Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация заикания
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста. ) Первые попытки создания классификации относятся 1937 году. A. Alister (1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции: органов, участвующих в речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся эмоциональной не устойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендее (1963). По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт. По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958)и др. Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервности; детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, наконец, — детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям. В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая), некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия. Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А. Ф. Шельтинг (50-е гг. XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у невротиков. В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых, показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и особенностями заикания. М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов (строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип), у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными компонентами. М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных органических поражениях центральной нервной системы. Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения централь ной нервной системы различного генеза; невротические расстройства; психопатии; вялопрогредиентная гнизофрения. Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное обоснование. Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другим факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до, 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые три; года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Количество заикающихся дошкольников составляло к середине 50—60 гг. XX в. 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающихся немногим более 1% (по М. Е. Хватцеву). В настоящее время отмечается тенденция роста статистических показателей заикания. Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман). Date: 2015-12-13; view: 547; Нарушение авторских прав |