Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Начало правления
3.1. Правление Софьи. После смерти в 1682 г. Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра – сына Алексея Михайловича от второй жены – Н. К. Нарышкиной, либо 16-летнего болезненного Ивана – сына царя от первой жены – М. И. Милославской. Боярская дума поддержала Петра в надежде предотвратить наметившийся в предшествующее царствование курс преобразований и иностранных заимствований. Однако группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной, воспользовавшись стихийно вспыхнувшим стрелецким бунтом, добилась утверждения на троне одновременно двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствовавший о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В. В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям, предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, не соответствовавшая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровским реформам). 3.2. Формирование личности царя-реформатора. Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой. • Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили образу «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким, какой он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» – Преображенский и Семеновский, – ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались внешне демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не за знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради того, что он считал государственным делом. По словам В. О. Ключевского, «будучи добрым по природе как человек, Петр был груб как царь». • На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он узнал совершенно иной тип межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра пробудилась любовь к морю и мореплаванию. Таким образом, уже в этот период жизни у Петра складывались такие взгляды и черты характера, которые не только подтолкнули его к преобразованиям, но и повлияли на ход реформ и методы их проведения. 3.3. Начало самостоятельного правления Петра I. • Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но в итоге вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов: – Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового «государя» различных послаблений и улучшения жизни; – патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства; – неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита В. В. Голицына. Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра – Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах. Это правление, по словам Б. И. Куракина, было «весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная». Царь Иван V, реально не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г. • Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов. • «Великое посольство». Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. «Великое посольство» в Европу. Целями посольства являлись: – укрепление и расширение антитурецкого союза; – приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения; – личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые «православный царь» покинул, правда, инкогнито, под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на «нечистую» землю иноземцев. • Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за «испанское наследство» Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки: – он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции; – сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение; – обогатился новыми впечатлениями, что по возвращении в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований. 3.4. Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям. • В первую очередь – это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Отношением к делу («то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник» – по словам А. С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более – за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству. • Позднее Петр, ликвидировав патриаршество и создав в качестве руководящего органа Русской православной церкви Синод, который находился под его фактическим контролем, присвоив себе титул Первого, Великого, Отца Отечества, – стремился сохранить некоторые черты сакральности монарха. • Главную задачу служения государству Петр I видел в воплощении идей общего блага и полезности, суть которых заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. • Петр воспринимал насилие как единственное средство, с помощью которого можно преобразовать отсталую Россию. На деле он не отделял себя от государства и полагал, что лишь один знает, как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. «Наш народ, – писал Петр в одном из указов, – яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают…». По словам А. И. Герцена, «Петр внедрял Европу как варвар». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел в первую очередь непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей. • К концу века русские традиции, «старина» стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представлявшими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни • Патриотизм Петра I. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ Петр стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек, любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности. • Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков. 3.5. Начало преобразований. • Первым шагом стали меры, названные некоторыми историками «реформой смеха». Петр организовал «всешутейший собор», члены которого проводили время в «поклонении Бахусу», т. е. в пьянстве и безобразиях, высмеивали и оскорбляли церковь и патриарха. С помощью этих «забав» царь расшатывал традиционные устои, изменял психологию людей своего окружения, ломал черты традиционного менталитета и в результате готовил «кадры» для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций. • Новые обычаи. Вернувшись из Европы, Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям и купечеству носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся знаком православной веры человека, воспроизводившего «лик Христа» – с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно русская церковь объявляла брадобритие смертным грехом и «латинской ересью») и также были призваны подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки «старинных нравов», поэтому именно «резанье бород» стало одним из первых шагов самодержца-реформатора. • Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора «даточных людей» (с 1705 г. утвердился термин «рекруты»). • Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (позже – Ратуши) вводил в городах выборное самоуправление. Однако городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере. Date: 2015-12-13; view: 455; Нарушение авторских прав |