Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Музыкальное искусство России первой половины XIX в





Модуль І. Русская музыкальная культура до середины 19 столетия

ХІХ век – время блестящего подъема русской музыкальной культуры, когда музыка, как и все русское искусство, достигает полной зрелости. В 1830-е годы она завоевывает мировое признание в творчестве М.И. Глинки.

Русская музыка ХІХ века формировалась под влиянием освободительных идей, в союзе с лучшими прогрессивными течениями русской национальной культуры, в первую очередь русской литературы.

В развитии русской культуры 1-й половины столетия выделяют два этапа, разграниченные событиями декабря 1825 года:

- первая четверть века, прошедшая под воздействием национально-освободительных идей периода войны с Наполеоном и вызревавших идей декабризма, что привело к созданию таких этапных произведений русской литературы, как «Борис Годунов» А.ПушкинаGotoPage "Им. Ук. Пушкин", обличительная комедия «Горе от ума» А.ГрибоедоваGotoPage "Им. Ук. Грибоедов", к расцвету вольнолюбивой поэзии Рылеева, творчества поэтов пушкинского круга, к решающим сдвигам в области музыкального искусства (подъем русской романсовой лирики, успех романтических опер А.ВерстовскогоGotoPage "Им. Ук. А.Верстовский"). Все эти знаменательные явления были тесно связаны с эстетическими исканиями, с развитием романтического мироощущения, тесно связанного в российской культуре с реалистическим художественным методом.

- вторая четверть века – последекабристский период, когда появляется молодое поколение литераторов, поэтов, музыкантов, чья деятельность связана с утверждением реалистической эстетики (литературно-критическое наследие В.Белинского, А.Герцена, зрелое творчество А.Пушкина и писателей «натуральной школы», развитие русской классической оперы в творчестве М.Глинки и А.Даргомыжского и т.д.).

В развитии русской культуры XIX в. выделяется две главные линии. Одну из них представляет " славянофильствоGotoPage "Славянофильство" " (национально-ориентированная охранительная идеология и культурная политика представителей отечественной мысли и литературы). Другая – " западничествоGotoPage "Западничество" " (ориентация на тенденции западноевропейской культуры, освоение лучших художественных традиций), представленное именами так называемых революционных демократов В.БелинскогоGotoPage "Им. Ук. Белинский", А.ГерценаGotoPage "Им. Ук. Герцен", Н.ЧернышевскогоGotoPage "Им. Ук. Чернышевский", Н.ДобролюбоваGotoPage "Им. Ук. Добролюбов". Эти тенденции, безусловно, не исчерпывают всего богатства художественных стилей и явлений, которые родились в «золотой век» формирования русской классической литературы, театра, живописи и музыки. Однако вне влияния почвеннических и западнических идеологических установок в их противоречивом единстве невозможно понять культурные «сверхзадачи», которые пыталось решить русское искусство первой половины XIX в.

Для русской музыки первой половины XIX в. одинаково значимыми оказались как славянофильские взгляды (стремление воплотить «русскую народную душу», русскую историю, русское народное творчество и др.), так и своеобразное западничество: в это время протекал интенсивный процесс освоения музыкального опыта, накопленного в европейской опере, инструментальной музыке и камерно-вокальных жанрах. «Русская европейскость», рожденная XVIII столетием, не исчезла, но приобрела иное, более глубокое и самобытное качество, поскольку музыка развивалась в условиях высокого подъема национальной культуры.

Символом расцвета русского искусства явился поэтический гений А.С.Пушкина. В его творчестве раскрылась сокровищница национального духовного опыта, богатство и красота русского языка, своеобразие мышления русского народа. Воплотив «явление русского духа» (Н.В. Гоголь), Пушкин наполнил отечественное искусство общечеловеческим содержанием, определив пути его развития в контексте мировой истории. «Всемирная отзывчивость» (Ф.М. Достоевский) художественной мысли, характерная для пушкинской эпохи, в сочетании с национальными духовными приоритетами, способствовала рождению творений разных видов и жанров, вошедших в золотой фонд русского искусства.

Русское искусство в то время не обладало стилевым единством, для многих художников этой поры характерно переплетение стилей (классицизмаGotoPage "Классицизм", романтизмаGotoPage "Романтизм", реализмаGotoPage "Реализм") - А.С.Пушкина и М.Ю.ЛермонтоваGotoPage "Им. Ук. Лермонтов", Н.В.ГоголяGotoPage "Им. Ук. Гоголь" и В.Г.БелинскогоGotoPage "Им. Ук. Белинский", К.П.БрюлловаGotoPage "Им. Ук. Брюллов" и О.А.КипренскогоGotoPage "Им. Ук. Кипренский", А.Г.ВенециановаGotoPage "Им. Ук. Венецианов" и А.ИвановаGotoPage "Им. Ук. Иванов А.И.", М.И.ГлинкиGotoPage "Им. Ук. Глинка" и А.С.ДаргомыжскогоGotoPage "Им. Ук. Даргомыжский". Эти мастера, по сути, полностью не принадлежат ни к одному из современных им европейских художественных течений. Они свободно ориентируются в разных стилях, решая в своем творчестве задачи, имеющие общественную значимость. При этом главным предметом творчества становится отечественное искусство.

В силу специфических общественных и политических условий развития России, особое место в ее культуре занимает литература. Она выполняет в общественной жизни миссию не только эстетическую, но и философскую, политическую, публицистическую. Не случайно традиционная для русской музыки апелляция к слову в эту эпоху приобретает приоритетное значение. В образной силе слова музыкальное искусство находило опору для развития новых национально-характерных средств художественной выразительности.

Важнейшей областью, отразившей восхождение русской музыки к вершинам музыкальной классики, явились вокальные жанры, прежде всего, камерная вокальная лирика, ставшая «энциклопедией» самобытных музыкальных интонаций.

Русский классический романс – олицетворение музыкальной жизни первой половины XIX в. В его разнообразных, порой наивно-сентиментальных образах запечатлелись «движения души» современников, их возвышенные чувства и мысли, их отношение к миру и друг к другу. Необходимо представить ту атмосферу, в условиях которой родился и сформировался жанр русского романса.

Развитие музыкальной жизни того времени было обусловлено достаточно своеобразными и противоречивыми культурными реалиями. С одной стороны, к музыке в России не относились как к серьезному делу, в стране даже не было специальных музыкальных учебных заведений (консерваторий). Обучение музыке по старинке считалось любительством (дворянские дети музицировали с детства вне зависимости от природных данных), а получение профессии музыканта – уделом представителей низших слоев общества. Отечественные таланты, не имея возможности получить систематические знания, явно проигрывали заезжим иностранным гастролерам. На сценах столичных музыкальных театров царили итальянские примадонны, а частными учителями музыки были, как правило, усердные немцы, внесшие большой вклад в становление русского музыкального образования. Остается добавить, что утонченные вкусы русской аристократии и высокие гонорары влекли в Петербург и Москву не только скромных домашних педагогов, но и европейских знаменитостей. В разное время здесь концертировали блестящая польская пианистка М.ШимановскаяGotoPage "Им. Ук. Шимановская", великие композиторы Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.ШуманGotoPage "Им. Ук. Шуман". Одаренному ирландскому педагогу-пианисту Джону ФильдуGotoPage "Им. Ук. Филд" удалось основать в России фортепианную школу (среди его учеников – Глинка, Верстовский, Одоевский, Гурилев и др.).

С другой стороны, роль музыки и музицирования в жизни аристократии и широких городских слоев населения была необычайно велика. Общественная значимость музыкального искусства способствовала рождению в 20-х гг. русской музыкальной критики, у истоков которой стояли В.Ф.ОдоевскийGotoPage "Им. Ук. Одоевский", А.Д.УлыбышевGotoPage "Им. Ук. Улыбышев", В.П.БоткинGotoPage "Им. Ук. Боткин". Приметой нового, XIX столетия становится расцвет концертного исполнительства: в 1802 г. в Петербурге было открыто Филармоническое обществоGotoPage "Филармоническое общество", занимавшееся регулярной организацией концертов. В хоровом исполнительстве по-прежнему важную роль играла Придворная певческая капеллаGotoPage "Придворная капелла", в репертуар которой входила русская духовная музыка.

Скромное общественное положение русских музыкантов-профессионалов нередко было связано с их социальным происхождением. Среди них было немало крепостных, что, как известно, весьма затрудняло творческую реализацию одаренного человека. И все же заметным явлением музыкальной жизни стала деятельность Д.Н.КашинаGotoPage "Им. Ук. Кашин" (он был крепостным помещика Г.И. Бибикова) – композитора, педагога, пианиста. «Русским Гайдном» называли другого прекрасного дирижера и композитора С.А.ДегтяреваGotoPage "Им. Ук. Дегтярев" (крепостного крестьянина графа Н.П.Шереметева) – создателя первой патриотической русской оратории «Минин и Пожарский».

История музыки сохранила память о даровитых русских пианистах А.Д.ЖилинеGotoPage "Им. Ук. Жилин", И.И.ГеништеGotoPage "Им. Ук. Геништа", И.Ф.ЛасковскомGotoPage "Им. Ук. Ласковский", скрипаче Г.А.РачинскомGotoPage "Им. Ук. Рачинский", виолончелисте Мих.Ю.ВиельгорскомGotoPage "Им. Ук. Виельгорский М.", корифеях русской оперной сцены Е.С.СандуновойGotoPage "Им. Ук. Сандунова", О.А. ПетровеGotoPage "Им. Ук. Петров", А.Я. Петровой-ВоробьевойGotoPage "Им. Ук. Петрова-Воробьева".

В пестром культурном контексте начала XIX в., где сплелись музыкальные шедевры западной музыки и скромные композиторские опыты предшественников Глинки, родился феномен русского бытового музицирования. Любой городской дом той эпохи, будь то скромная квартира чиновника или пышные апартаменты знатного вельможи, был наполнен звуками вокальной и инструментальной музыки, любовь к которой питали все сословия. Музыка проникла в литературные салоны и заняла в них важное место. Известно, например, что в знаменитом салоне княгини З.А.Волконской, где собиралась московская поэтическая элита, литературные чтения чередовались с исполнением музыкальных произведений. Грибоедов и Дельвиг, Веневитинов и Огарев, Пушкин и Лермонтов, Белинский и Герцен – все они живо интересовались музыкальными новинками и влияли на формирование общественного мнения по поводу тех или иных музыкальных сочинений.

Самым распространенным жанром бытового музицирования был романсGotoPage "Романс" – вокальное сочинение на оригинальный поэтический текст, исполняемое с инструментальным сопровождением. Предшественниками романса были такие жанры камерной музыки, как «книжная песня», «российская песня». Однако ведущую, основополагающую роль в развитии романсовой лирики играла русская поэзия. Романс расцвел на почве романтических высказываний, запечатленных в произведениях блистательного поколения российских поэтов - В.Д.ЖуковскогоGotoPage "Им. Ук. Жуковский", Е.А.БаратынскогоGotoPage "Им. Ук. Баратынский", А.А.ДельвигаGotoPage "Им. Ук. Дельвиг", К.Н.БатюшковаGotoPage "Им. Ук. Батюшков", А.С.Пушкина, Н.М.ЯзыковаGotoPage "Им. Ук. Языков", М.Ю.Лермонтова, Ф.И.ТютчеваGotoPage "Им. Ук. Тютчев" и др.

В начале XIX в. под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки. К ним, наряду с собственно романсом, можно отнести элегиюGotoPage "Элегия", балладуGotoPage "Баллада", застольную песню, «русскую песню». С течением времени романс приобрел более разнообразное и глубокое содержание. Он все меньше походил на чувствительные «российские песни» конца XVIII в. Творчество Пушкина и Лермонтова дало толчок развитию новых средств музыкальной выразительности, отражающей высокий слог русской поэзии. Именно в пушкинскую эпоху в музыку вошли имена многих талантливых создателей камерно-вокальной лирики – А.А.АлябьеваGotoPage "Им. Ук. Алябьев", А.Н.ВерстовскогоGotoPage "Им. Ук. А.Верстовский", А.Е.ВарламоваGotoPage "Им. Ук. Варламов", А.Л.ГурилеваGotoPage "Им. Ук. Гурилев", И.И.ГеништыGotoPage "Им. Ук. Геништа" и, конечно же, молодого Глинки. В этот период особой любовью среди городского населения пользуется жанр элегии, где воплотились лирико-философские раздумья, тихое размышление о бренности жизни, созерцание красот окружающего Божьего мира.

Ярким явлением в вокальной музыке 20-х гг. стала баллада, отразившая романтическую устремленность русского музыкального искусства. Ее создателем считается А.Н. Верстовский, сумевший перенести на русскую почву типичные особенности этого европейского жанра (баллады «Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова Жуковского). Романтические образы воплотились и в таких оригинальных видах вокальной музыки, как испанские серенадыGotoPage "Серенада", кавказские песни, итальянские баркаролыGotoPage "Баркарола", стоящие у истоков рождения влекущего мира «русского Востока». Не случайно, например, «испанские песни» Пушкина «Ночной зефир», «Я здесь, Инезилья» получили многократное музыкальное «прочтение» у разных композиторов. Застольные песни были распространены в основном в офицерской среде, поэтому в их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь. В эпоху декабристов бытовая тематика застольных песен уступает место гражданским высказываниям, призывам к свободе и «вольности» (сочинения Пушкина, Дельвига, Языкова, положенные на музыку Глинкой, Алябьевым, Яковлевым).

Самобытным явлением камерной вокальной музыки была «русская песня». Она выросла на почве повсеместной увлеченности народным творчеством. Важную роль в развитии фольклористики сыграло «Вольное общество любителей словесности», в 30-е годы появились замечательные собрания русских народных песен, составленные выходцами из крепостного сословия И.Рупиным и Д.Кашиным. Обработками народных песен увлекались А.Варламов и А.Гурилев.

У истоков «русской песни» стояли поэты А.Ф.Мерзляков, А.А.Дельвиг, Н.Г.Цыганов. В их сочинениях родились особые образы, имитирующие русский поэтический фольклор. Тем же путем шли создатели музыки «русских песен». Не случайно многие творения А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева постепенно «утратили авторство» и стали считаться народными песнями.

Одним из наиболее одаренных композиторов – современников Глинки был Александр Александрович Алябьев (1787-1851). Его наследие достаточно многогранно: музыка для драматического театра, оперы, симфонические и камерные инструментальные сочинения. Но в историю отечественной культуры Алябьев вошел прежде всего как один из создателей русского классического романса (см. биографиюGotoPage "Биограф. Алябьев").

У композитора была необычная судьба. Сын Тобольского губернатора, дворянин, он по ложному обвинению угодил за решетку и испытал все тяготы нищенского бесправного существования в ссылке. Кстати, свою бессмертную песню «Соловей» (текст А.А.Дельвига) Алябьев создал во время тюремного заключения.

Еще при жизни композитора его романсы распространились по всей России. Он обращался к разным литературным текстам, в которых ценил непосредственное выражение искренних переживаний. Сочинения Пушкина, Дельвига, Огарева, Мицкевича помогли композитору углубить бытовую песенную лирику, расширить ее гуманистическое содержание.

На протяжении всего творческого пути путеводной звездой композитора были стихи Пушкина. Среди «пушкинских» романсов Алябьева: «Если жизнь тебя обманет», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Я пережил свои желанья» и др.

Композитор отдал дань популярным жанрам русской бытовой лирики - «русской песне», «восточной песне». В своих «русских песнях» он нередко использует подлинные народные темы (например, в песне «Как за реченькой слободушка стоит» звучат плясовой и лирический народные напевы). В некоторых сочинениях, воплощающих образы «русского Востока», композитор претворил свободно трактованные интонации кавказских тем («Кабардинская песня» на слова А.А. Бестужева-Марлинского, «Грузинская песня» на слова Л.А. Якубовича).

Во время сибирской ссылки и в последующие годы изгнания Алябьева волнуют романтические сюжеты, навеянные личными настроениями разочарования и безысходной тоски («Иртыш», «Зимняя дорога», «Два ворона», «Узник», «Гроб»).

В 40-е гг. в музыке композитора явственно ощущается влияние литературы гоголевского направления. В ряде своих сочинений он обращается к образам «маленьких людей», бесправных и задавленных судьбой, чьи страдания вызывают глубокое сочувствие. Таковы, например, песни «Деревенский сторож», «Кабак», «Изба» на слова Н.П.Огарева, где музыка воссоздает реалистические народные образы.

К вершинным достижениям Алябьева в сфере драматической вокальной музыки можно отнести романс «Нищая» (текст П.Ж. Беранже, перевод Д.Т. Ланского). Образ нищей старушки, просящей милостыню у храма, предвосхищает персонажи «нищей Руси», с огромной реалистической силой раскрытые и в русской живописи (например, в работах И.Н.Крамского), и в русской музыке (например, у М.П. Мусоргского). Повторяющиеся строки «Подайте, Христа ради, ей» призывают к состраданию и любви, придают сочинению глубокий общественный смысл.

Традиции бытового музицирования успешно развивались в творчестве Александра Егоровича Варламова (1801-1848). Его камерно-вокальное искусство искренне и правдиво отразило настроения новой для России разночинной художественной интеллигенции. Музыка композитора наполнена то страстными душевными порывами, то горестными раздумьями, сопоставимыми с образами романтической поэзии Лермонтова. Так и сегодня одним из наиболее популярных романсов на стихи Лермонтова является варламовский «Парус» (см. биографиюGotoPage "Биограф. Варламов").

Варламов был родом из семьи мелкого чиновника, отсюда его близость городской народной среде, любовь к городским народно-песенным интонациям. Им создано около двухсот романсов на самые разные тексты - от классической поэзии Лермонтова и Фета до поэтов-песенников Кольцова, Цыганова и Тимофеева. Ряд сочинений написан на собственные стихи.

Ведущим жанром вокального творчества Варламова была «русская песня». В ней композитор смог выразить свой мелодический талант, воплотить умение сочинять темы широкого кантиленного дыхания. К лучшим произведениям композитора по праву относятся лирические песни: «Что ты рано, травушка», «Ах ты, время, времечко» и, конечно же, знаменитый «Красный сарафан».

Воплощение «интонационного словаря» (Б.В. Асафьев) городской песни в творчестве композитора органично и многогранно, поэтому многие его мелодии даже в XIX в. считались народными. В его музыке часто встречаются ритмы распространенных в быту танцев – вальса, полонеза, русской пляски. Большой популярностью по сей день пользуется романс композитора «На заре ты ее не буди», где удачно использован вальсообразный ритмический рисунок.

Композитор не был чужд драматической образности. В некоторых своих сочинениях он приближается к мелодике декламационного склада, отражающей интонации поэтического текста (романс «Воспоминание»).

Варламов вошел в историю русской классической музыки как композитор, «услышавший» наиболее характерные элементы народной песенности. Его романсы оказали влияние на дальнейшее развитие национального мелодизма и русской песенной кантилены, а также на рождение интонаций, правдиво передающих психологическое состояние человека.

Современник Варламова Александр Львович Гурилев (1803-1858) был известен как блестящий пианист и композитор (см. биографиюGotoPage "Биограф. Гурилев").

В творческом наследии Гурилева выделяется область вокальной лирики, окрашенной сентиментальной чувствительностью. Привлекательной стороной романсов Гурилева является их утонченное изящество, грация, отсутствие ложного романтического пафоса, проникновенный мелодизм.

Расцвет творчества композитора приходится на 40-е гг., когда он был захвачен красотой фольклорных интонаций и претворил их в своем излюбленном жанре «русской песни». Характерно, что в этот традиционный жанр Гурилев часто привносит вальсовый ритм. В некоторых сочинениях ему удается сочетать ритмику народного стиха с характерным вальсовым движением (например, в песне «Не шуми ты, рожь, спелым колосом»). Среди выразительных образцов вальсообразной лирики Гурилева - популярные «русские песни» «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Матушка-голубушка», «Колокольчик».

В романсах и романсах-монологах Гурилев не был столь оригинален. В них любители гурилевской музыки прошлого века ценили мелодичность, мягкость, элегичность. Наиболее популярный романс - «Разлука» на текст А.В.Кольцова. В этом сочинении можно найти черты драматизации, которые получили столь яркое развитие в творчестве А.Даргомыжского.

Первая половина 19 века связана с развитием музыкального театра, творческим поиском в жанрах вокально-симфонической и инструментальной музыки.

Формирование классических жанров русского музыкального театра шло не просто. Пройдя через укоренившиеся условности оперной сцены, вобрав влияния классицизма, сентиментализма и романтизма, русская опера в 30-40-е годы пришла к реализму М.Глинки. Пути русской оперы до Глинки связаны с такими факторами:

- зависимость от драматического театра (до Глинки все русские оперы строились на чередовании разговорных диалогов и музыкальных номеров);

- формирование блестящих исполнительских школ в опере, драме, балете.

История русского музыкального театра начала 19 века тесно связана с деятельностью таких иностранных представителей, как дирижер и композитор К.А.КавосGotoPage "Им. Ук. Кавос", балетмейстеры И.ВальберхGotoPage "Им. Ук. Вальбрехт" и Ш.ДидлоGotoPage "Им. Ук. Дидло".

На развитие русской классической оперы оказали влияние так называемые «смешанные жанры» музыкального театра:

· «трагедия на музыке» (трагедия с музыкальным сопровождением), где воплощались высокие этические и философские темы, которых не могла коснуться опера того периода, ограниченная рамками бытовых комедийных сюжетов. Лучшие «музыкальные иллюстрации» к трагедиям создавал О.КозловскийGotoPage "Им. Ук. Козловский" (музыка к трагедиям Озерова «Фингал», Шаховского «Дебора», Катенина «Эсфирь» и др.);

· водевиль – легкая комедия с пением и танцами (в основе композиции – типичный для комической оперы 18 века принцип чередования разговорного диалога и музыкальных номеров). А.Алябьев, А.Верстовский – авторы наиболее интересных водевилей той поры.

Собственно опера развивается в двух направлениях:

- опера-сказка, рожденная эпохой раннего романтизма с ее новой трактовкой народной сказки как отражения таинственного волшебного мира, далекого от повседневной действительности («Русалка» С.ДавыдоваGotoPage "Им. Ук. Давыдов", волшебные оперы К.Кавоса «Князь-невидимка», «Илья-богатырь» и др.);

- опера на историческую тему (К.Кавос «Иван Сусанин»).

Следует отметить глубокое выражение историко-героической тематики в смежном с оперой ораториальном жанре: С.ДегтяревGotoPage "Им. Ук. Дегтярев" «Минин и Пожарский» (1811).

Самой яркой фигурой русского музыкального театра 30-40-х годов был А.Н.Верстовский (см. биографиюGotoPage "Биограф. Верстовский") – автор «волшебных опер» романтического направления: «Пан Твардовский» (на сюжет старинной польской легенды, 1828); «Вадим» (картины древней Руси, 1832); «Аскольдова могила» (по повести М.Загоскина на типичную для романтизма тему борьбы язычества и христианства, 1835). Оперы А.Верстовского демонстрируют переходную стадию русского музыкального театра, когда опера уже отошла от традиций 18 века, но еще не стала на путь симфонического развития, когда общие принципы драматургии еще сохранили связь с ранней комической оперой и стилистикой песенных опер.

Date: 2015-12-13; view: 1911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию