Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательная работа и психологическая подготовка





Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственно­го, умственного, эстетического и трудового воспитания с учетом осо­бенностей физкультурно-спортивной, соревновательно - тренировочной деятельности, особенностей их влияния на личность молодого человека, задач спортивно-оздоровительного этапа, этапа начальной подготовки

и учебно-тренировочного этапа. Воспитательное воздействие органичес­ки входит в тренировочно - соревновательную деятельность и жизнь спортивной школы.

Важнейшим условием успешного осуществления воспитательной ра­боты с юными спортсменами является единство воспитательных действий. Направленное формирование личности юного спортсмена - итог комп­лексного влияния многих факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, основного коллектива, членом которого явля­ется спортсмен, педагога, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

В работе с юными спортсменами применяется широкий круг средств и методов воспитания. В качестве средств используются тренировочные занятия, спортивные соревнования, беседы, собрания, кинофильмы, на­глядные пособия, произведения искусства, общественно полезный труд, общественная деятельность. В качестве методов нравственного воспи­тания применяются формирование нравственного сознания (нравствен­ное просвещение) и общественного поведения, использование положи­тельного примера, стимулирование положительных действий (поощре­ние), предупреждение и обсуждение отрицательных действий (наказа­ние), упражнение (практическое научение).

Важнейшим фактором воспитания юных спортсменов, условием фор­мирования личности спортсмена является спортивный коллектив. Юные спортсмены выполняют разнообразные общественные поручения, рабо­тают на общественных началах в качестве инструкторов, судей, членов бюро секций, что служит хорошей школой положительного нравствен­ного опыта.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от актив­ности спортсмена. Принятие личных комплексных планов, в которых учащиеся формулируют поставленные перед собой задачи, повышает чувство ответственности за свою учебу и спортивные достижения. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск степных газет, спортивных листков, проводить походы, тематические вечера, вечера отдыха и праздники, конкурсы самодеятельности.

Важным условием успешных воспитательных воздействий в коллек­тиве является формирование и поддержание положительных традиций. Традиционным, например, должно быть обсуждение в коллективе пове­дения спортсмена.

Осуждение или похвала коллектива - одно из наиболее сильных воз­действий на психику человека. Как правило, коллективно должны об­суждаться только аморальные поступки, если индивидуальная воспита­тельная работа тренера при этом не достигает цели.

Традиционным в коллективе должно быть принятие решений об офи­циальном одобрении, награждение спортсменов призами, премиями. Воп­рос о награждении не должен решаться одним тренером без обсуждения в коллективе. Такой подход укрепляет веру в справедливость спортивно­го коллективизма, в дружбу и товарищество, развивает чувство ответ­ственности перед коллективом.

Инициатива в реализации нравственного воспитания юных спорт­сменов принадлежит тренеру-педагогу. Успешно выполнить задачи воспитания детей и молодежи может только тренер, владеющий профес­сиональным мастерством, глубоко усвоивший нравственные принципы, умеющий словом, делом и личным примером увлечь за собой своих вос­питанников.

Использование тренером принципа воспитывающего обучения облег­чает решение сложных воспитательных задач, реализация этого принци­па проводится по следующим направлениям: воспитание в процессе тре­нировочных занятий; создание благоприятной обстановки, положитель­но влияющей на воспитательный процесс (место проведения занятий, спортинвентарь, одежда, личные качества и поведение тренера и т.п.); сочетание воспитательного воздействия в процессе тренировки с планом воспитательных мероприятий, проводимых в группе и с занимающимися своей спортшколы. Эффект воспитательного воздействия снижается из-за отсутствия единых педагогических требований, единой системы пла­нирования воспитательной работы, контроля за воспитательной рабо­той, из-за отсутствия индивидуальных характеристик юных спортсме­нов и систематического учета воспитательного эффекта.

В воспитательной работе тренера необходима гибкая и многообраз­ная система воздействий. Выполнение требований должно правильно оцениваться тренером с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей спортсмена, поощряться или осуждаться.


В решении задач воспитательной работы важное место занимает са­мовоспитание юного спортсмена. В процессе самовоспитания всегда имеет место самонаблюдение, которое осуществляется в единстве с са­моанализом и обобщением данных самонаблюдения. Самоанализ завер­шается самооценкой личности.

Самовоспитание включает принятие самообязательств с целью акти­визировать себя и определять комплекс качеств и свойств, подлежащих исправлению или совершенствованию. Спортсмен воспитывает в себе чувство патриотизма, доброту, честность, широту, глубину, критичность, остроту ума, целеустремленность, смелость, решительность и другие качества.

Особенно важное значение имеет самовоспитание волевых качеств личности. Средствами и методами самовоспитания могут быть все формы активности спортсмена по преодолению трудностей, связанные с внешне выраженной самомобилизацией и с внутренними самоограни­чениями.

Воспитание «бойцовских качеств», формирование спортивного ха­рактера осуществляется в процессе многолетней работы с юными спорт­сменами и является составной частью воспитательной работы. Эти каче­ства проявляются в экстремальных условиях спортивных соревнований. Чаще всего победы на Олимпийских играх и чемпионатах мира добива­ются спортсмены, обладающие волей, настойчивостью и целеустремлен­ностью. Воспитание волевых качеств поэтому занимает существенное место в тренировке и соревнованиях (см. раздел «Психологическая под­готовка»).

В процессе спортивных занятий с юными спортсменами важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены и дру­гих дисциплин; умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки и выступлений в соревнованиях; развитие позна­вательной активности, творческих проявлений в спортивной деятель­ности.

Интеллектуальное воспитание юного спортсмена обеспечивается главным образом в формах, характерных для умственного образования и самообразования: лекции, семинары, самостоятельная работа с лите­ратурой, документами, протоколами, кино-, фото-, видеоматериалами. Умственному развитию спортсменов способствует совместная работа с тренером по разработке и уточнению перспективных и других планов спортивной подготовки, включение в тренировочный процесс система­тических заданий на дом.

При планировании воспитательной работы необходимо определить цель и избрать комплекс средств и методов, ведущих к ее достижению; рассчитать время, необходимое для их использования; разработать те­матическую последовательность воспитательных воздействий на спорт­сменов в отдельных тренировочных занятиях, соревнованиях, распоряд­ке жизни юного спортсмена; определить методическую последователь­ность воспитательных воздействий (содержание бесед, требований, ука­заний, подбор упражнений и т.п.).

Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляться в трех основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (на месяц) и план работы тренера. Воспитатель­ную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности юных спортсменов, реальных условий деятельности спортивной школы.


Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкрет­ному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки име­ет специфические задачи, решение которых требует комплексного под­хода.

1. Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении все­го многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит:

1. воспитание высоконравственной личности спортсмена;

2. развитие процессов восприятия;

3. развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распре­деления и переключения;

4. развитие тактического мышления, памяти, представления и вооб­ражения;

5. развитие способности управлять своими эмоциями;

6. развитие волевых качеств.

2. Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям (игра) состоит в следующем:

1. осознание игроками задач на предстоящую игру;

2. изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время и место игр, освещенность, температура и т.п.);

3. изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к дей­ствиям с учетом этих особенностей;

4. осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент;

5. преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей иг­рой;

6. формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.

Заключение.
Для повышения эффективности процесса обучения важно использовать все общепринятые дидактические принципы, а также идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и посильности.

В целом процессе обучения и совершенствования спортивных движений волейболистов целесообразно выделить шесть этапов, имеющих свои цели, задачи, средства и методы. Каждый этап имеет свою очередь начала и преимущественного значения, однако может продолжаться всю спортивную жизнь игрока, меняется только соотношение этапов по «удельному весу».

При обучении техническим приёмам игры главной задачей является формирование эффективных динамических механизмов двигательной структуры (а не имитация таковых), реализующих основные условия эффективного решения двигательных задач волейболиста.

Основополагающим принципом эффективного обучения (без переучивания) структуре движений является принцип «только правильного выполнения» предлагаемых упражнений.

Для повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол полезно использовать «опорные модели» технических приёмов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банников A.M., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.

2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТГ), 1985 (ГСС).

3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М, 2000.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.

5. Железняк Ю.Д Юный волейболист. - М., 1988.

6. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.

7. Железняк Ю.Д, Купянский В. А. У истоков мастерства. - М., 1998.

8. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.

9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.







Date: 2015-12-13; view: 1365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию