Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Симптоматика заикания





Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физио­логические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, ко­торые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиля­ровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симп­томов, находящихся в тесной взаимосвязи:

• биологические (физиологические);

• социальные (психологические).

К физиологическим симтомам относятся речевые судо­роги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и ре­чевой моторики. К психологическим — речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психоло­гические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в сред­них случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешан­ные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуля­ционные и смешанные) и по частоте. При тонических судо­рогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «тополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополъ. Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосоартикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи ра­ботает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобла­дания судорог в тех или иных органах речи различают ды­хательные, голосовые и артикулярные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заика­нии: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респиратор­ная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следу­ющим образом: смыкательная (судорожно-сомкнутые го­лосовые складки не могут своевременно разомкнуться —голос внезапно прерывается, или же образуется клоничео| кая или затяжная судорога — получается блеющий пр орывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный) звук («а. а. ал); размыкательная (голосовая щель остает«| ся открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или! шепотная речь); вокальная, свойственная детям (впервьш выделена И. А. Сикорским). Дети протягивают гласные в словах.

В артикуляционном аппарате различаются судороги: губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявиляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных зву­ков, большую роль играют грамматические факторы: поло­жение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как извест­но, что заикание усиливается по мере семантического и эмо­ционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заи­каются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заи­кания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нару­шения. Распространенность фонетико-фонематических на­рушений заикающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,9% и старших — 13,1%. Среди заикающихся дошкольников по­мимо нарушений звукопроизношения в 34% случаев отме­чаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, в формировании фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоцио­нальным состоянием заикающегося.


Изучение нестабильной частотности пароксизмов заика­ния позволяет обосновать понятие о сохранных участках правильной речи, об определении уровня сохранной речи в зависимости от разной степени сложности речевой деятель­ности и речевых ситуаций. Выявление уровня сохранной речи имеет определяющее значение для основных коррек-ционных задач на каждом этапе последовательной логопе­дической работы.

В проявлениях заикания характерными являются так­же различные нарушения речевой и общей моторики, кото­рые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными улов­ками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, растормо-женность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заика­ния с амбидекстрией (леворукостью).

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что«специфической основой заикания» является то психическое состо­яние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пай-кин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного вни­мания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается невроти­ческое расстройство, является чувство собственной неполноценнос­ти. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болез­ненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбрать­ся: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматри­вая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее наруша-1 ется речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторе­ний превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится цирку: лярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.







Date: 2015-12-13; view: 787; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию