Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б…, 9 марта
Сегодня утром я приступила к урокам в женском педагогическом училище Б… Наверное, я быстро привыкну к новому месту. Но вы не поверите, если я скажу, что после Зейнилер мне здесь не понравилось. Мои сослуживцы, кажется, неплохие люди. Мои ученицы примерно моего возраста, некоторые даже старше, совсем взрослые женщины. Директор — славный человек, зовут его Реджеб‑эфенди. Он носит чалму. Когда я пришла в училище, муавинэ‑ханым[75]сразу же отвела меня в его кабинет. Она сказала, что Реджеб‑эфенди ушел в отдел образования, но вот‑вот должен вернуться, и попросила подождать. Полчаса я разглядывала из окна сад и пыталась прочесть надписи на табличках, висящих на стене. Наконец директор пришел. По дороге он попал под проливной дождь. Его лята[76]промокла насквозь. Увидев меня, он сказал: — Добро пожаловать, дочь моя. Мне только что сказали о тебе в отделе. Да благословит нас всех аллах! У директора было круглое, как луна, лицо, обрамленное такой же круглой седой бородкой; щеки красные, словно яблоки: раскосые глаза смотрели в разные стороны. Поглядев на струйки воды, стекавшие с ляты, он сказал: — Ах, будь ты неладен!.. Забыл взять зонтик. И вот такое получилось теперь. Говорят, дурная голова ногам покоя не дает. А на этот раз досталось моей ляте. Извини, дочь моя, я чуть пообсохну. — И он принялся раздеваться. Я поднялась со стула и сказала: — Эфендим, не буду вас беспокоить. Зайду попозже… Реджеб‑эфенди движением руки приказал мне сесть. — Нет, милая, — сказал он. — К чему церемониться? Я ведь тебе как отец. Под лятой на директоре оказалась полужилетка‑полурубаха из желтого атласа с фиолетовыми полосками. Судя по воротнику, это была рубашка, а судя по карманам — жилетка. Реджеб‑эфенди придвинул стул к печке и протянул к огню свои огромные кожаные ботинки, подбитые здоровенными гвоздями в форме лошадиной подковы. Директор говорил очень зычным голосом, от которого в ушах звенело, словно рядом колотили молотком по наковальне. Букву «к» он произносил как «г». — Да ты совсем ребенок, дочь моя! — сказал он. Эти слова, которые я слышала почти везде, уже порядком мне надоели. — Конечно, тебе нелегко досталось это место, но гораздо труднее его сохранить. Поэтому ты будешь стараться. Мои преподавательницы — все равно что мои дочери. Они должны быть обязательно серьезными. Как‑то одна совершила глупость. Будь она неладна! Я даже не посоветовался с заведующим отделом образования, отдал ей паспорт и выгнал вон. Разве не так было, Шехназэ‑ханым? Ты что, дала зарок рта не открывать? Муавинэ‑ханым была тщедушной женщиной средних лет с болезненным лицом. Перед тем как что‑нибудь сказать, она долго откашливалась. Я заметила, что она давно уже пыталась вмешаться в разговор. — Да, да! Было такое, — раздраженно ответила она директору; и тут же ни с того ни с сего выпалила, как бы не желая упустить случая, раз уж ей дали слово: — Хамалы[77]не соглашаются меньше чем за два меджидие. Что нам делать? Реджеб‑эфенди вскочил со стула, словно загорелись подкованные подошвы его ботинок, над которыми уже заклубился пар. — Вы посмотрите на этих болванов, будь они неладны! Честное слово, мне самому придется взвалить на спину вещи и тащить. Я человек сумасшедший. Так и сделаю. Пойди и передай им это! — затем он опять повернулся ко мне: — Ты видишь мои косые глаза? Клянусь аллахом, я за тысячу лир не продам их. Стоит мне взглянуть на моих подчиненных вот так, и они теряют голову. То есть я хочу сказать, что девушка должна быть умной, благопристойной, воспитанной. При исполнении своих обязанностей она должна быть аккуратной, а вне стен училища должна строго соблюдать достоинство учительницы. Шехназэ‑ханым, ты говоришь, уже пора начинать занятия? — Пора, эфендим. Ученицы в классе. — Пойдем, дочь моя, я представлю тебя учащимся. Только сначала пойди и хорошенько умой лицо. Последнюю фразу Реджеб‑эфенди сказал немного смущаясь, понизив голос. Я растерялась и удивилась. Неужели у меня испачканное лицо? Мы переглянулись с Шехназэ‑ханым. Она, как и я, пребывала в недоумении. — Разве у меня грязное лицо, эфендим? — спросила я. — Дочь моя, женщины имеют природную непреодолимую страсть к украшениям, но учительница не имеет права входить в класс с накрашенным лицом. — Но ведь на мне нет краски, господин директор… — сказала я, робея. — Я еще ни разу в жизни не красилась. Реджеб‑эфенди недоверчиво смотрел на меня. — Что ты мне говоришь? Что ты мне говоришь? Тут я все поняла и, не удержавшись, рассмеялась: — Господин директор, я сама в претензии на эту краску, но что поделаешь? Ею наградил меня сам аллах. Водой не смоешь. Шехназэ‑ханым тоже засмеялась: — Это природный цвет лица нашей новой учительницы, Реджеб‑эфенди. Наша веселость передалась и директору. Впервые в жизни я слышала, чтобы люди так странно смеялись. — Ха‑ха‑ха!.. — гремел Реджеб‑эфенди. Это «ха» он произносил как‑то отрывисто, раздельно, словно обучал алфавиту первоклассников. — Вот удивительная вещь! Аллах наградил… Аллах… Значит, от аллаха. Ты когда‑нибудь видела такое ослепительное лицо, Шехназэ‑ханым? Дочь моя, может, мать тебя в детстве кормила не молоком, а розовым вареньем?.. Хай, аллах!.. Реджеб‑эфенди произвел на меня впечатление очень славного человека. Я была в прекрасном настроении. Он снова облачился в свою ляту, от которой шел пар, и мы отправились на урок. Когда в коридоре через окно я увидела своих будущих учениц, мое сердце от страха ушло в пятки. Мы вошли. Господи, как их было много! В классе сидело по крайней мере человек пятьдесят, и почти все мои ровесницы, взрослые девушки. Я готова была провалиться сквозь землю под пристальными, любопытными взглядами десятков пар глаз. Если бы Реджеб‑эфенди вдруг ушел в эту минуту, я оказалась бы в весьма затруднительном положении, так как была крайне смущена и растеряна. К счастью, директор обладал удивительной силой внушения. — А ну, дочь моя, ступай на свое место!.. — загремел он и почти насильно втащил меня на кафедру, потом начал пространную речь. Чего только Реджеб‑эфенди не говорил! — Коль скоро, — заявил он, — европейцы переняли от арабов медицину, химию, астрономию, математику, почему же мы совершаем глупость и не заимствуем у них новые науки? Проникать в сокровищницу знаний и мудрости европейцев, захватывать их научные достижения — это законный грабеж. Он совершается не с помощью пушек и ружей, а всего‑навсего только с помощью французского языка. Реджеб‑эфенди разошелся не на шутку. Оглашая класс громовым голосом, от которого едва не лопались барабанные перепонки, он показывал на меня пальцем и говорил: — Ключ к знаниям, которыми обладают все страны мира, находится в руках вот этой крошечной девочки. Не смотрите на ее внешность. Она ростом с мизинец, но носит в себе драгоценные россыпи. Ухватитесь за нее, возьмите за горло, вырвите у нее изо рта науку, выжмите ее, как лимон! Улыбка уже кривила мои губы. Я чувствовала, мною вот‑вот овладеет один из моих проклятых приступов хохота, и готова была убежать. Господи, какой будет позор! Тут я впервые осмелилась взглянуть на класс. Что это? Все смеялись. Мой первый контакт с ученицами был установлен ласковой простодушной улыбкой. Думаю, что этот тайный обмен взглядами и улыбками исподтишка расположил нас с этой минуты друг к другу. Смех в классе усиливался, и наконец это заметил даже директор. Он опустил на кафедру кулак, обвел класс своими страшными косыми глазами, которые, как он выразился, не продал бы и за тысячу лир, и закричал: — Это что такое?! Это что такое?! Это что такое?! Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Вашу женскую породу баловать не годится. Клянусь, я вас всех изничтожу! Закройте живо рты! Что вы ржете, как лошади? Но девушки не обращали внимания на брань Реджеба‑эфенди. Пожалуй, только я испугалась. Речь директора продолжалась минут пятнадцать. Когда смех в классе усиливался, он стучал по кафедре кулаком, грозил девушкам полушутя‑полусерьезно: — Вот я притащу «чипцы». Чего скалите зубы? Под конец Реджеб‑эфенди прокричал: — Крепче в нее вцепитесь, не отставайте от нее, выжимайте ее, как лимон. Если вы не вырвете у нее изо рта науку, пусть будут прокляты ваши предки, пусть станет ядом хлеб, который вам давали матери, отцы, страна, народ! — И Реджеб‑эфенди вышел. Никогда не думала, что минута, когда я останусь одна, лицом к лицу с классом, окажется такой трудной. Болтливая Чалыкушу, которая раньше могла говорить с утра до вечера без остановки, сейчас молчала, как соловей, объевшийся тутовником. В голове — ни одной мысли: что говорить? Наконец, не выдержав, я опять тихонько улыбнулась. К счастью, ученицы решили, что я все еще смеюсь над директором. Они тоже заулыбались. Неожиданно я осмелела, взяла себя в руки и сказала: — Девушки, я немного знаю французский язык. Буду счастлива, если мои знания пойдут вам на пользу. Робость мою как рукой сняло, язык развязался. Я говорила легко и свободно, чувствуя, что ученицы постепенно проникаются ко мне доверием. Как приятно обращаться к таким взрослым ханым: «Мои девушки!» Одно нехорошо — уж слишком они любили посмеяться. Я ничего не имела против этого, но ведь, не дай аллах, в классное окошко заглянут раскосые глаза Реджеба‑эфенди, стоящие более тысячи лир. Поэтому я сочла нужным сделать своим ученицам маленькое внушение: — Девушки! Ваша веселость может выразиться максимум в улыбке. Не больше. Я не обладаю таким грозным оружием, как «чипцы», которыми грозил вам директор, но я просто на вас рассержусь. Короче говоря, мой первый урок прошел очень успешно. Когда я выходила из класса, одна девушка подошла ко мне и объяснила, что «чипцы» — это не что иное, как «щипцы». Директор имел обыкновение весьма педагогично угрожать тем, кто очень много смеялся: «Я выдеру вам зубы „чипцами“!
Date: 2015-12-13; view: 307; Нарушение авторских прав |