Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительный материал





В современной речи существует такое явление, как «иллюзия понятности», т.е. несоответствие нашего понимания смысла слова его истинному значению при уверенности в правильном понимании этого слова. «Иллюзия понятности», как правило, связана с восприятием заимствованных слов, которые активно используются средствами массовой информации: общественно-политическая лексика, постоянно звучащая в передачах, кажется знакомой и понятной в силу частоты употребления. На самом деле многие респонденты затруднялись дать определение словам, которые постоянно «на слуху». Например, опрошенные давали следующие определения:

Брифинг – это а) мировоззрение, б) совещание, в) обсуждение, г) собрание;

Легитимизация – это независимость;

Конфессия – это а) собрание, б) решение, в) один из видов денежных сборов;

Инсинуация – это а) случайность, б) собственное видение чего-либо;

Обструкция – это а) абстрактное мышление, б) абстрактное понятие;

Беспрецедентный – это а) бесспорный, б) однозначный, в) ясный, в) доказанный, г) частный, д) ненарушаемый, е) не подлежащий обжалованию;

Эксклюзивный – это а) специальный, б) прямой, в) достоверный, г) невероятный;

Все эти толкования не имеют ничего общего с реальным значением указанных слов.

Проверьте себя. Дайте свои определения указанным словам, убедитесь, что вы действительно знаете их истинные значения.

(ОТВЕТЫ: брифинг – встреча официальных лиц с представителями массовой информации; легитимизация – признание или подтверждение законности каких-либо прав, полномочий, организаций; конфессия – вероисповедание; инсинуация – клеветническое измышление, злостный умысел, клевета; обструкция – род протеста, преимущественно парламентский, направленный на срыв заседания; действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо; беспрецедентный – не имеющий прецедента, т.е. примера или оправдания для последующих случаев того же рода; эксклюзивный – исключительный; распространяющийся на ограниченный круг предметов).

Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов, слов-сорняков. Конечно, в языке названных слов нет, таковыми они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, так, понимаете, это самое и т.п. Существует даже специфическая «мода» на слова-паразиты: обратите внимание, как заполонили язык молодёжи совершенно бессмысленные и неуместные как бы, короче, конкретно!

Слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Почему же слова паразиты всё же появляются в нашей речи? Это и волнение во время выступления, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.

☺ Дополнительный материал.

Лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают непроизвольно подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобная ситуация описывается в одном из фельетонов:

«Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришёл однажды с лекции.

- Ну и как, - спросил я, - понравилось?

Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещрённый крестиками и кружочками.

- Что это?

- Крестик – это «значит», а кружочек – «так сказать». Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят четыре кружочка за два академических часа!

Сами понимаете, что о содержании лекции говорить как-то не хотелось».

Как видите, чистота речи – необходимое условие её понятности. Если вы действительно хотите донести до слушателей ваши мысли, добиться адекватного понимания ваших идей, работайте над чистотой, правильностью и красотой своего языка!

Выразительность – это особенность речи, которая вызывает интерес аудитории, усиливает эффективность выступления, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Следует иметь в виду, что в науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Существуют различные подходы к описанию этого качества речи. Учёные считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.


Ряд исследователей подчёркивает, что выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Так, А.Н. Васильева пишет: «Очевидно, что выразительность доказательства теоремы и выразительность рекламного объявления существенно различны как по содержанию, так и по форме. Поэтому следует прежде всего различать выразительность информационную (предметно-логическую, логико-понятийную) и выразительность чувственного выражения и воздействия. При этом оба эти вида могут иметь подвиды: открытую (экспрессивную) и скрытую (импрессивную) формы выражения. Соотношение этих видов и подвидов по основным стилям различно» [1, с.80 – 81].

Лингвисты и психологи называют ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К этим условиям относятся:

· самостоятельность мышления, деятельность сознания автора речи;

· неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чём он говорит и пишет, и к тем, для кого он говорит и пишет;

· хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

· хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

· систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

· умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;

· сознательное намерение автора говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. О выразительных и изобразительных возможностях языка мы подробнее поговорим в ходе практических занятий, а сейчас сравните приведённые примеры. Первый отрывок – статья из энциклопедии, второй принадлежит перу академика А.Е.Ферсмана, известного учёного и талантливого пропагандиста минералогии.

1.Изумруд – минерал, прозрачная разновидность берилла, окрашенная примесью хрома в густо-зеленый цвет. Драгоценный камень 1-го класса. Бездефектные камни свыше 5 карат ценятся выше равновеликих алмазов. Синтетические изумруды используются в квантовой электронике.

2. Яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии, ярко-золотистый хризолит Урала. Целая гамма тонов связывает слабо-зеленоватые или синеватые бериллы с густо-зелеными темными аквамаринами Ильменских копий, и как ни редки эти камни, но их красота почти не имеет себе равных.

Очевидно, что первая цитата, относящаяся к научному стилю, обладая высокой информативностью, научной точностью, не содержит изобразительных языковых приёмов. Отрывок из книги Ферсмана – пример умелого использования ярких выразительных языковых оборотов с целью завладеть вниманием читателя, заинтересовать его, обратиться не только к логике, но и к образному мышлению читателя.

Яркость, выразительность, самобытность речи, её неисчерпаемые образные возможности основаны на языковом богатстве. Богатство языка определяется прежде всего богатством его словаря.

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях.


«Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тысяч слов.

В «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля более 200 тысяч слов.

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова - около 90 тысяч слов.

«Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит более чем из 120 тысяч слов.

А.С.Пушкин употребил в своём творчестве (в произведениях и письмах) более 21 тысячи слов.

С.Есенин – 18890 слов.

Мигель Сервантес – около 17 тысяч слов.

В.Шекспир – около 15 тысяч слов.

Н.В.Гоголь в «Мёртвых душах» - около 10 тысяч слов.

Можно ли сказать, что богатство словаря определяет лексический запас каждого отдельного человека? Очевидно, да. Наблюдается очень тесная связь: богатый словарный состав языка (а русский язык принадлежит к богатейшим языкам мира) предполагает, что у его носителей будет достаточно слов, чтобы выразить многогранность и красоту окружающего мира. Сколько же слов необходимо использовать в своей речи, чтобы она свидетельствовала о богатстве и разнообразии? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Лингвопсихологи подсчитали, что современному человеку вполне достаточно 10 – 12 тысяч слов (из 120 зафиксированных в Большом Академическом Словаре) для активного их использования, чтобы чувствовать себя как рыба в воде в любой ситуации. Однако количество слов и их потенциальные возможности – не одно и то же. Чтобы обладать всеми качествами хорошей речи, человек должен постоянно работать над собой, над своими языковыми возможностями. Поль Л.Сопер пишет, что совершенствование собственной речи – это постоянный труд: «Человек восемнадцатилетнего возраста в среднем произнёс по крайней мере шестьдесят миллионов слов. Но научился ли он поэтому правильно говорить? Совсем необязательно. Умение можно приобрести только в результате систематических занятий. Особая необходимость в системе обусловлена устойчивостью приобретённых навыков. Желающий научиться играть на музыкальном инструменте начинает извлекать из него какой-то скрежет, но зато здесь нет дурных привычек, с которыми нужно бороться. Обучающийся искусству речи редко находится в таком счастливом положении. При сложности механизма речи предпринимаемая борьба с дурными привычками – дело нелёгкое. Человек, тысячи раз произносивший слова с ошибками, не сразу приучится к правильному произношению. А сколько открывают рот, чтобы выпускать слова просто наудачу?.. Есть много способов формулировать требования к учащемуся, но, пожалуй, самое главное из них – терпение и упорство. Близко к нему по важности стоит другое, а именно, побольше самокритики и дерзания» [ 11, 14 – 15].

 







Date: 2015-12-13; view: 564; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию