Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре мира программной разработки





 

Из предшествующей дискуссии следует, что когда мы говорим об ОО-разработке, следует различать четыре отдельных мира:

[x]. Моделируемую систему, - внешнюю по отношению к программной системе, описываемую типами объектов и их абстрактными отношениями.

[x]. Частную конкретизацию внешней системы, состоящую из объектов с фиксированными отношениями.

[x]. Программную систему, состоящую из классов, связанных ОО-отношениями ("быть клиентом", "быть наследником").

[x]. Объектную структуру в том виде, в котором она существует в процессе выполнения программной системы, то есть множество программных объектов, связанных ссылками.

Соотношения между этими мирами представлены на рис.8.9.

 

Рис. 8.9. Формы и их экземпляры

И на программном и на внешнем уровне (нижняя и верхняя части рисунка) важно разграничить общие понятия и их конкретные реализации (классы и абстрактные отношения слева, объекты и отношения экземпляров справа). Данный момент уже обсуждался в дискуссии о сравнительной роли классов и объектов в предыдущей лекции. Применительно к отношениям необходимо отличать абстрактные отношения loved_one от множества связей loved_one, существующих между элементами конкретного множества объектов.

Это различие невыразимо ни в стандартных математических определениях понятия "отношение", ни в программистской терминологии, например в теории реляционных баз данных. Если ограничиться бинарными отношениями, то и в математике и в теории баз данных отношение определяется как множество пар в форме <x, y>, где x и y являются элементами заданных множеств TX и TY. В терминах программирования все x относятся к типу TX, а все y - к типу TY. Будучи пригодными для математиков, эти определения не подходят для целей моделирования, поскольку не позволяют различать абстрактные отношения и отношения конкретных экземпляров. При моделировании системы отношение "любит" имеет свои общие и абстрактные свойства, совершенно не зависящие от записи того, кто кого любит в конкретной группе людей в некоторый момент времени.

 

Это обсуждение будет продолжено в Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки., когда будут рассматриваться преобразования между абстрактными и конкретными объектами, и будет дано имя вертикальным стрелкам предыдущего рисунка - функция абстракции. (См. "Функции абстракции", Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.)

 

Реальность: "седьмая вода на киселе"

 

Предшествующее обсуждение не содержит ссылок на "реальный мир", - вместо этого используется термин "моделируемая система".

Такое разграничение проводится не всегда. Во многих дискуссиях используется выражение "моделирование реального мира"; аналогичные высказывания содержат и книги по ОО-анализу. Однако говорить о "реальности" применительно к программной системе ошибочно, по крайней мере, по четырем причинам.

Во-первых, реальность отражается в глазах очевидца. Не впадая в профессиональный шовинизм, программист всегда вправе спросить своих заказчиков, почему их системы более реальны, чем его. Возьмите программу, выполняющую математические вычисления - проверку гипотезы четырех красок в теории графов, интегрирование дифференциальных уравнений или решение геометрических проблем на четырехмерной римановой поверхности. Нужно ли нам, программистам, спорить с друзьями (математиками, заказчиками) о том, чьи искусственные объекты - артефакты более реальны - фрагменты программного кода или полное подпространство отрицательной кривизны? (См. также Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.)

Во-вторых, понятие реального мира рушится в нередких ситуациях, когда ПО предназначено для разрешения проблем ПО. Рассмотрим компилятор C, написанный на Pascal. Для него "реальными" объектами являются программы на C. Насколько эти программы более реальны, чем сам компилятор? Это наблюдение применимо и к другим системам, работающим с объектами, существующими только в компьютере. (См. Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.)

Третье соображение обобщает второе. В сегодняшнем информационном мире компьютеры стали частью реальности. На заре появления компьютеров можно было говорить, что создаваемая программная система моделирует реальную систему. Предприятие приобретало компьютеры для автоматизации бизнес процессов. При описании процессов современного банка его ПО является фундаментальной частью банковской системы. Ситуация аналогична квантовой физике, где невозможно отделить измерение от измеряемого механизма. Термин "виртуальная реальность" в какой-то мере отражает данную ситуацию. Программные продукты не менее реальны, чем те, что приходят из внешнего мира. Во всех таких ситуациях программная система пересекается с реальностью, отчего возникает положительная обратная связь, когда работа существующей системы приводит к новым и важным изменениям самой модели, приводя к изменениям программной системы.

Последний довод наиболее фундаментален. Программная система не является моделью реальности. В лучшем случае это модель модели некоторой части некоторой реальности. Система мониторинга пациента больницы не является моделью больницы, но реализацией конкретной точки зрения на некоторые аспекты работы больницы. Это модель модели некоторой части реальности больницы. Астрономическая программа это не модель вселенной, а всего лишь программная модель чьей-то модели некоторых свойств некоторой части вселенной. Финансовая информационная система не является моделью фондового рынка. Это программная реализация модели, разработанной конкретной компанией для описания тех аспектов фондового рынка, которые соответствуют целям данной компании.

Абстрактные типы данных, лежащие в основе ОО-метода, помогают понять, почему не следует придерживаться широко распространенной, но иллюзорной точкой зрения, что мы имеем дело с "реальным миром". Первый шаг к объектной ориентации, выражаемый теорией АТД, состоит в отказе от реальности ради менее грандиозного, но более аппетитного яства, - представляющего множество абстракций, характеризующих операции, доступные клиентам, и их формальные свойства. (На этом построен девиз модельера АТД - не говорите мне, кто вы, скажите, чем вы обладаете.) Мы никогда не претендуем на то, что рассмотрели все возможные операции и свойства: мы выбрали некоторые из них, подходящие для наших целей и отбросили остальные. Моделирование означает отсекание лишнего.

В идеальном случае программная система приходится соответствующей реальности лишь "седьмой водицей на киселе" (cousin twice removed).

 

 

Date: 2015-12-13; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию