Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 72 Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х – середине 1960-х гг





ПЛАН

1. 1953–1957 гг.

1.1. Экономический курс Г. М. Маленкова.

1.2. Преобразования сельского хозяйства: Планы. – Ход.

1.3. Развитие промышленности.

1.4. Административно-экономическая реформа.

1.5. Социальная политика.

2. 1958–1964 гг.

2.1. Сельское хозяйство: Колхозная политика. – Наступление на личные подсобные хозяйства. – Экономические трудности села.

2.2. Промышленность.

2.3. Дальнейшее развитие административной системы: Развитие вертикальной централизации. – Реформирование структуры партийных организаций. – Реорганизация административной системы.

2.4. Социальная политика: Позитивные сдвиги. – Непоследовательность социальной политики. – Стихийные выступления.

3. Выводы.

Гг

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам: 1953–1957 и 1958–1964 гг.

1.1. Экономический курс Г. М. Маленкова. После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета министров СССР Г. М. Маленкова (1953–1955). Он заключался в социальной переориентации экономики, т. е. в перенесении центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т. е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено:

– снижение налогов на личное подсобное хозяйство;

– повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию;

– списание колхозам недоимок по сельхозналогу;

– увеличение приусадебных участков.

Это был один из вариантов нового аграрного курса.

1.2. Преобразования сельского хозяйства, осуществлявшиеся Н. С. Хрущевым, несколько отличались от стратегического замысла Г. М. Маленкова.

Планы. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

Ход. В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было поднято 33 млн га новых земель (что потребовало ежегодно 1/5 всех затрат СССР на сельское хозяйство).

– В два раза были повышены государственные закупочные цены на сельхозпродукцию (к 1958 г. – в 6—12 раз), списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет (1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села.

– Отменялись некоторые налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены оставшиеся налоги с него.

– По инициативе Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

В результате за 1953–1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34 % по сравнению с предыдущим пятилетием.

– Но уже в середине 50-х гг. проявилась приверженность Хрущева к директивности и кампанейщине. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 18 млн га в 1955 г. до 37 млн га в 1962 г. Кукурузу повсеместно сажали (вплоть до северных районов) в принудительном порядке, часто вместо ржи и пшеницы.

1.3. Развитие промышленности. Партийное руководство обратило внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. Была поставлена задача всемерного повышения технического уровня производства на основе электрификации, комплексной механизации и автоматизации. Ставка делалась на науку, образование и новые технологии.

В 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске, в 1959 г. – атомоход «Ленин». В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. советский космонавт Ю. А. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полет в космос. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика. Объемы производства за 1950–1965 гг. увеличились в 5 раз.


В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими начиная с 1928 г. В среднегодовом исчислении они составили: в 1951–1955 гг. – 8,7 %; в 1956–1960 гг. – 8,3 %. Но, как и раньше, предприятия группы «Б» (производство предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства лишь удвоился). Оставалась низкой производительность труда, сохранялся высокий процент ручного труда.

1.4. Административно-экономическая реформа. В 1957 г. Н. С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничения возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы, которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако в целом реформа не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

1.5. Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60 %, колхозников – на 90 % (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил размер пенсий вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, было отменено принудительное распространение облигаций государственных займов. Большие права на производстве получили профсоюзы. Однако реальные доходы советских рабочих по-прежнему отставали от доходов рабочих капиталистических стран и составляли (по официальным данным) соответственно в 1954 г. – 38 %, в 1964 – 45 % от доходов рабочих США.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство – «всесоюзные Черемушки». С 1955 по 1964 г. городской жилищный фонд увеличился на 80 %, новые квартиры получили 54 млн человек. Появление собственных квартир вызвало новую организацию повседневной жизни и быта советских людей. Появились импортные товары, которые принесли массовую моду в одежду, интерьер, жизненный стиль. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

Гг

В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959–1965). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением.

2.1. В сельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее заметно.


Колхозная политика. Диспропорции семилетнего плана отчетливо сказались на положении аграрного сектора. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрений, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось дальнейшее укрупнение колхозов (их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс., также и за счет так называемых неперспективных деревень). В ходе «развернутого коммунистического строительства» с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп за один год всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами. Это подорвало финансовое положение сельских производителей, сделало колхозы убыточными, резко уменьшило количество технических кадров в деревне.

Не дала позитивных результатов «кукурузная эпопея» – объем зернового производства лишь понизился, в 1962–1963 гг. проявился кризис в освоении целинных земель, охваченных эрозией.

• В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников были урезаны земельные участки, насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения «торгашей и стяжателей», борьба против «захватчиков» колхозных земель. Запрещено было держать скот горожанам. Все это привело к упадку личного подсобного хозяйства. Работники колхозов превращались в наемных рабочих.

Экономические трудности села. В результате семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70 % рост объема продукции сельского хозяйства составил лишь 15 %. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дефицит продовольствия заставил правительство в 1962 г. «временно» повысить цены, в частности на мясо на 25–30 %. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате впервые СССР вынужден был прибегнуть к массовым закупкам зерна за границей (12 млн т).

2.2. Промышленность. В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10 %.

Рост обеспечивался жесткими командными методами руководства экономикой. Одним из рычагов развития промышленности являлся быстрый научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных с ним отраслей. Важную роль сыграл рост заработной платы и введение материального стимулирования труда в промышленности (премии и пр.).

Однако к началу 60-х гг. темпы экономического развития начали снижаться: в 1961–1965 гг. промышленное производство, по официальным данным, возросло на 51 % (для сравнения: в 1956–1960 гг. – на 64,3 %), производство сельскохозяйственной продукции – на 11 % (в 1956–1960 гг. – на 20, 5 %).


2.3. Дальнейшее развитие административной системы. С 1958 г.

Н. С. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета министров СССР.

• Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г.Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Последовательно усложнялась система общегосударственного планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962 г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ).

• Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу – на промышленные и сельскохозяйственные.

В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность директивной системы управления, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

2.4. Социальная политика.

• Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959–1965 гг. – на 40 %).

• В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных явлений в экономике социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на 20 лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г. (с целью снижения бюджетного дефицита).

• К началу 1955 г. ухудшилась ситуация со снабжением продуктами питания и особенно хлебом. К концу 50-х гг. продовольственная проблема вновь обострилась; по населению больно ударили снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28 %). Дефицит и очереди продолжали оставаться органической частью советской повседневности.

• Кризисное положение с продовольствием вызывало недовольство людей, в ряде районов перераставшее в стихийные выступления. В 1959 г. с помощью войск было подавлено выступление 1500 рабочих – строителей «Казахстанской Магнитки» (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибли 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли также в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

Выводы

1. В период хрущевской «оттепели» была предпринята серьезная попытка модернизации общественной жизни. Н. С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

2. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административными методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

3. Н. С. Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам.

4. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Хрущева в октябре 1964 г.

Вопросы и задания

1. В чем заключалась противоречивость социально-экономического курса, проводимого Н. С. Хрущевым?

2. Охарактеризуйте изменения положения советского крестьянства в рассматриваемый период. Каковы, на ваш взгляд, были причины отставания сельского хозяйства?

3. В чем проявились волюнтаристские тенденции в политике Хрущева?

4. Какое значение имели достижения научно-технического прогресса для преодоления общецивилизационного отставания СССР от мировых держав?

5. Как складывались взаимоотношения Н. С. Хрущева с партийной номенклатурой в период проведения им административных реформ?

Литература

Вербицкая О. М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х – начало 60-х годов. М., 1992.

Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945–1964. М.,1993.

Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.

Маленков А. О моем отце Георгии Маленкове. М., 1990.

Новейшая история Отечества. XX век. 2-е изд. Т. 2. М., 2002.

Шубин А. В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917–1985 гг. М., 2001.







Date: 2015-12-13; view: 1206; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию