Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов





ТОВАР -объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями.

КОНВЕРСИЯ ВОЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на производство гражданской. мирной продукции.

АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА предлагает на основе учета свободных рабочих мест и безработных анализ и прогноз спроса и предложения на рынке рабочей силы.

ПРОГРАММА ЗАНЯТОСТИ подразделяется на местную, региональную и национальную (на уровне всей страны). В программе дается прогноз на длительную перспективу структуры занятости с учетом внедрения научно-технического прогресса, улучшения условий труда, предусматриваются меры, стимулирующие создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики; улучшение системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - предлагает персональное консультирование, профотбор и направление в систему профессионального образования. При необходимости в крупных городах создают специальные курсы, школы и центры повышения квалификации.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает информирование населения о спросе на рабочую силу и возможностях трудоустройства через средства массовой информации путем издания специальных информационных материалов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ прелагает направление незанятых на переподготовку, межрегиональное сотрудничество по подготовке кадров, бронирование учебных мест, заключение контрактов с учебными заведениями.

ТРУДОУСТРОЙСТВО - обеспечение занятости всех категорий населения.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - определение квоты рабочих мест для лиц, нуждающихся асоциальной защите: подготавливание предложения в местные органы власти по налоговым льготам предприятиям за прием на работу лиц, нуждающихся в социальной защите, разработка мер по социальной защите от безработицы молодежи, инвалидов, женщин, имеющих детей, и лиц пенсионного возраста.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ предусматривает выплату пособий по безработице, по переселению: организацию общественных работ, финансирование обучения и переподготовки незанятого населения.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ связаны с привлечением иностранной рабочей силы для работы на совместных и других предприятиях, с разработкой программ регулирования международной миграции рабочей силы.

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА - это жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука, финансы. кредит, страхование, пенсионное обеспечение.

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ - несколько условное название обширной совокупности экономических форм и методов побуждения, основанного на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня оплаты труда, в получении дополнительного денежного вознаграждения, других стимулов.

МОРАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ -совокупность психологических форм и методов воздействия на творческую активность человека (грамоты, доска почета, устное поощрение и т.д.). Отсутствие моральных стимулов на предприятии отрицательно сказывается на результатах труда.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ – состав образующих его участков, цехов и служб.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС - включает ряд технологических. вспомогательных, сервисных и других процессов на предприятии.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - включает организацию инструментального, ремонтного хозяйства, материально-технического снабжения, транспортное хозяйство, систему сбыта продукции.

ЖИВОЙ ТРУД - труд, расходуемый в данный момент непосредственно в процессе производства данной продукции.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - использование передовых достижений науки и техники, технологии, организации производства с целью повышения эффективности и качества производственных процессов.

ИННОВАЦИИ - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие рабочей силы.

2. Чем рабочая сила как товар, отличается от других товаров?

3. Дайте понятие экономически активного населения.

4. Какие группы населения можно видеть в составе рынка рабочей силы?

5. Какие процессы характерны для рынка труда России?

6. Назовите основные направления регулирования рынка рабочей силы.

7. В чем заключается воспроизводство рабочей силы"

8. Дайте понятие трудовых ресурсов.

9. В чем заключается формирование трудовых ресурсов"

10. Назовите направления распределения и перераспределения трудовых ресурсов.

11. На какие группы подразделяются кадры предприятия

12. Что понимается под структурой кадров предприятия"

13. Дайте понятие профессии, специальности, квалификации.

14. Как подразделяются по уровню квалификации рабочие промышленности?

15. Назовите показатели состава и динамики кадров предприятия.

16. Как осуществляется подготовка и переподготовка кадров"

17. Какую роль играет зарплата в стимулировании работников?

18. За достижение каких показателей премируются работники предприятия"

19. Значение и понятие морального стимулирования.

20. Роль организации труда в эффективном использовании кадров предприятия.

21.Что такое производительность труда?

22. Почему рост производительности труда является объективной необходимостью?

23. Что означает рост производительности труда?

24. Какова общая тенденция роста производительности труда?

25. В чем значение роста производительности труда"

26. Назовите три вида производительности труда

27. Назовите факторы роста производительности труда.

28. Назовите резервы роста производительности труда.

29. Назовите показатели и методы измерения производительности труда.

30. Назовите виды трудоемкости.

31. Назовите основное направление в повышении производительности труда и его главные составляющие?

 

Тесты.

1.Какая категория людей не относится к безработным:

а) учащиеся;

б) люди, готовые приступить к работе;

в) студенты;

г) лица, находящиеся в отпуске.

 

2. К какой категории относятся лица, заключившие трудовой договор с предприятием:

а) трудовые ресурсы:

б) рабочая сила;

в) кадры предприятия.

 

3. Какие категории людей не относятся к трудовым ресурсам:

а) подростки в возрасте 13 лет;

б) женщины в возрасте 58 лет;

в) мужчины в возрасте 50 лет;

г) работающие пенсионеры, в возрасте 68 лет.

 

4. Какие работники не относятся к промышленно-производственному персоналу:

а) слесарь;

б) лаборант;

в) директор;

 

5. Определите сумму сдельного заработка рабочего 4 разряда на основе следующих данных: количество произведенной продукции за месяц- 840 штук, часовая тарифная ставка 1 разряда - -3,5 руб., тарифный коэффициент 5 разряда:

а) 2940 руб.

б) 1360 руб.

в) 4410руб

 

6. Какие виды поощрений не относятся к моральным стимулам:

а) премия;

б) благодарность;

в) повышение в должности:

г) грамота;

д) включение в резерв управленческого состава.

 

7. Какой из показателей характеризует производительность труда:

а) время выпуска детали ее станка;

б)затраты труда на производстве единицы продукции:

в) фонд времени рабочего;

г) объем выпуска продукции.

 

8. В каком из перечисленных случаев повышается производительность общественного труда:

а) рост средней производительности единицы оборудования:

б) сокращение целосменных простоев:

в) опережение темпов роста национального дохода по сравнению с темпами роста численности работающих:

г) увеличение заработной платы работников.

 

9. Какой из показателей является трудовым показателям производительности труда:

а) станкосменность;

б) материалоемкость;

в) трудоемкость;

г) фондоемкость;

д) энергоемкость.

 

10. Какое из понятий характеризует выработку:

а) количество продукции, произведенной на одном станке:

б) общий объем товарной продукции:

в) время на производство запланированного объема продукции;

г) стоимость продукции на одного работника промышленно-производственного персонала:

д) стоимость продукции, приходящаяся на одного рабочего.

 

11. Какие из перечисленных потенциальных возможностей относятся к народнохозяйственным:

а) специализация;

б) создание новых орудий и предметов труда:

в) кооперирование:

г) рациональное размещение

производства;

д) эффективное использование орудий труда.

 

12. Какие из перечисленных потенциальных возможностей относятся к внутрипроизводственным резервам:

а) специализация;

б) эффективное использование орудий труда;

в) комбинирование:

г) кооперирование;

д) снижение затрат труда на единицу продукции.

 

13. Какое из условий характеризует количественные резервы:

а) снижение трудоемкости изделий:

б) повышение доли квалифицированных рабочих:

в) увеличение количества изготовленных деталей за единицу времени:

г) сокращение потерь рабочего времени;

д) увеличение парка оборудования.

 

РАДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.
  • ТЕМА 3.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • ТЕМА 3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ, МЕТОДЫ ЕЕ ОБОСНОВАНИЯ
  • ТЕМА 3.3 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
  • ТЕМА 3.4 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • ТЕМА 3.5. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
  • ТЕМА 3.6. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

ТЕМА 3.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1.1. Формирование хозяйственной стратегии Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели. Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами. Степень соответствия избранной предприятием хозяйственной стратегии общим тенденциям, происходящим в предпринимательской среде, в решающей степени определяет и его конкурентоспособность. В условиях рынка, при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной прибыли, на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени. Обеспечить высокую прибыльность в краткосрочном плане предприятие может и не прибегая к повышению эффективности производства, а в конечном счете и ценой ослабления своих позиций в конкурентной борьбе в будущем. И наоборот, относительно продолжительный период времени обеспечивать свою конкурентоспособность, добиваться получения более высокой кумулятивной прибыли (за несколько лет, обычно от 7 до 12) вместо поиска сиюминутной выгоды предприятие может только путем повышения эффективности производства на постоянной основе. Осуществление мероприятий, обеспечивающих рост эффективности производства и повышение конкурентоспособности, возможно преимущественно в рамках хозяйственных стратегии, рассчитанных на получение долгосрочной прибыли. Такие стратегии, в рамках которых осуществляется расширенное воспроизводство капитала, являются стратегиями первого типа. Но реализация стратегий такого типа не просто сопряжена крупными начальными инвестициями, но и приводит к изменениям самих условий воспроизводства индивидуального капитала, на что руководство предприятий вынуждено реагировать соответствующим образом. Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования хозяйственной структурой предприятия (его активов), спекуляции на рынке фиктивного капитала, искусственного завышения цен на продукцию. В условиях рынка оба типа хозяйственных стратегий в управлении предприятиями переплетаются и их разделение достаточно условно. Поэтому важным является, во-первых их соотношение во внутрифирменном управлении, во-вторых соответствие выбранной стратегии задачам укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке, а значит, тому технологическому укладу, хозяйственной специфике, тем сравнительным преимуществам, которыми в данный момент располагает конкретное предприятие. В рамках каждого типа стратегий можно выделить множество их различных видов, соответствующих хозяйственной и производственной специфике данного предприятия. К стратегиям первого типа можно отнести: стратегию минимизации издержек производства; стратегию увеличения доли рынка сбыта, контролируемого предприятием (стратегия «доли рынка»); стратегию инновационного программирования НИОКР. Среди стратегий второго типа можно выделить: стратегию максимизации (искусственного завышения) издержек производства; стратегию перекладывания роста издержек производства на потребителя (СРМ, от англ. соst раss-аlog mапаgеmеnt); имитационное программирование НИОКР; стратегию манипулирования «портфелем вложений капитала». В целом изменение в соотношении стратегий зависит от управления на макроэкономическом уровне и от дальновидности предприятий, их готовности пожертвовать краткосрочной прибылью в обмен на более высокую, долгосрочную. Важнейшим фактором, определяющим соотношение двух типов хозяйственных стратегий, является степень и основные формы рыночной конкуренции. Так называемая совершенная ценовая конкуренция производителей в рамках одной отрасли вынуждает руководство предприятия искать пути по снижению издержек производства, реализовывать нововведения, способствующие этому. Таким образом, высокая степень внутриотраслевой ценовой конкуренции является важным условием, способствующим повышению эффективности производства, диверсификации хозяйственной деятельности. Другим важным фактором, определяющим доминирование того или иного типа хозяйственных стратегий, выступает соотношение темпов роста стоимости рабочей силы и активной части основного капитала, непосредственно замещающего живой труд. Если заработная плата возрастает более быстрыми темпами, чем стоимость активной части основного капитала у управляющих фирм имеется больше стимулов для увеличения инвестиций в новую технику и технологию. Важное значение для процесса формирования хозяйственных стратегий в условиях рынка имеет фактор времени. Увеличение темпа инфляции может заставить предприятия отказаться от осуществления инвестиций в разработку и реализацию крупномасштабных проектов перестройки производственного аппарата, поскольку реальный размер прибыли, который может быть получен через несколько лет, будет существенно снижен. Отсюда и стремление предприятий вкладывать средства в быстро окупающиеся проекты даже в ущерб росту эффективности производства или же вообще отрывать средства от производительного использования. На соотношение двух типов хозяйственных стратегий может оказать определенное воздействие и структура активов компаний. Так, высокая доля акционерного капитала в активах предприятия может объективно вынуждать управляющих ориентироваться на стратегии второго типа, на получение краткосрочной прибыли. Существенное влияние имеет здесь и экономическая политика правительства, эффективность государственного регулирования рынка. В современных условиях важное значение имеет государственное стимулирование структурной перестройки промышленности, обеспечение интенсивного межотраслевого перелива труда и капитала, преимущественное развитие новейших отраслей (индустриальная политика с выделением приоритетных отраслей).   3.1.2. Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность. Планирование — это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Процесс планирования охватывает ряд направлений. Одно из них — прогнозирование, т.е. разработка планов по достижению стратегических целей предприятия (перспективное, стратегическое планирование). Стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления и имеет целью определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности. Отличительной чертой стратегического планирования является его гибкость, подвижность. Главная задача стратегического планирования — выработка стратегии, структуры, объемов и направлений капитальных вложении исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия. Смысл стратегического планирования заключается в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка. Стратегическое планирование в условиях рынка нацелено не просто на увеличение объема производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей. Важнейшим этапом разработки хозяйственной стратегии является анализ внешней среды, который дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение (рис. 3.1). Рисунок 3.1. Факторы внешней среды   Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяют составить прогноз сбыта, являющийся основой всего внутрифирменного планирования. Большинство предприятий готовят краткосрочный прогноз сбыта на финансовый или календарный год. Этот прогноз используется в качестве основы для планирования потребностей в финансах, рабочей силе, иных ресурсах, для составления смет издержек производства и т.п. Он разбивается на полугодовые и квартальные периоды. Период среднесрочных прогнозов составляет от 2 до 5 лет. Среднесрочные прогнозы помогают учесть воздействие предполагаемых изменений в экономической конъюнктуре численности, составе населения и прочее. Прогнозирование сбыта – следующий этап формирования хозяйственной стратегии. Существует много различных методов прогнозирования сбыта. Среди них наиболее распространенными являются: 1. Опрос группы руководителей различных служб и отделов предприятия. В таком случае собственно прогноз сбыта представляет собой нечто среднее из взглядов и наметок опрашиваемой группы руководителей. Подобный метод составления прогноза наиболее подходит для новых предприятий, не имеющих достаточного опыта для использования других методов. Этот способ применим и тогда, когда отсутствуют детализированные расчеты состояния рынка, нет полной статистики о тенденции сбыта или иных видов изделий. 2. Обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых отделений. В этом случае анализ рынка дополняется мнением тех, кто непосредственно ощущает реакцию потребителей, острее всего чувствует малейшие колебания потребительских предпочтений. Принимается в расчет и региональный аспект: отдельные работники или руководители сбыта могут предоставить дополнительную информацию об особенностях реализации тех или иных изделий в разных регионах. Точность оценок при таком методе выше, чем при первом. Но организация подобной работы сопряжена с большими накладными расходами 3. Прогнозирование на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятностей сбыта в будущем. Предполагается, что оборот следующего года превысит или будет ниже оборота нынешнего года на некоторую величину. Обычно берется процентное увеличение к данным за предыдущий год по так называемому принципу от достигнутого:   Оборот Оборот Оборот нынешнего года следующего = нынешнего X ------------------------------ года года Оборот прошлого года   Данный метод прогнозирования пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом товаров и услуг, незначительными колебаниями товарооборота, с вялотекущим НТП. 4. Анализ тенденций, циклов и факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта. Прогноз сбыта основывается на выявлении вероятностных тенденций и статистически значимых факторов, лежащих в их основе. Обычно в расчет принимаются следующие основные факторы: долгосрочные тенденции роста предприятия, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта, возможные нерегулярные влияния технических сдвигов, появление на рынке новых конкурентов и т.д. Этот метод наиболее предпочтителен при составлении долгосрочных прогнозов. Вместе с тем с помощью этого метода трудно прогнозировать сбыт на период менее 3—5 лет, поскольку слишком мала выборка, массив обрабатываемой статистической информации, а также проявление действия циклических колебаний. Этот метод наиболее применим в капиталоемких отраслях промышленности. 5, Корреляционный анализ, т.е. определение статически значимых факторов влияния на сбыт продукции предприятия. Он логически дополняет предыдущий метод, но основывается на более сложном научном инструментарии статистического анализа рынка. Обычно в рамках специальных обследований определяется теснота корреляционной связи между уровнем сбыта предприятия и различными сторонами хозяйственной деятельности, влияние на сбыт которых должно быть логически доказано или обосновано. Таким образом, выявляются и ранжируются (по степени влияния) наиболее значимые факторы, от которых в будущем может зависеть объем сбыта. Такой метод прогноза требует обязательно серьезных специальных и комплексных, а значит, и достаточно дорогостоящих, но не всегда экономически оправданных исследований рынка. Тем не менее с помощью этого метода самые точные результаты могут быть получены в наиболее стабильных по хозяйственной конъюнктуре отраслях. 6. Прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы. Сбыт прогнозируется в виде определенного процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли, а затем делается расчет доли предприятия в общем объеме продаж всей отрасли. При использовании данного метода важно, во-первых, быть уверенным в точности прогноза для всей отрасли, во-вторых, не принимать в расчет неценовую конкуренцию в ней (на уровне новых изделий и услуг). 7. Анализ конечного использования. Прогноз здесь основывается на предполагаемых объемах заказов основных заказчиков предприятия (общий объем сбыта обычно превосходит этот показатель на определенный, заранее устанавливаемый процент). Применение данного метода требует специальных исследований по основным отраслям, потребляющим продукцию данного предприятия, сбора и обработки значительного статистического и фактического материала. Наиболее предпочтителен в отраслях сырьевого и энергетического комплекса, а также на предприятиях, выпускающих конечные детали и узлы. 8. Анализ ассортимента товаров, при котором прогнозы сбыта по отдельным видам изделий сводятся воедино и образуют планируемый оборот предприятия. Этот метод наиболее подходит для диверсифицированных фирм, но точность общего прогноза целиком зависит от детального обследования рынка каждого вида изделий, что требует, в свою очередь, больших затрат. 9. Пробный маркетинг. Быть может, это самый точный подход к составлению прогноза сбыта, при котором новый продукт или какие-либо изменения, произведенные в системе товаропродвижения, осуществляются на очень небольшом по размеру рынке (например, в системе нескольких городов). В сущности, на небольшом местном рынке предпринимается попытка смоделировать все то, что будет потом сделано в масштабе страны или более крупного региона. Составные элементы будущей программы продвижения нового изделия на рынке (цены и виды рекламы, каналы сбыта и тип упаковки) проверяются на ограниченной группе потребителей. После обработки полученной информации об объеме и темпах продаж нового изделия соответствующие наметки относительно прогноза сбыта распространяются на всю страну. 10. Методы стандартного распределения вероятностей, т.е. метод оценки и пересмотра планов с использованием сетевых моделей и методов планирования и управления. Сущность этого метода прогнозирования сбыта заключается в следующем. Экспертным путем определяются три вида прогнозов сбыта: О — оптимистический прогноз, М — наиболее вероятный прогноз, Р — пессимистическая оценка прогноза сбыта. Далее рассчитывается ожидаемое значение прогноза сбыта (ЕР) по формуле: ЕР = О+4М+Р 6 Использование этого метода позволяет составить экспертные оценки со статистически ожидаемым значением, чтобы определить наиболее вероятный диапазон вариации прогноза сбыта. Например, наиболее радужные оценки объема продаж предприятия на будущий год составляют порядка 350 тыс. изделий. Однако наиболее вероятным, по мнению экспертов, будет объем реализации 340 тыс., а пессимистичный прогноз — 300 тыс. В соответствии с приведенной выше формулой статистически ожидаемое значение прогноза составит:   ЕР = 350 + 4 • (340) + 300 = 335 тыс. изделий 6 Стандартное отклонение (СО) вычисляется по формуле: СО = О-Р = 350-300 = 8,33 тыс. изделий 6 6 В соответствии с общей теорией статистики наиболее вероятное значение переменной — объема сбыта (с вероятностью 95%) будет находиться в пределах 335 тыс. +(-) 2 8,33 тыс. изделий, т.е. между 318,34 тыс. и 351,66 тыс. изделий. Эффективность применения того или иного метода зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия и может быть определена только непосредственно самим предприятием. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и реальным сбытом составляет не более 5%. Многие фирмы начинают разработку нового, повторного прогноза, если на любом этапе реализации плана фирмы разница между фактическим и предполагаемым сбытом превышает 5%. 3.1.3. Методологические основы планирования В современных условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования, т. е. совокупности приемов и способов разработки планов. Основные направления совершенствования методологии планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства — снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов. Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества (например, норма расхода металла на изготовление изделия, детали). Норматив — величина относительная, характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т.д. (например, показатель фондоотдачи — выпуск продукции на 1 руб. основных фондов). Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т. е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт. Наиболее совершенный метод разработки норм — расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде. Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам: • нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности); • нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий); • нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов); • нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива); • нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств. Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции. Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные. Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.) и др. Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции и др. В системе показателей плана в промышленности различают объемные и удельные показатели. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в нем участвующих, например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т. д. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукция, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др. Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов. Их преимущество в том, что они обеспечивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей. Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении, мыло 40%-ной жирности и др. Широкое применение получил трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки и др. В условиях товарно-денежных отношений, важное значение сохраняет стоимостный (денежный) измеритель. С помощью стоимостных показателей определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализации, продукции, товарная и валовая продукция.   3.1.4. Основные разделы и показатели плана развития предприятия (организации) План развития предприятия включает следующие основные разделы: план производства промышленной продукции (производственная программа); план развития науки и техники; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капитального строительства; план материально-технического обеспечения; план по труду и кадрам; план по издержкам производства и реализации продукции; финансовый план; план социального развития коллективов предприятий и объединений; план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Центральный раздел плана развития предприятия — план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении и пользуются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в этом разделе занимает и планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.   3.1.5. Бизнес-план В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций. Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами: 1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов. 2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план. 3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпораций в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Бизнес-план — это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом.его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п. Бизнес-план — это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа. Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован. Стандартный бизнес-план имеет определенную структуру, последовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содержательные блоки. Резюме — краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить. Общая часть, в которой описываются цели (финансовые нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимости создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом. Главное назначение этой части бизнес-плана — продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди, ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства. План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана. Назначение данного раздела бизнес-плана — показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике. Оперативные планы — это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п. Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, — это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов. Финансовый раздел бизнес -плана обязательно включает 3 основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительные замечания —своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.). Не менее важно составить наиболее вероятный оптимистический и пессимистический прогнозы финансовых результатов, а также рассчитать издержки по подготовке к пуску производства (табл. 3.1). Один из основных документов финансового раздела — это план доходов и расходов (табл. 3.2). Он показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится, используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты. Таблица 3.1. Издержки подготовки производства
Единовременные расходы
Оборудование, машины, движимое имущество
Стоимость установки оборудования
Благоустройство территории и реконструкция производственных помещений
Начальные запасы сырья и материалов
Различного рода единовременные выплаты
Плата за лицензии и допуски
Регистрация и презентация
Наличность для неожиданных расходов
Итого единовременных расходов
Текущие (повторяющиеся) расходы за три месяца
Вся заработная плата и вознаграждения
Аренда
Реклама
Транспортные расходы
Эксплуатационные расходы
Страхование всех типов
Налоги (государственные и местные)
Выплата процентов по займам и кредитам
Ремонт и профилактика
Расходы по подготовке персонала
Неожиданные расходы
Общие текущие расходы за три месяца
Итого издержек подготовки производства

Для составления плана доходов и расходов необходимо прежде всего рассчитать объемы продаж (по месяцам), а также предусмотреть все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам. При прогнозировании общефирменных издержек следует иметь в виду, что план не должен содержать заниженных оценок расходов, и если уж ошибаться, так лучше в сторону их завышения. Если финансовый план покажет, что даже при таких издержках можно получить прибыль, значит, предприятие имеет неплохие шансы на успех.

Таблица 3.2. План доходов и расходов

Доходы и расходы Месяцы
          ….  
Доходы от продаж              
Себестоимость реализованной продукции              
Валовая прибыль              
Эксплуатационные издержки, всего              
в том числе:              
заработная плата              
амортизация              
Остаток прибыли до уплаты налогов              
Налоги              
Чистая прибыль              

 

Составляя данный план, необходимо определить и точку безубыточности, т.е. такое состояние, при котором разность между всеми расходами и доходами равна нулю (по сути, это состояние, при котором предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков). Точка безубыточности определяется по формуле:

 

Безубыточная величина = объема продаж Общие фиксированные расходы Цена единицы изделия Переменные - затраты на единицу продукта

Следующим шагом является подготовка кассового плана (или, иначе, плана движения денежных средств) (табл. 3.3).

 

Таблица 3.3. Кассовый план

  Поступления и расходы Месяцы
         
Начальный кассовый баланс            
Кассовый приход: Наличность от продаж Платежи по продажам в кредит Займы            
Общая располагаемая наличность            
Расход наличных средств: на закупку материалов на заработную плату            
Баланс наличности в конце месяца            

 

Таблица 3.4. Балансовая ведомость _______________, 19 __­­­­__г.

Активы Текущие активы: Наличность Запасы Принятые счета
Всего текущих активов
Фиксированные активы: Земля Сооружение Оборудование
Всего фиксированных активов
Накопленная амортизация
Неосязаемые активы: Владение патентами Другие неосязаемые активы
Всего неосязаемых активов
Всего активов
Пассивы Текущие пассивы: Счета, предъявляемые к платежу Векселя, предъявляемые к платежу
Всего текущих пассивов
Фиксированные пассивы: Долгосрочные займы Закладные
Всего фиксированных пассивов
Всего пассивов
Структура капитала: Капитал собственников Другие акционеры
Всего капитала

Важно спрогнозировать движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых приходов и расходов; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум в потребном оборотном капитале, а также показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

И наконец, третий документ— балансовый план (табл. 3.4). К его составлению приступают после составления плана доходов и расходов и кассового плана, которые используются при подготовке балансового плана (или балансовой ведомости).

Балансовая ведомость характеризует финансовые условия предприятия к определенной дате. Она детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она также показывает чистую стоимость предприятия и ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед.

В заключении данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия:

а) чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;

б) текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы. Это текущие активы, деленные на текущие обязательства. Большинство предприятий рассматриваются как финансово здоровые, когда этот показатель равен 2 или выше;

в) рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал.

Если законченный вариант бизнес-плана должен начинаться с резюме, то процесс его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь — правильное формулирование целей бизнес-плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, результаты которого смогли бы подтвердить обоснованность сделанных оценок, исходных финансовых показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты.

 

Date: 2015-12-13; view: 1010; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию