Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функциональные стили речи⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Вопросы 1. Функциональные стили литературного языка. 2. Научный стиль. 3. Публицистический стиль. 4. Официально-деловой стиль. 5. Художественный стиль. 6. Разговорный стиль. 7. Нарушения стилистических норм. 8. Смешение стилей. Разностилье. Задания 1. Распределите перечисленные ниже стилевые черты по группам в соответствии с тем, какой функциональный стиль литературного языка они характеризуют. - Отвлеченность и абстрактность, - стандартность, - индивидуальность слога, - эмоциональность и экспрессивность, - логичность, - точность изложения, - насыщенность информацией, - сжатость и лаконичность (экономия языковых средств), - объективность изложения, - неличный и констатирующий характер изложения, - конкретность, - долженствующая модальность изложения, - обобщенность и отвлеченность. 2. Перечисленные ниже языковые особенности распределите по группам в зависимости от принадлежности к тому или иному функциональному тилю литературного языка. - Слова в переносном значении, - слова в прямом значении, - общественно-политические слова, - термины, - клише, - отсутствие эмоционально-экспрессивных слов, - существительные с суффиксами –ость, -ств-, -ний, -ий, - слова с приставками меж-, все-, сверх-, обще- и т.п., - слова с эмоционально-экспрессивными суффиксами типа –ичать, -щина, -чина и т.п., - большое количество слов с отвлеченным значением, - большое количество слов с конкретным значением, - использование «авторского мы», - производные предлоги типа ввиду, в связи с, области, насчет и т.п., - эллиптичные предложения, - намеренный повтор слов, - прямой порядок слов, - преобладание имени над другими частями речи, - преобладание глаголов, - личные местоимения 1, 2 лица с соответствующими глагольными формами, - частотные ряды однородных членов, - «нанизывание родительного падежа», - большое количество сложных синтаксических конструкций и простых осложнённых предложений. 3. Используя текст какой-нибудь известной вам русской народной сказки (например, «Колобок»), перескажите ее в другом стиле (например, в официально-деловом, публицистическом, научном). Не забывайте изменять не только форму, но и содержание текста (на уровне используемых языковых средств). Не забывайте о сфере употребления того или иного стиля и о его назначении, функции. 4. Напишите эссе по изученной проблеме «Можно ли научить чувству стиля?» 5. Прочитайте тексты. Докажите их принадлежность к тому или иному функциональному стилю, опираясь на схему: «Характеристика функциональных стилей» и образец. Грибы — тип низших растений, лишенных хлорофилла и питающихся готовыми органическими веществами. Ведут сапрофитный или паразитный образ жизни. Вегетативное тело представлено мицелием (или грибницей). Размножаются вегетативно и половым путем. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения, усвояемые высшими растениями… (Энциклопедический словарь) Образец размышления: Цель данной статьи ‑ информация о грибах как биологическом виде. В тексте употребляется научная (общеупотребительная и узкоспециальная) терминология: органические вещества, сапрофитный или паразитный образ жизни, хлорофилл, вегетативное тело, мицелии, бактерии и др., используется также абстрактная лексика: образ жизни, значение, классы. Слова употреблены в прямом номинативном значении. Образные средства, возбуждающие эмоции, отсутствуют. В синтаксическом отношении текст представляет собой сочетание простых нераспространенных и распространенных предложений, которые преимущественно имеют прямой порядок слов. Этот текст относится к научному стилю. Ж-1. Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов ‑ ферментов. А все ферменты являются белками. Ж-2. Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго, ‑ не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою ‑ и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Ж-3. К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт. Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%. Ж-4. У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать: ‑ Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу. "Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился". Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко: ‑ Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно... Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать: ‑ Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать... Видно было, что все ей советуют ехать. Ж-5. "Я вырастал в глухое время..." ‑ это сказано обо мне и моем поколении. Мне - тридцать три. Разберем, как говорят аппаратчики, по позициям. Десяток лет спишем на период розовощекой детской невинности. Три года совпали с перестройкой. Двадцать - точнехонько укладываются в эпоху застоя. К ним, этим двум десятилетиям, очень подходит строчка из Писания ‑ "Суета и томление духа". Томление духа. Было оно, было - томление духа... Была бы одна только суета ‑ и говорить что-либо нынче посовестился бы! Очевидно, нельзя зачеркивать целые поколения только лишь потому, что жили они в кровавые, несправедливые или выморочные годы. Человека можно обречь на бессмысленную суету, но заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной, к счастью, невозможно. Ж-6....Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Самостоятельная работа 1. Написать образцы документов: заявление, автобиография, резюме, деловое письмо.
Литература 1. Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: методические рекомендации. М., 2008. 2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М.,1999. 3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учебное пособие. М., 2006. 4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / И.Б. Голуб. 4-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2003. 5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003. 6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 2005. 7. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. 3-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2003. 8. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. 2-е изд., испр. М., 2004. 9. Стилистика и литературное редактирование: Учебник. Проф. Максимов В.И. (Ред.) http://biblioteka.cc/topic/117091-stilistika-i-literaturnoe-redaktirovanie-uche. Date: 2015-12-13; view: 2530; Нарушение авторских прав |