Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории эмоций
Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям. По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Первичные эмоции были способом поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Следующий шаг в развитии биологической теории эмоций сделал П. К. Анохин. Согласно его исследованиям, положительные эмоции возникают в случае совпадения результата поведенческого акта с ожидаемым результатом. В противном случае, если совершение действия не приводит к желаемому результату, возникают отрицательные эмоции. Таким образом, эмоция выступает в качестве инструмента, регулирующего жизненный процесс и способствующего сохранению отдельной особи и всего вида в целом. У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями. В этом направлении вел исследования П. В. Симонов. Им была сформулирована информационная теория эмоций. Согласно этой теории эмоция является отражением соотношения величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. П. В. Симонов вывел формулу этой зависимости: Э = П (Ин - Ис), где: Э — эмоция, ее сила и качество; П — величина и специфика актуальной потребности; Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент. Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции. Данная концепция относится к числу когнитивных теорий о природе эмоций. Еще одна когнитивная теория принадлежит Л. Фестингеру. Это теория когнитивного диссонанса. Ее сущность можно передать следующим образом. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми сведениями об одном объекте. Положительные эмоции субъект испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с ожидаемыми.При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Диссонанс субъективно переживается как состояние дискомфорта, от которого человек стремится избавиться. Для этого имеются два способа: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.
Рис. 1. Основные положения в теориях Джемса—Ланге и Кэннона—Барда
Date: 2015-12-13; view: 422; Нарушение авторских прав |