Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Публицистический стиль
6.1.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле Публицистический стиль — это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Основные функции публицистического стиля — информационная и воздействующая; основные формы речи — устная и письмена, типичный вид речи — монолог. Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» [53, с. 179]. Подстили и жанры. п Характерные особенности этого стиля — актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения — обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто — массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме. Основные подстили данного стиля: (1) газетно-публицистический (язык газеты); (2) агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.); (3) официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.); (4) массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.). Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др. __________________________________________________________________________ Публицистика (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества. Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, сведения о культуре и т.д. Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх, Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии. Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную русского общества. ___________________________________________________________________________ Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе — это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие. В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю. Тенденция к экспрессивности и стандарту. Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций — к экспрессивности и к стандарту [56, с. 90-179]. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то публицист в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому (при этом отношение к высказываемому не является сугубо индивидуальным; оно выражает мнение определенной социальной группы, партии и т.д.). В этом случае преобладает экспрессия. Это наблюдается в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту. Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и — шире — в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического под стиля относятся: трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога. Приведем фрагмент статьи «Фирмы-однодневки уйдут в прошлое» из газеты «Комсомольская правда»: 1 января 2003 года МНС закончило перерегистрацию фирм, созданных до 1 июля 2002 года. Те из них, которые так и не подали признаков жизни, будут ликвидированы через суд. Перепись фирм налоговики объявили не для того, чтобы осложнить предпринимателям жизнь. А чтобы составить Единый госреестр и отсечь фирмы- однодневки, химичащие с обналичкой и прячущие деньги в офшорах. Результат получился удивительным. Официальных сведений пока нет, но, по оценкам экспертов, «за бортом» оказалось более миллиона фирм. Причем в это число попали и «случайные жертвы» — те, кто просто не успел переоформиться...» (Комсомольская правда. № 5 от 14.01.2003 г.). В этом фрагменте использованы стандартные для газетно-публицистического стиля выражения: официальные сведения, по оценкам экспертов, фирмы-однодневки, случайные жертвы, а также языковые стандарты официально-делового стиля: перерегистрация фирм, будут ликвидированы через суд, офшоры. Но встречаются разговорные и даже просторечные слова и выражения: налоговики, отсечь, химичащие, обналичка. Экспрессивность создается также образными средствами выражения: не подали признаков жизни, случайные жертвы, за бортом. Таким образом, публицистический стиль обладает одновременно экспресивностью и подвижностью. Как отмечал известный французский лингвист Ш. Балли, «язык газет переполнен штампами — да иначе и не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к газетным выражениям» [5, с. 109]. С другой стороны, воздействующая функция публицистического стиля требует все новых изобразительно-выразительных средств, которые извлекаются из художественной и разговорной речи. Публицистический стиль имеет свои специфические особенности в лексике, фразеологии, морфологии, синтаксисе. Особенности лексики. Публицистический стиль отражает социальную многоплановость современного русского литературного языка. В нем используются книжная, разговорная, просторечная и диалектная лексика и фразеология. Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой. Именно они составляют лексический и фразеологический запас тех стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами и быстро достичь понимания авторской мысли массовым адресатом. Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика — именно с ней связано само формирование публицистического стиля: общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, департамент, консенсус, легитимный. Наряду с нейтральными среди лексических средств публицистического стиля отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку: авангард, созидание, свершения, дерзать, вещать, труженик, инициатор, коррупция, терроризм, военщина, насаждать. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не в прямом, а в переносном значении: атмосфера (дружеская атмосфера), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта), платформа (политическая платформа), негатив (в ряде статей отражен негатив...), пакет (пакет предложений). В последние годы публицистический стиль активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: Интернет, сканер, принтер, инвестиция, холдинг, маркетинг, мониторинг, бренд. Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда заимствуются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую окраску: самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, отечество, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять. Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть. Иногда на газетной полосе встречаются просторечные слова и жаргонизмы, например: денежки, одичать, забегаловка, небось, запросто, круто. В качестве оценочного средства в публицистике могут выступать слова пассивного лексического запаса, прежде всего архаизмы: воинство, кончина, страж, ниспадать, воззвать, вояж, зиждется, ратный. Для усиления достоверности описания, создания местного колорита в публицистическом стиле могут использоваться варваризмы (иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком), например: авеню, денди, миссис, тайм-аут и экзотизмы (слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и подчеркивающие национальную или социальную принадлежность): аул, чум, фазенда, чайхана, гяур. Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут нести в себе позитивную или негативную оценку: сокращение вооружений, гарант безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса. В публицистическом стиле используются речевые стандарты: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, информационные источники, служба занятости населения, работники бюджетной сферы, встать на трудовую вахту, подхватить почин. Речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, следует отличать от речевых штампов. Стандарт — это «устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» [53, с. 114]. Штамп — это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение: на данном этапе, на сегодняшний день, со всей остротой, в деле оказания помощи, в целях распространения, неустанные поиски, добиваться улучшения использования и др. Первоначально речевой штамп мог быть свежим, выразительным языковым средством, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность и стало давать при воспроизведении негативный эффект. Особенности словообразования. В области словообразования публицистический стиль характеризуется продуктивностью иноязычных приставок а-, анти-, архи-, нео-, про-, контр-, пост-, транс-, гипер-, ультра-: антивоенный, неонацисты, контрмеры, постсоветский, трансконтинентальный, ультралевый. Распространены суффиксальные образования существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство, -щина, - енчество, -ыня: солидарность, освобождение, братство, штурмовщина, иждивенчество, твердыня. Частотны в употреблении существительные с заимствованными суффиксами -изм, -ация: капитализм, героизм, агитация, нормализация, активизация. В публицистическом стиле лицо чаще всего обозначается либо по принадлежности к партии, либо по профессии, роду занятий. Используются суффиксальные образования на -ист, -ец, -щик, -ник, -анин: коммунист, реваншист, борец, аппаратчик, застрельщик, заочник, гражданин. Распространены слова, образованные сложением основ либо сложносуффиксальным способом: мировоззрение, благосклонность, автомобилестроение, слаборазвитый, широкомасштабный, животновод, тепловоз. В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ООН, СНГ, ОАО, ТЭЦ, ЖЭК, ОМОН, ЛДПР и сложносокращенные слова: партстроительство, госконтроль, профсоюз, корпункт, спецназ и др. Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно — в заголовках: «Лучшее — детям»; «Достойных — в народные избранники»; «Несгибаемые». Date: 2015-12-13; view: 912; Нарушение авторских прав |