устойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963).

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им при­суща психофизическая заторможенность, нервно-психичес­кие нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Вла­совой (1958)и др.

Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неурав­новешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их лич­ности, а развитие заикания способствует усилению их не­уравновешенности и появлению черт общей детской нервно­сти; детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутроб­ного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые за­болевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, нако­нец, — детей, у которых до заикания имелись признаки тя­желого невроза, склонность к истерическим реакциям.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заи­кания (тоническая, клоническая), некоторые этиологичес­кие факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

Изучение заикающихся младших школьников пред­ставлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е гг. XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержан­ного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у не­вротиков.

В работах, посвященных изучению заикания у подрост­ков и взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и особенностями заикания.

М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психасте­ников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами.

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных органических поражениях центральной не­рвной системы.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения централь ной нервной системы различного генеза; невротические рас­стройства; психопатии; вялопрогредиентная гнизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другим факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до, 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникнове­ния заикания примерно столько же, сколько в первые три; года. В период до пубертатного возраста число заикающих­ся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заи­кания возможно в период полового созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляло к середине 50—60 гг. XX в. 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немно­гим более 1% (по М. Е. Хватцеву). В настоящее время отмечается тенденция роста статистических показателей заикания.

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на уси­ление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).

Date: 2015-12-13; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию