Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Логопедическое обследование детей проводят в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова. 1. Обследование звукопроизношения Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием разнообразных игровых приемов. Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков звуки к, г, х Коля пьет кофе. га го гу Галя гамак губы нога погода пингвин Коля мак окно У Кати клюква, ха хо ху ах ох ух хобот ухо мох У Гали болит губа. Дети едят уху. Вот летит муха. У хаты поет петух. звуки е, я, ё, ю аи, ой, уй, эй; дай – даю – даёт Мая купает утку. звук ль лёд Люба Лида лебедь плита, клетка, клюв пальма моль даль Лена и Лида купили пальму. Лиля и Люда катали Олю. звуки с, сь сад оса автобус Сима косить ось Соня стоит на мосту. Вася несёт сено. яма, мая, юг йод, юбка, каюта, мой, моя, моё купай – купаю – купает катай – катаю – катает Мая копает яму. Лёва любит лимоны. са со су ас ос ус ся, сё, сю, ась, ось усь аза, озо, узу У Зины земляника. ац оц уц звуки з-зь за зо зу зубы козы тазы Зина бузина У Зои ваза. звук ц ца цо цу цапля лицо боец На сцене поёт певица. УЦыли кольцо. звук ш ша шо шу шапка кошка мышь Миша и дедушка покупают шахматы и шашки. Кошка видит мышку. звук ж жа, жо жу жук жаба одежда пиджак Жук лежит, летать не может, ждёт он, кто ему поможет. звуки ррь рарору рука парад хор Рома кормит рыб. рярерю арьорьурь репа ряды берег берет море порядок лекарь ребята сидят в третьем ряду. моряки подняли якорь. Зина идёт в музей. аш ош уш ажа ожо ужу ар ор ур звук л ла ло лу лапа палатка гол Алла мыла куклу Клаву. ал ол ул звук ч ча чо чу ач оч уч чайник дочка ночь Леночка наливает в чайник водичку. Ученики учат уроки. звукщ ща що щу щука овощи плющ Щенок лезет в цель. В реке щуки и лещи. ащ ощ ущ В ящике клещи и щётка. Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппозиционными звуками. звуки кгж звуки ль – звуки с сь звуки з зь звуки ш – ж йот звуки с – звуки з – ш ж ка га ха ком том какой – такой бок – бот тыква – книга так – как хобот – гудок я – ля, ля–яля – ляляля – яай – альоль – ой мой – моль бой – боль ямка – лямка мой лимон; моя клюква Юля поливает лилии. сася сяса сад – сядь оса – оси квас – квась нос – носик зазя зяза аза азя зона Зина ваза вези газон газета завозить шажа аша ажа жо шо ошо ожо ноша – ножи мыши – вожжи каша – кожа вишни – вижу Саша шаса саш-шас Саша сушит сушки. зажа жаза зожо жозо жук – зуб ножи – зонты кожа – коза одежда – звезда звуки ч – щ – съ – ть ц – ш чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца чашка часовщик ученица учительница носильщик Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей 1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку. 2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее. 3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их. 4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку. 5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки. 6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет. 7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их. 8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 77 9. «Найди свою пар у». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого – с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку. 10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу. 2. Обследование фонематического слуха Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий. 1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос – нож, усы – уши, удочка – уточка, дочка – точка, змея – земля и т. д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду. 2. «К то самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком. 3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2–3 слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов. 4. «Какие подарки принес Буратино». Вволшеб-ном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук. 5. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная Шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком. 3. Обследование слоговой структуры слова Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звукона-полняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т. д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик, сковорода, скатерть, троллейбус и т. п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записывают те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение. Устойчивость внимания, работоспособность_____________ Состояние общей и мелкой моторики Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) и подвижность артикуляционного аппарата Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) ________________ Различие звуков на слух и в произношении________________________ Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод)1__________ Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)_________ Словообразование Грамматический строй Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.–С. 5–11.
Речевая карта Фамилия, имя ребенка____ Дата рождения (месяц, год) Домашний адрес Где находился ребенок до поступления в группу Жалобы родителей Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений) Уровень общего развития ребенка 1 В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний. Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова Комплектование групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 26 мая 1970 г. было утверждено Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Согласно этому документу, Министерство образования, краевые и областные отделы народного образования получили право организовывать деятельность логопедических детских садов, яслей-садов с круглосуточным и дневным пребыванием детей, а также открывать логопедические группы при массовых дошкольных и школьных учреждениях. Логопеды и психоневрологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии, содержание и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной МПК от 12 февраля 1969 г. Основной целью работы данных комиссий является определение речевого статуса ребенка на основании изучения целого ряда документов, подробной беседы с родителями, детального обследования самого ребенка и вынесение окончательного решения о его зачислении (или не зачислении) в дошкольное учреждение или группу для детей с нарушениями речи и сроках обучения. При этом определен ряд необходимых для предоставления комиссии документов на каждого ребенка: – выписка из истории его развития; – заключение педиатра об общем состоянии ребенка; – заключение психоневролога (невропатолога) о состоянии интеллекта; о наличии (отсутствии) органического поражения ц. н. с. – первичное заключение логопеда об уровне развития речевой деятельности ребенка; Комплектование групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 81 – педагогическая характеристика (в том случае, когда ребенок посещал дошкольные учреждения). Анализируя все вышеуказанные документы, медико-педагогическая комиссия решает, подлежит ли ребенок зачислению в логопедическое учреждение. Противопоказания к зачислению могут быть следующие: – наличие у ребенка снижения слуха; – наличие таких нарушений зрения, которые определяют ребенка в категорию слепых или слабовидящих; – снижение интеллектуального развития; – нарушения опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению самообслуживания ребенка; – наличие психопатоподобного поведения; – наличие эпилептических припадков; – наличие у ребенка заболеваний, которые являются противопоказаниями к зачислению в детские учреждения общего типа. Бывают случаи, когда уже во время пребывания ребенка в логопедическом детском саду или группе у него выявляются дефекты слуха, интеллекта и прочие перечисленные выше противопоказания. Медико-педагогическая комиссия в данной ситуации решает вопрос об обязательном отчислении или переводе ребенка в специализированное учреждение соответствующего профиля. В тех случаях, когда психофизиологический статус ребенка позволяет направить его в учреждение для детей с нарушениями речи, медико-педагогическая комиссия определяет, в группу какого коррекционного профиля и на какой срок обучения он поступает. Комплектуют следующие группы: – для детей с недоразвитием фонетической стороны речи (звукопроизношения) и недостаточным фонематическим слухом. В эти группы зачисляются дети пяти- или шестилетнего возраста со сроком обучения 1 год при наполняемости 12человек; – для детей с ринолалией и дизартрией. Если такой возможности не предоставляется, то эти дети попадают в группу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. И тогда логопед с ними проводит индивидуальные занятия на протяжении всего периода обучения. В оптимальном варианте группы комплектуются с учетом возраста и структуры речевого дефекта. Если такой возможности не предоставляется, то ведущим принципом отбора является характер речевой патологии. Прием детей в вышеперечисленные группы осуществляется в течение августа до 1 сентября. <...> При приеме ребенка в логопедическое дошкольное учреждение необходимо предоставить следующие документы: – путевка отдела народного образования о направлении ребенка в данное учреждение; – заявление родителей с просьбой о зачислении; – заключение медико-педагогической комиссии; – свидетельство о рождении ребенка (заверенная копия); – справка о прививках и отсутствии контакта с инфекционными больными. Дети, достигшие семилетнего возраста, переводятся для обучения в общеобразовательную школу. Оставить ребенка на повторный курс обучения можно лишь по заключению психоневролога, если для этого есть соответствующие показания. В случае незачисления ребенка в логопедическую группу родителям необходимо обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации для направления ребенка в учреждения другого профиля. Требования к оформлению документации, представляемой на медико-педагогическую комиссию Выписка психоневролога включает анамнестические данные о ребенке, указания на наличие (отсутствие) органического поражения центральной нервной системы. Врач дает заключение об интеллектуальном развитии ребенка. Логопедическая характеристика освещает особенности речевого развития ребенка. Важно определить степень сфор-мированности каждого из компонентов языковой системы. Обязательным является подтверждение каждого из высказанных положений образцами детской речи. Заканчивается такая характеристика логопедическим заключением, которое должно полностью соответствовать недостаткам, описанным выше. Комплектование групп для детей с фонетико-фонематичееким недоразвитием 83 Педагогическая характеристика раскрывает особенности усвоения учебных умений и навыков в процессе изучения программы детского сада. При этом воспитатель отмечает: – насколько ребенок проявляет интерес к занятию; – какие виды работ вызывают наибольшие трудности; – насколько ребенок усидчив во время занятий; – как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой; – насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий; – как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений; – какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач. Особо оценивается игровая деятельность ребенка. Учитывая, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие сложные виды игры, как сюжетно-ролевая, игра-драматизация и т. д., важно оценить: – может ли ребенок организовать подобные игры; – какую роль при этом отводит себе; – может ли регулировать игровые отношения вербально (т. е. с помощью речи); – в какой степени необходима помощь со стороны взрослых; – каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим и пр.); – использует ли предметы-заместители; – предпочитает играть один или с товарищами; – играет молча или оречевляет выполняемые действия; – каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам и пр. Характеризуя выполнение режимных моментов, воспитатель отмечает активность ребенка на прогулке, степень сформированности навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке, особенности ребенка в процессе приема пиши (не попер-хивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.). Воспитатель анализирует, насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон. Такая подробная характеристика позволяет спрогнозировать оптимальную адаптацию ребенка к новым условиям и безболезненное вхождение в новый коллектив. Филичева Т.Е., Туманова Т.Е. Дети с фонетико-фоне-матическим недоразвитием. – М., 1999. – С. 7–12. Date: 2015-12-13; view: 881; Нарушение авторских прав |