Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое развитие Древней Греции





Начиная с VIII–III вв. до н. э. – периода создания самостоятельных городов-государств Древняя Греция стала классическим рабовладельческим обществом, основанным на военной демократии. Демократией этот строй называется потому, что верховным органом являлось народное собрание города, а военной потому, что народное собрание выбирало военного руководителя – вождя (василевса). В основе существования городов-государств лежала античная форма собственности, соединявшая в себе государственную и частную собственность. Город-государство как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Собственниками земли могли быть только граждане города. Основной формой хозяйственной деятельности было земледелие. Средством расчетов стала монета со строго определенным весом, гарантированным государством, ее выпускавшим. Первые монеты появились в Греции в VII в. до н. э. Большой размах торговли привел к появлению зачатков банковских операций, которые осуществлялись менялами в каждом торговом городе.

 

13. Экономическое развитие Древнего Рима.

История Древнего Рима началась в период с VIII по VI в. до н. э. созданием города-государства, она завершилась распадом огромной Римской империи в V в. до н. э.

Ведущей отраслью в Риме было земледелие. Экономическая структура села включала два типа хозяйства – рабовладельческое, обслуживаемое рабами, и крестьянский двор, на котором работали свободный земледелец и его семья. Земледельцы не могли конкурировать с крупным рабовладением и разорялись. Их земли рабовладельцы приращивали к своим владениям и создавали латифундии, на которых трудились тысячи рабов.

В VI–V вв. до н. э. в итальянских городах бурно развивались ремесло и торговля. Процветало производство бронзовых изделий и керамики, разнообразные виды строительства. В VI–III вв. до н. э. Италия становится центром торговли. Торговали предметами роскоши, металлическими изделиями, керамикой, хлебом, вином, оливковым маслом. Расширяющиеся размеры внутренней и внешней торговли вызвали появление денег. Первые монеты появились в конце V в. до н. э. Чеканились они из золота, серебра, бронзы. Существование различных денежных систем и монет способствовало зарождению меняльного дела. Менялы следили за денежным курсом, проверяли достоинство монет, проводили обмен денег и предоставляли ссуды.

Эволюция общественных отношений в Риме привела к возникновению классического рабства. Агрессивность Рима, его бесконечные и успешные войны способствовали обильному притоку рабов. Численность рабов все время возрастала и составила до 50 % населения Римской империи.

14. Рабовладельческое хозяйство и его кризис.

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком Основными чертами рабовладельческою общества являются следующие:
1. Производство продуктов на основе труда рабов и внеэкономические формы его присвоения и распределения.
2. Никем не ограниченная собственность рабовладельца на раба, орудия производства и продукт раба.
3. Примитивные орудия производства.
4. Натуральное хозяйство и потребительский характер внутреннего рынка.

Кризис рабовладельческой системы наступил во 2 -3 вв до н.э.

• Рабовладельчески – производственные отношения стали тормозить развитие производительных сил. Это выразилось в деградации с/х.

• Кончились завоевательные войны, сократился приток рабов. Рим потерял контроль над своими провинциями.

• Рабу разрешалось иметь собственность. Раб в пикулях (самостоятельное хозяйство) вел свое хозяйство.

• Исчезла победоносная Римская армия.

Так в недрах рабовладельческой системы стали рождаться феодальные отношения. Рим приходит в запустение и, в результате нападения варваров, Римское государство пало в 5 веке н.э.

15.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Переход к феодализму в разных обществах проходил по-разному. У некоторых народов он следовал за рабовладением и предшествовал капитализму. Германцы, славяне, арабы, кельты, народы тропической Африки миновали рабовладельческую стадию развития, и феодализм у них следовал за первобытнообщинным строем. Феодальная система формировалась на следующих принципах:

• господстве крупной земельной собственности и монополии на нее феодалов;

• непосредственный производитель – крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное либо наследственное пользование (держание);

• внеэкономическом принуждении, которое является формой зависимости непосредственного товаропроизводителя от феодала;

• рентных отношениях. Крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей; рентные платежи взимались в натуральной (барщина, оброк) либо в денежной формах;

• сословном неполноправии крестьян (от судебной и поземельной до личной зависимости);

• господстве натурального хозяйства и мелкого производства;

• преобладании аграрного сектора экономики;

• примитивном уровне техники, применяемой в производстве (особое значение приобретают индивидуальные производственные навыки);

• сословном характере общества;

• иерархической структуре феодального сословия;

• корпоративных отношениях.

Феодальные системы складывались неравномерно в различных областях Европы, Азии, Африки. Единый по своей сущности процесс генезиса феодализма в каждой стране имел значительные локальные и региональные особенности. В качестве основного критерия для выделения главных моделей (типов) этого процесса можно принять интенсивность вызревания элементов феодализма в недрах рабовладельческого или первобытнообщинного строя.

16. Влияние христианства и других религии на хозяйственную деятельность в средние века. Период возникновения Киевской Руси пришелся на время начала так называемого Классического Средневековья. В этот период происходило зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, поляков, болгар и, конечно же русских. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования.Средневековое общество – это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Церковь в эпоху Средневековья представляла собой практически независимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления “христианских государств”. Такое особое значение церковных правил опиралось на доктрину исключительной, “единоспасающей роли церкви”, разработанной одним из отцов церкви, крупнейшим духовным и политическим мыслителем IV века св. Августином. Для выполнения этой великой миссии Церковь изначально наделена не только правами духовного научения, но и принуждения, обязанностью “искоренять греховность дел и помыслов” верующих. Источники канонического права были едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы. Произведениями отцов церкви Василия Великого, Григория Богосолва, св. Августина было дано растолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения епископской и священнической должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, расписаны главнейшие нарушения церковных правил. Постановлениями церковных соборов (съездов епископов) были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.В Европе Средневековье – это период становления новой формы Западной цивилизации – европейской христианской цивилизации. Она формируется на территории бывшей Римской империи, которая раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю.

 

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви – папа Римский и глава Византийской церкви – Константинопольский патриарх. В IX веке началось догматическое и административное обособление восточной церкви, которое завершилось в XI веке. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 года. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всей Европейской цивилизации является христианство. В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации – католическая и православная церковь – в течение многих веков были единственными общими для всех стран и народов Европы духовным и социальным институтом. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Поэтому процесс становления Европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации – приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации – католические и православные церкви.

 

17. Типы феодального хозяйства. Управление феодальным хозяйством носило, как правило, децентрализованный характер. Феодальное поместье имело функции не только экономического, но и государственного управления. Феодал (сеньор - глава поместья) сам творил суд над подвластным населением, санкционировал брачные отношения и т.д. Юридическое положение поместья в феодальной системе могло быть различным:

а) полностью независимое наследственное владение (вотчина);

б) пожизненное владение при условии несения военной службы (бенефиций, в России - поместье);

в) наследственное, при условии принятия вассальной присяги сюзерену - вышестоящему феодалу (лен, фьеф или феод);

присяга обязывала вассала воевать под командой сюзерена, но обычно не более 40 дней в году, и выкупать его при необходимости из плена. Единой экономической базой была феодальная рента.Производственная сфера поместья состояла, как правило, из двух запашек, господской (домен) и крестьянской. Когда прибавочный продукт производился в крестьянской сфере, применялась в основном рента продуктами (оброк). Если он со временем коммутировался, феодальная зависимость крестьян обычно слабела или вовсе ликвидировалась (за выкуп). Подобного типа хозяйства преобладали в большинстве стран Западной Европы. Хозяйствах с производством прибавочного продукта преимушественно в господской сфере (домене) обычно превалировала работочная рента (не только полевая барщина, но и обслуживание барских мельниц и других предприятий - вплоть до чинных мануфактур или даже машинных фабрик, как это 10 в России в XIX в.), и феодальная зависимость доходила до крепления крестьян к земле (крепостничества). Для этого нужны и соответствующие экономические и политические условия, новую очередь, выгодная для феодалов поставка местной сель-продукции (чаще всего хлеба) на более или менее отдаленные рынок, а также мощное централизованное государство, спо-ное прикрепить крестьянство к земле. Хозяйства подобного а преобладали в странах Восточной Европы, где эти условия и налицо.

Date: 2015-12-13; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию