Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления внутренней политики 1801–1812 гг
  2.1. Характеристика первого этапа правления Александра. Этот многообещающий период остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало». В это время произошло не только возвращение к политике «просвещенного абсолютизма», но и придание ей иного качества. При этом новый монарх вынужден был учитывать: недовольство дворян стеснением их прав при Павле I; надежды крепостных крестьян на облегчение их участи; требования времени, сам дух либерализма, который распространился в Европе после Французской революции. 2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. молодой император отменил те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян. • Полностью восстановлены все статьи «разжалованной» Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия. • Подтверждена Жалованная грамота городам, • Проведена амнистия 12 тыс. заключенных. • Отменены указы о запрете выезжать за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, иметь частные типографии. • Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны. • Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В. П. Кочубея, П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, А. А. Чарторыйского. Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета, выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ. Официально в качестве высшего совещательного органа при императоре действовал созданный в 1801 г. Непременный (постоянный) совет, состав которого назначался монархом из высших сановников. Сенат был восстановлен в своих прерогативах высшего судебно-административного органа и «хранителя законов». 2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александру принадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян. • Во время коронации осенью 1801 г. Александр I объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки. В итоге это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли более 50 % от всего крестьянского населения страны. • В конце 1801 г. издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами, что положило конец монополии дворян на землю. • Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян. Александр добивался большего – запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, так как помещики стали печатать объявления о «сдаче в аренду» крестьян, что в действительности означало ту же продажу. • В 1803 г. был принят указ о «вольных хлебопашцах», позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться «доброй волей» своих помещиков (за время царствования Александра I – 47 тыс. душ мужского пола), не желавших лишаться вместе с крепостными еще и земли. • Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809). • В 1804–1805 гг. началась отмена крепостного права в Прибалтике 2.4. Реформы системы государственного управления. • Причины реформ. К началу XIX в. административная система государства не отвечала требованиям времени. Особенно устаревшей выглядела коллегиальная форма центрального управления. В коллегиях процветала безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. В целях укрепления государственного аппарата был принят ряд мер: • Создание министерств. В 1802 г. учреждены и в 1802–1811 гг. созданы 8 министерств (Военное, Морское, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции), в состав которых вошли коллегии. Новые органы власти возглавили министры, ответственные перед царем. Эта мера усилила бюрократизацию государственного аппарата, но не улучшила его качество и в целом систему управления страной. • Проект М. М. Сперанского. В целях принципиального, а не поверхностного изменения государственного строя Александр I в 1809 г. поручил одному из самых талантливых чиновников эпохи М. М. Сперанскому разработать проект его коренных реформ. В основу разработанного им проекта «Введение к уложению государственных законов» был положен либеральный принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной на всех уровнях управления страной – от волости до центра. Планировалось создать всероссийский выборный представительный орган – Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались бы царем. И именно решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Таким образом, реальная законодательная власть оставалась бы в руках монарха, вынужденного в то же время считаться с «мнением народным». Проект, сохраняя власть самодержца, все же представлял собой первый шаг на пути к утверждению в России конституционной монархии, о которой мечтал Александр, еще будучи наследником престола. Однако в итоге из всего намеченного царь реализовал лишь учреждение в 1810 г. Государственного совета, обладавшего законосовещательными функциями. Сперанский же в начале 1812 г. был арестован и без суда сослан. 2.5. Наиболее либеральный характер имели реформы в сфере культуры: создание формально единой бессословной системы образования, открытие лицеев, новых университетов, введение либеральных университетских уставов, предполагавших значительную самостоятельность высших учебных заведений, утверждение либерального цензурного устава и др. (см. тему 36). 2.6. Причины свертывания реформ. • В дворянских кругах сложилась мощная оппозиция, недовольная не только проектами Сперанского, но и в целом либеральной политикой Александра. Опасение дворцового переворота подталкивало к смене внутриполитического курса. • В условиях сохранения крепостничества, социокультурного раскола и острой социальной напряженности любое ограничение самодержавной власти могло вызвать выступление низов общества. • Страна стояла на пороге войны с наполеоновской Францией, что требовало консолидации рядов дворянства, его объединения вокруг трона. • Александр стал «заложником» самодержавной системы и не мог по своей воле менять ее основы, кроме того, он все более входил во вкус неограниченного монархического правления. Таким образом, в стране еще не сложились ни социально-политические, ни духовные предпосылки перехода к конституционному строю. Сам Александр позднее объяснял свой отказ от продолжения реформ тем, что «некем было их взять», т. е. отсутствовали, по его мнению, социальные и политические силы, заинтересованные в либеральных преобразованиях России. Date: 2015-12-13; view: 551; Нарушение авторских прав |