Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные признаки правовых отношений





Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъекты, объект и содержание.

Субъекты- это участники правоотношения (физические лица, организации).

Объект- это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).

Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.

Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

§ общерегулятивные;

§ регулятивные;

§ охранительные.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

§ относительные;

§ абсолютные.

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

§ активные;

§ пассивные.

Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частейобщественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др[ источник не указан 689 дней ]. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Основными признаками правопорядка являются:

· его регламентация правовыми нормами

· реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений

· гарантированность государством.

К главным принципам правопорядка относятся:

· законность

· конституционность

· целостность

· структурность

· иерархичность

· нормативность

· справедливость

· подконтрольность

· простота

· гарантированность.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Структура:

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды:

Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое — правосознание обширных масс людей.

Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Правосубъе́ктность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность. Дееспособность в свою очередь делится на деликтоспособность и сделкоспособность. Правоспособность — это способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, в современных юрисдикциях общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Деликтоспособность - это способность нести юридическую ответственность за свои действия Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (например, правосубъектность юридических лиц).

Правоспосо́бность — установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.

Правоспособность — это общая или абстрактная возможность каждого быть носителем прав и обязанностей. Правоспособностью наделяются все без исключения, она есть неотъемлемый элемент правового статуса человека. Правоспособность с этой точки зрения является общественно-правовым (естественным) качеством субъекта, имеющим абсолютный, универсальный характер. Принято различать три вида правоспособности: а) общую — вытекает из общего или конституционного статуса личности; б) отраслевую — предусмотрена нормами конкретных отраслей права (так, гражданско-правовая правоспособность закреплена в ст. 18 ГК; аналогично закреплены семейно-брачная, трудовая, избирательная и др.); в) специальную или должностную, профессиональную — вытекает из особенностей правового статуса субъекта права, осуществляющего специфический вид профессиональной деятельности (правоспособность врача, депутата, преподавателя эксперта, лицензионного органа и т.д.). Специальной является правоспособность организаций и юридических лиц, предусмотренная в уставах, положениях.

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума). Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие«правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие«правообразование».

Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права.

Принципы: Демократизм, Законность, Профессионализм, Планомерность, Своевременность, исполнимость

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

· В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми. Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

· Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права,правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право.

В зависимости от средств правового регулирования[4]:

· Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.

· Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры,правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.

· Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).

· Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование[4]:

· Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.

· Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации[4]:

· Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.

· Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права[4]:

· Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.

· Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления.

· Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.

· Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

 

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой

могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие

саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении

юридического дела.

Таких стадий 3:

1. Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты,

явления действительности, образующие фактическую основу применения права.

2. Установление юридической основы дела.

3. Решение дела и документальное оформление принятого решения

 

Принципы демократии п редставляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества. Демократические принципы — составляющие демократии как общечеловеческой ценности.
(Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии).

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом.

Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении

Принцип выборности основных органов государства

 

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:
· принцип разделения властей;
· принцип разграничения функций между органами государства;
· принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
· принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;
· принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);
· принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);
· принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).
Обратим внимание, что рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства.

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности вгражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве

Виды принципов права:

1. В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов.

2. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте.

3. По характеру содержания: общесоциальные, специальноюридические (присуще только праву).

 

Date: 2015-12-13; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию