Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия. В повседневной жизни римлян религия играла заметную роль





 

В повседневной жизни римлян религия играла заметную роль. Традиционные римские верования, вышедшие из недр родового строя, были отмечены пережитками тотемизма, фетишизма и анимизма. Римляне верили в безличные силы (numina) и обожествляли не только явления природы, но и отвлеченные понятия: Pietas («благочестие»), Fides («верность»), Fortuna («судьба»), Victoria («победа»), Felicitas («счастье»), Concordia («согласие») и т. п. С древнейших времен в Лации появились антропоморфные изображения богов и храмы (сначала деревянные, а впоследствии каменные).

В римской религии исключительно важное место занимали родовые и семейные культы. В каждом доме имелись фамильные святыни, центром семейного культа был очаг, а главным жрецом являлся отец семейства, pater familias. Хранителями благополучия семьи считались пенаты, покровителями дома – лары. У каждого человека был свой дух‑покровитель, гений (у мужчин) или юнона (у женщин). Умершие предки, согласно римским верованиям, становились богами‑покровителями, манами. Кроме добрых духов, существовали злые, враждебные лемуры – вредоносные тени, призраки преступников и людей, лишенных погребения. Их изгоняли с помощью специальных обрядов.

У римлян было огромное количество мелких божеств, каждое из которых выполняло какую‑нибудь конкретную функцию. Например, бог Форкул охранял двери дома, Лимент – порог, а Кардеа – дверные крючки. Однако главными объектами ритуального поклонения были наиболее могущественные боги, чьи имена занимали главные позиции в многотысячном римском пантеоне. Первым среди них по праву являлся бог‑громовержец Юпитер Величайший, чей храм еще при царе Тарквинии Гордом был выстроен на Капитолии. Юпитер был царем небожителей и совмещал много разных функций. Его женой считалась Юнона, покровительница не только брака и материнства, но и женщин вообще. Их дочь Минерва была богиней ремесел, искусств и войны. Покровительницей гражданской общины была Веста, богиня домашнего очага. Древнейшими исконно римскими богами являлись Марс, бог войны, и Янус, двуликий бог прошлого и будущего, входа и выхода, начала и конца. Кроме всех перечисленных божеств, римляне особенно чтили богиню любви и плодородия Венеру, богиню злаков и урожая Цереру, бога морей Нептуна, покровителя торговли и воров Меркурия, бога‑кузнеца Вулкана, мрачного бога загробного мира Плутона, бога виноделия Бахуса, богиню луны и охоты Диану, лесного бога Сильвана и других.

Огромное влияние на самобытную римскую религию в свое время оказали культы этрусков и греков. Юнона, Минерва и Вулкан были заимствованы римлянами у этрусков вместе с практикой гаданий по внутренностям животных. С III в. до н. э. римляне начали отождествлять своих богов с греческими: Юпитера с Зевсом, Юнону с Герой, Минерву с Афиной, Марса с Аресом, Венеру с Афродитой, Цереру с Деметрой, Меркурия с Гермесом, Бахуса с Дионисом и т. д.

В своем отношении к сверхъестественным силам римляне в течение столетий оставались столь же прагматичны, сколь и суеверны. Долг благочестия (pietas), завещанный предками, предписывал потомкам Энея почитать богов, приносить жертвы и совершать положенные обряды, чтобы избежать зависти и вражды со стороны небожителей. Римская pietas ограничивалась формальным соблюдением ритуальных предписаний и была абсолютно лишена глубокого религиозного чувства, рефлексии и мистицизма, нравственного понятия греха и потребности в покаянии. Жрецы выступали в роли посредников между людьми и богами (religare означает «связывать»). Молитва произносилась в виде формулы и знаменовала заключение своего рода сделки с божеством (жертвоприношение или какое‑либо иное даяние выступало в роли «платы за услугу»).

Столь прагматичные отношения римлян с богами традиционно строились по принципу «я даю, чтобы ты дал» (do ut des). «Невыполнение» просьбы означало нарушение договора с вытекающими отсюда санкциями: «провинившееся» божество лишалось жертв, его изображение могли повернуть лицом к стене и даже наказать символической поркой. Именно бездуховный формализм и отсутствие сильного религиозного чувства в первую очередь обусловили кризис традиционной римской религии и широкое проникновение в III–I вв. до н. э. в Италию с Востока оргиастических культов (в частности, вакханалий), мистерий, иудаизма, культов Сераписа и Исиды, а позже митраизма, христианства и других религиозных учений, оказавшихся в состоянии удовлетворить духовные запросы римского общества в сложный период политической нестабильности и переоценки прежних ценностей.


В Риме с незапамятных времен религия являлась неотъемлемой составляющей общественной жизни. Функционирование самой государственной власти было немыслимо без регулярного осуществления надлежащих священнодействий, в частности ауспиций (гаданий). Жрецы считались государственными служащими и никогда не составляли особой касты посвященных вроде некоей корпорации профессиональных служителей культа, как на Древнем Востоке. Они были всего лишь должностными лицами, призванными обслуживать ритуальную практику государства и отдельных граждан.

В Риме издавна существовал целый ряд жреческих коллегий (по преданию, их учредил царь Нума Помпилий). В состав жреческой элиты входили верховный понтифик (pontifex maximus, он же «судья и арбитр всех дел божественных и человеческих»), непосредственно руководивший коллегией понтификов, «царь священнодействий» (rex sacrorum, являвшийся жрецом Януса) и три главных фламина (они ведали культами Юпитера, Марса и Квирина).

Понтифики (в период Ранней республики их было 6, при Цезаре стало 16) являлись хранителями сакрального права; они контролировали религиозную практику частных лиц и следили за строгим соблюдением обрядов. Верховный понтифик вел календарь и отвечал за проведение религиозных праздников. Ему подчинялись 15 фламинов, совершавших жертвоприношения отдельным богам, и 6 весталок (их главная обязанность заключалась в поддержании священного огня в храме Весты; все 30 лет своего служения весталки должны были свято соблюдать обет девственности и аскетизма). Авгуры (как и в случае с понтификами, первоначально их было 6, а при Цезаре стало 16) занимались гаданиями. Они наблюдали за небом и определяли волю богов по полету вещих птиц, по аппетиту священных кур, по поведению животных и по особым божественным знамениям (молнии, землетрясения, таинственные голоса и другие грозные явления). Гадания по внутренностям жертвенных животных были прерогативой гаруспиков, как правило, уроженцев Этрурии. Жрецы священнодействий (децемвиры, со времен Суллы – квиндецемвиры) осуществляли верховный надзор за культами чужеземных богов (прежде всего Аполлона). Эпулоны ведали «священной трапезой» Юпитера в храме на Капитолии. Фециалы (их было 20) совершали специальные обряды при объявлении войны и заключении мирного или союзного договоров. Салии (две коллегии по 12 человек) участвовали в сакральных церемониях, посвященных Марсу и связанных с военными акциями. Наконец, луперки молили богов о плодородии людей и животных, а арвальские братья – растений.

В римском религиозном календаре было немало праздников, которые шумно и торжественно отмечались обильными жертвоприношениями, великолепными церемониями и веселыми пирами. В числе этих праздников были Паренталии (проводились 13–21 февраля в честь духов предков), Луперкалии (15 февраля, в честь Фавна), Цереалии (12–19 апреля, в честь Цереры), Флоралии (28 апреля – 3 мая, в честь Флоры), Весталии (9 июня, в честь Весты), Сатурналии (17 декабря, в честь Сатурна). В честь Марса 14 марта проводились конские бега, а 23 марта осуществлялось ритуальное очищение воинских труб. С 4 по 19 сентября в честь Юпитера, Юноны и Минервы проводились Римские игры. Во время их проходили торжественные процессии, устраивались бега на колесницах, спортивные состязания и театральные представления. Юпитеру были посвящены и т. н. Плебейские игры (4–17 ноября). В целом к концу эпохи Республики праздники в Риме занимали 115 дней в году.


 

Право

 

Римское право явилось выдающимся достижением античной цивилизации, став на века классическим образцом юридической мысли. История развития римской правовой системы делится на несколько этапов: 1) архаический (от истоков римской civitas до конца IV в. до н. э.); 2) доклассический (III I вв. до н. э.); 3) классический (I–III вв. н. э.); 4) постклассический (IV–V вв. н. э.). Источниками римского права являлись: 1) обычное право; 2) законы (leges, senatus consulta, constitutiones); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция). В эпоху царей юридические и религиозные нормы составляли одно целое. В период Ранней республики постепенно происходит отделение светского права от сакрального. Первым в римской истории опытом кодификации правовых норм стало создание Законов XII Таблиц.

Римское гражданское право (jus civile) с середины III в. до н. э. стало противопоставляться международному праву, или «праву народов» (jus gentium), действие которого распространялось как на римлян, так и на неграждан (перегринов). Из jus civile в период борьбы патрициев и плебеев начинают выделяться публичное право (jus publicum) и частное (jus privatum). В сферу действия первого попадали интересы государства, второго – частных лиц.

В 366 г. до н. э. для регулирования правовых конфликтов, возникавших между частными лицами, в Риме была создана должность городского претора (praetor urbanus). Из юридической практики преторов со временем возникла такая ветвь jus publicum, как гражданское процессуальное право. Римское частное право получило значительное развитие только в период Поздней республики, когда архаический коллективизм гражданской общины постепенно сошел на нет, по мере развития товарно‑денежных отношений стал расти индивидуализм и новые реалии общественной жизни неизбежно должны были найти свое отражение в правовой системе. В дополнении или видоизменении устаревших юридических норм, в приведении jus privatum в соответствие с требованиями времени огромную роль сыграл преторский эдикт, или преторское право.

 

Литература

 

Своим становлением и развитием римская литература обязана, во‑первых, устному народному творчеству, подготовившему для нее благодатную почву, и, во‑вторых, влиянию богатейшей греческой литературной традиции. Показательно, что история римской литературы начинается в середине III в. до н. э. с подражаний греческим жанрам. Первым латинским автором стал грек‑вольноотпущенник из Тарента Ливий Андроник (280–204 гг. до н. э.). Он перевел на латынь «Одиссею» Гомера, а также занимался художественной обработкой и вольным переводом греческих драм. С Ливия Андроника начинается римская художественная литература.


Его современниками были поэты Невий и Энний, римляне по рождению. Известно, что Гней Невий (умер в 201 г. до н. э.) сочинял драмы, заимствуя сюжеты у греческих авторов. Вместе с тем он создал первые «претексты» (fabula praetextata), т. е. трагедии на римские сюжеты. Кроме того, Невий написал сатурновым стихом эпическую поэму о Первой Пунической войне в 7 книгах (сохранились фрагменты). Квинт Энний (239–169 гг. до н. э.) известен как автор эпической поэмы «Анналы» в 18 книгах, написанной гекзаметром и посвященной истории Рима. Еще он сочинял пьесы на греческие и римские сюжеты, а также писал т. н. сатуры – произведения морально‑назидательного характера на разные темы (всего из наследия Энния сохранилось свыше 1100 стихов).

Первым римским комедиографом, чьи произведения дошли до нас, стал Тит Макций Плавт (250–184 гг. до н. э.). Из 130 его комедий сохранилась 21. Плавт переделывал для римской сцены греческие пьесы. Действие его комедий (т. н. «паллиат», т. е. «комедий плаща»), как правило, разыгрывается в греческих городах, и действующими лицами тоже являются греки. Впрочем, несмотря на эллинистическую канву сюжетов, в пьесах Плавта со всей очевидностью прослеживается связь с жизнью римского общества. Так, на фоне греческих декораций фигурируют римские термины для магистратов, государственных учреждений, правовых понятий, имена римских богов. Драматург внес в свое творчество элемент плебейской фарсовой сатиры. Комедии Плавта насыщены интригами, путаницей и сентиментальными сюжетами, в которых действуют дерзкие, остроумные и хитрые рабы, гетеры, хвастуны, сводники и другие персонажи, выведенные по образцу греческих типажей.

Другой великий римский комедиограф, Публий Теренций Африканец (185–159 гг. до н. э.), в своих пьесах (их дошло до нас всего 6), в отличие от Плавта, сохранил идейное наполнение и художественные особенности греческих оригиналов (прежде всего Менандра). В комедиях Теренция воспроизведены традиционные сюжеты и персонажи. Вместе с тем драматург глубоко и тщательно проработал психологические характеристики своих героев, добился изящной и тонкой отделки стиля. Через некоторое время на смену паллиатам приходят т. н. «тогаты» (т. е. «комедии тоги») с римскими сюжетами, героями и декорациями. С конца III в. до н. э. на римской сцене постепенно прививается в качестве театрального жанра мим, или «ателлана» – импровизированная бытовая или пародийно‑сатирическая сценка в форме монолога или диалога, которую разыгрывали исполнители из народа.

Трагедия не получила признания у римской публики, поэтому так и осталась подражательной. Римские трагики Марк Пакувий (220–130 гг. до н. э.), племянник Энния, и Луций Акций (170–90 гг. до н. э.) для создания своих трагедий (от них остались лишь фрагменты) использовали произведения великих греческих драматургов, прежде всего Еврипида. Несмотря на известную вторичность своего творчества, Пакувий и Акций сыграли очень важную роль в деле эстетического образования и нравственного просвещения своих соотечественников, которых они познакомили не только с мифологией, но и с глубокой философией греческой трагедии.

Исконно римским литературным жанром стала сатура (смешение стихов, басен, анекдотов и диалогов). Со временем она превратилась в хорошо знакомую нам сатиру. Первым римским сатириком стал Гай Луцилий (180–102 гг. до н. э.). Он написал сборник сатир из 30 книг (сохранилось около 1000 фрагментов), в которых обличал пороки современного ему римского общества.

Самым ранним из дошедших до наших дней произведений латинской прозы стал труд Марка Порция Катона Старшего (234–149 гг. до н. э.) «О земледелии» (начало II в. до н. э.). Убежденный патриот, Катон был противником распространения греческой образованности и принципиально писал только на родной латыни (хотя изучил греческий язык и литературу). Его сочинение «Начала» (Origines) в 7 книгах, освещавшее историю Рима и Италии с древнейших времен до конца Второй Пунической войны, не сохранилось, как и его трактаты по медицине, ораторскому искусству и 150 опубликованных им речей (остались лишь фрагменты). Трактат «О земледелии» содержит массу ценных сведений о рабовладельческом хозяйстве и экономике Италии II в. до н. э.

Период Поздней республики был отмечен нараставшей эллинизацией римской культуры. Обогащенная, с одной стороны, собственным опытом, а с другой – влиянием греческих авторов, римская литература I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. Латинская поэзия этого времени представлена двумя выдающимися именами – это Тит Лукреций Кар (95–51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87–54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит философская поэма «О природе вещей» в 6 книгах. В ней он пропагандирует материалистическое учение Эпикура, главным образом его натурфилософию, ставя своей целью освобождение человека от гнета религии. Глубокое философское содержание поэмы сочетается с изящной поэтической формой изложения, насыщенного эпитетами, метафорами и выразительными образами. Крупнейшим римским лириком был Катулл, оставивший сборник из 116 стихотворений. Лучшие из них посвящены возлюбленной поэта Клодии, воспетой им под именем Лесбии в память лесбосской поэтессы Сапфо.

Поистине величайшими деятелями латинской культуры, проявившими себя, в частности, и на литературном поприще, были Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н. э.) и Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Варрон являлся уникальным писателем‑энциклопедистом, автором 74 произведений в 620 книгах (к сожалению, почти все они утеряны). Главными его трудами были «Древности» (41 книга) и «О латинском языке» (25 книг). Из его сочинений до нас дошли лишь часть трактата «О латинском языке» (5 книг) и диалог «О сельском хозяйстве» (3 книги), а также многочисленные фрагменты.

Литературное наследие Цицерона, ученого‑энциклопедиста и просветителя, непревзойденного в античности теоретика и практика ораторского искусства, государственного деятеля и полководца, правоведа и адвоката, знатока философии и мастера эпистолярного жанра, филолога‑эрудита и переводчика, блестяще знавшего греческий язык и литературу, отчасти историка и поэта, по совместительству искусствоведа и литературного критика, – исключительно велико и разнообразно. Оно включает в себя 58 политических и судебных речей (из 106, известных по названию), 12 философских сочинений, 7 трактатов по риторике, обширную переписку, насчитывающую свыше 800 писем, и, наконец, сохранившиеся фрагменты многих речей и некоторых поэтических произведений.

Крупным писателем был Гай Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.). Из всех его произведений до нас дошли только два: «Записки о галльской войне» (7 книг; VIII книга Цезарю не принадлежит) и «Записки о гражданской войне» (3 книги). Цицерон и Цезарь явились творцами классического языка римской литературы, т. н. «золотой латыни».

Основоположником жанра исторической монографии стал Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.), видный цезарианец, на склоне лет написавший два дошедших до наших дней монографических исследования – «О заговоре Катилины» и «О Югуртинской войне», а также «Историю», охватившую события 78–67 гг. до н. э., но сохранившуюся лишь в отрывках. Стиль Саллюстия отличается нарочитым употреблением грамматических архаизмов, в чем находит свое выражение демонстративный консерватизм одного из самых известных римских писателей‑моралистов.

 







Date: 2015-12-13; view: 724; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию