Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б.С. Братуся





В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье есть состояние полного физического, духовного и социального благополу­чия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Такой подход все чаще находит отклик и в современной отечественной науке. Б. Д. Карвасарский психическое здо­ровье «определяется как способ­ность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повы­шения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действитель­ности, умения оптимально соотнести собственные интересы с инте­ресами группы (коллектива)». К. Г. Юнг указывал, что слова «целостность», «целый» и «целить», «исцелять» — однокоренные, подчеркивая тем самым связь психического здоровья с интегрированностью лич­ности, а психических аномалий — с личностной дезинтегрированностью. Такая проблема в качестве самостоятельной и требующей сложного анализа вообще не су­ществует для бихевиоризма. Под нормальностью здесь изначально подразумевается приспособляемость, адап­тивность, стремление (по аналогии с биологическими системами) к гомеостатическому равновесию со средой. Проблема специфики нормального развития факти­чески не ставилась и в теории психоанализа, поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика» распро­странялись на здорового индивида. Это, прежде всего такие свойства, как генетическая и функциональная связь мотивации с либидозным, сексуальным влечением, бессознательность определяющих мотивов поведения. Польский ученый Я. Щепаньский предлагает называть нормальной сред­нюю (в статистическом смысле) личность; личность, адаптировавшуюся и ведущую себя в рамках установ­ленных социальных критериев; целостную личность, т. е. такую, все основные элементы которой функционируют в координации с другими.

Между тем, по нашему мнению, необходимо более тесное единение не только в плане разрабаты­ваемой философией общей методологии всех наук, в том числе и психологии, но и в плане решения многих вполне конкретных научно-исследовательских задач, одна из которых — определение общих критериев нормы психи­ческого развития человека.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья: высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности; личностно-смысловой; психофизиологический уровень (особенности нервных процессов). Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

 

8.3. Понятие о характере. Природа проявления характера.

 

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного челове­ка, говорят о его характере (от греч. сНагаег — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружаю­щей его действительности и людям. Характер является прижизненным образованием и может трансформировать­ся в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связа­но с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Формирование характера происходит в различных, но своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная коман­да, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта груп­па, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами ха­рактера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в си­туации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода:


В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом, к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятель­ность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообра­зительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направ­ленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отно­шение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии опреде­ленных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потреб­ности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформи­ровавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убеж­денность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его не­преклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Глав­ное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерно­му человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Пав­лов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справед­ливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее пока­зательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных. Все черты личности человека можно условно разделить на: мотивационные (побуждают и направляют деятельность) и инструментальные (придают ей определенный стиль). Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут про­явиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вто­рых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустрем­ленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непо­средственно связанные с темпераментом, например экстраверсия— иитроверсия, спокойствие—тревожность, сдержанность—импульсивность, переключаемость— ригидность и др.


Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные време­на. Было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их опреде­ление по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Типология характеров, как правило, строитсяна существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, кото­рые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответ­ственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном ха­рактере черт, общих для некоторой группы людей. Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как пра­вило, исходят из ряда общих идей.

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на про­тяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не явля­ются случайными.

3. Большая часть людей, в соответствии со своими основными чертами харак­тера, может быть разделена на типовые группы.

Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах. Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его име­нем. Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч. рпухгк — природа, §потоп — знающий) — учение о связи между внешним об­ликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним призна­кам могут быть установлены психологические характеристики человека, принад­лежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого ха­рактера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрыва­ется его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает. Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir — рука и manteia — гадание, пророчество) — это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Дерматоглифика может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характе­рологии, ярким представителем которого является Э. Кречмер. Кречмер выделил и описал четыре наиболее часто встречающихся типа строе­ния тела, или конституции, человека. В соответствии с типом телосложения он выделил три основных типа темперамента. Помимо этого он предпринимал по­пытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения. В резуль­тате им был сделан вывод о том, что тип тела каким-то образом связан со склон­ностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К ши­зофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Хотя у Кречмера не было научно обоснованных доказательств высказанной им идеи, практи­ческий опыт показывает, что определенная связь между типом характера и тело­сложением существует, например, у людей с определенным типом строения тела отмечаются акцентуации соответствующих черт характера. Широкое распространение получила классификация характеров в зависимо­сти от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Как вы помните, экстраверсия—интроверсия рассматри­вается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип ха­рактеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта,что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициатив­ность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фикса­ция интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщи­тельность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Воз­можно также деление на конформный и самостоятельный, доминирующий и подчиняющийся, нормативный и анархический и прочие типы. Следует отметить, что все существующие концепции типов характера облада­ют одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек ин­дивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные чер­ты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетвори­тельного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классифи­кацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.


Существующие научные проблемы являются основанием для поиска новых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень часто для этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новые факты. Одной из таких наук является графология. Графология рассматрива­ет почерк, как разновидность выразительных движений, отражающих психологи­ческие свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов — особенностями почерка и ха­рактером. Не вызывает сомнения, что каждый человек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера. В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих или опроверга­ющих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств выс­шей нервной деятельности. С другой стороны, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения маши­ны «избыточность степени свободы». Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и с психо­физиологическими особенностями конкретного человека. Характер — это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.

Формирование характера. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его об­щение с окружающими его людьми. В формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окру­жающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем ивовсем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится спо­собом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаве­дется собственной семьей. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистич­ность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало фор­мирования этих черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудо­любие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное вли­яние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка сти­муляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положитель­ное подкрепление). В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребен­ка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в шко­ле поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти нико­гда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школь­ные годы. Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а фор­мируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объек­тивными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебно­го заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку ха­рактер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступ­ков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовос­питания. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя.

 







Date: 2015-12-13; view: 746; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию