Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слон и Моська 2 page





При употреблении вопросительных местоимений и наре­чий выражается другой вид вопроса, цель которого — выяс­нить только те детали высказывания, на которые указывает вопросительное слово, — предмет, лицо, признак, место, вре­мя, причину и т. д.; в ответе содержится их конкретное наиме-


 




нование; например: — Ты ктобудешь? Мещанин... из горо­да... (М. Г.); [Мамаева] Куда же вы? [Глумов] Домой (Остр.).

Для вопросительной интонации характерно повышение то­на в конце предложения; это легко установить путем сравне­ния с повествовательным предложением: Поезд ушел. По­езд ушел?; Кто-то идет. — Кто-то идет?; Утро. Утро? Кроме того, тон повышается на слове, в котором заключена суть вопроса: это вопросительное местоимение, вопроситель­ное наречие, а также то знаменательное слово, которое говоря­щий считает главным для подтверждения или отрицания. Вер­шина тона в этом случае может перемещаться с одного слова на другое, соответственно меняется содержание ответа; напри­мер: Ты прочиталэту книгу? — Да, прочитал; Нет, не про­читал; Ты прочитал эту книгу? — Да, я; Нет, не я.

Всеми элементами вопросительной формы обладают риторические вопросы. Они обращены к явлениям внешнего мира (не к лицам) и поэтому ответа не предполагают. В них выражаются раздумье или чувства говорящего по пово­ду названного события, положения; например: Куда, зачем стремлюся я? Что мне сулит судьба моя? (П.); Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? (Ее).

Некоторые элементы вопросительной интонации (а также, как правило, вопросительный знак на письме) имеют предло­жения, в которых заключено сообщение в виде усиленного утверждения или отрицания; например: Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним?(Г.). Вэтих пред­ложениях вопросительные слова переосмысливаются, получа­ют обобщенное утвердительное или отрицательное значение; ср.: Любое горе уносит время. Никакая страсть не уцелеет в неровной битве с ним. Эти предложения являются повество­вательными. Употребляются они главным образом в художест­венных текстах в качестве средства выразительности; напри­мер: Разве гром бывает немотою болен?! (М.).



Побудительное предложение адресовано гово­рящим собеседнику; оно передает волю говорящего, называет то действие, которое адресат должен совершить, или тот при­знак, которым он должен обладать; например: [Хлестаков] Дай жаркое! Там супу немного осталось. Осип, возьмисебе (Г.); Скажите же мне какую-нибудь новость! (Л.).


Побуждение выражается глагольной формой повелитель­ного наклонения; используются и другие формы: сослагатель­ное наклонение выражает побуждение в виде совета, это же значение имеет инфинитив с бы; например: Мне за вас стыд­но! Вы бы хоть книги читали,что ли... (Ч.). Длявыраже­ния приказания, кроме повелительного наклонения, употреб­ляется инфинитив; например: [Городничий] А вы стоять на крыльце, и ни с места! (Г.).

Интонацию побуждения характеризует средний уровень тона в сравнении с повествовательной и вопросительной; ср.: Тишина. Тишина! (побуждение) — Тишина? Элементом по­буждения является сила голоса, интонация различает побуж­дение и по степени категоричности; например: Принеси дров! (приказ) — Принеси дров (просьба). Интонация является ос­новном средством выражения побуждения в безглагольном предложении; например: Молодцы! Вперед, ребята! (Тв.); На это последовал краткий военный приговор: В угол носом. Марш! (Купр.).

Эмоциональная окраска высказывания

Одновременно с сообщением, вопросом или побуждением в предложении может быть выражено эмоциональное отноше­ние говорящего к этому содержанию, т. е. чувства радости, восторга, удивления, негодования, страха, сожаления, грусти и т. д. Эмоциональность высказывания передается прежде все­го восклицательной интонацией. Дополнительными показате­лями эмоциональности являются междометия и восклица­тельные частицы; например: Время незабвенное! Время славы и восторга! Каксильно билось русское сердце при слове оте­чество! (П.); О, какотвратительна действительность! Что она против мечты? (Г.). Предложения с эмоциональной окраской называются восклицательными. По цели высказывания они являются или повествовательными, или во­просительными, или побудительными; например: Да будет жизнь пустынна и светла! (Ахм.) — побудительное (при­зыв); Ты меня любишь? Да? Да? (Ч.) — вопросительное; при­меры повествовательных восклицательных предложений при­ведены выше. Предложения, не имеющие эмоциональной окраски, являются невосклицательными. Таким об-


 




разом, каждое предложение при разборе должно быть охарак­теризовано по цели высказывания (повествовательное, вопро­сительное, побудительное) и по эмоциональности (восклица­тельное/невосклицательное).

Строение предложения

Строение предложения имеет две стороны. Во-первых, это средства выражения модальности, времени, лица. Они при­надлежат предикативной основе — главным членам. В русском языке оба главных члена имеют обязательные фор­мы: подлежащее — именительный падеж, сказуе­мое — спрягаемый глагол или связку. Эти формы в различ­ных вариантах проявляются в предикативной основе. Если предикативная основа представлена одним главным членом, то он должен иметь показатели модальности, времени, лица; например: Луна взошла; В доме не спали; Полночь. Во-вто­рых, к строению предложения относится связь его членов. Главным членам подчинены формально и поясняют их вто­ростепенные члены; второстепенный член может относиться к другому второстепенному члену; например: С голых ветвей каштанов падали последние сухие листья (А. Т.) — второстепенные члены последние, сухие подчинены подлежащему листья, а с ветвей — сказуемому падали; го­лых, каштанов поясняют второстепенный член с ветвей. Вто­ростепенные члены непосредственно не участвуют в выраже­нии грамматического значения предложения.



Главные члены сами по себе могут составлять предложе­ние; например: Погода будет славная (Т.); Начал падать снег (Ник.) — это нераспространенные предло­жения. При употреблении второстепенных членов предло­жение является распространенным.

Второстепенные члены могут быть обязательными или не­обязательными; например: Холодный дождь восьмые сутки заливал Париж (А. Т.) — второстепенный член Париж явля­ется обязательным, без него предложение невозможно; осталь­ные необязательные (факультативные).

Различное строение предложения, его предикативной осно­вы отражено в классификациях. Главными структурными ти­пами в русском языке являются простое предложе-


ние и сложное предложение. Простое предложе­ние имеет одну предикативную основу; например: И скоро звонкий голос Оли в семействе Лариных умолк (П.) — основа голос умолк. Сложное предложение имеет две (или более) пре­дикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению простым предложениям; например: Тучи начало сносить, показалась луна (А. Т.).

400. Прочитайте. Укажите, все ли речевые отрезки обладают от­
носительной смысловой законченностью и интонационной завершен­
ностью и могут рассматриваться как предложения.

1. — Спасибо, говорю, — продолжал мужичок. — А встре­тишь Ивана Павлыча, так скажи, что, мол, Арсютка тебе поклончик прислал... — Что-о? Да ты... — Я и есть самый Арсютка... Аль не узнал, Степан Никитич? Ну, а теперь прощай... (М.-С). 2. — Что такое ужин? Проза. Вот луна, звез­ды... — Да что в них хорошего? (Остр.). 3. Хочешь, на колени встану? Я! Перед тобой! (М. Г.). 4. Когда Арсютка скрылся в лесу, Степан Никитич накинулся на кучера. — Ты... ты ведь его узнал?.. — Конечно, узнал... — Так что же ты все время молчал, негодяй... а? — У меня не две головы... Рядом сиде­ли, — ну, как пырнет ножом в бок. Ты его сам посадил, Степан Никитич, твой и ответ... — Я?! Ах, ты... Да я... я... (М.-С). 5. — Отец, не кричи! Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам... — Ну да! Вы... вы! Как же... вы образова­лись... а я дурак! А вы... — Не то, папаша! Не так... (М. Г.).

401. Проанализируйте грамматические связи слов в предложени­
ях; укажите господствующие и зависимые словоформы. Выделите
главные члены предложения.

1. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслы­ханной скоростью (Пауст.). 2. Тоски не повторялось дома (Л. Т.). 3. Школы у нас на озере не было (Пауст.). 4. Я — ни­кто3 и не хочу быть никем (С.-Ц.). 5. Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (П.). 6. Только стаи жаворонков метались от крыши к крыше в поисках пищи (Пауст.).

402. Выделите в предложениях показатели модальных значений
(формы глагольного наклонения, служебные слова, интонацию).
Определите способ выражения в предложении отрицания.


 




1. Пускай же солнца ясный лик отныне радостью блиста­ет... (П.). 2. А городничий дожидается. Пойти сказать ему, чтоб шел домой. Полно, мол, тебе по ночам-то! Иди, мол, ста­ричок убогонький2, домой! Тоже, ведь их дело! Как не пожа­леть! Обыватель теперь спит, а он его береги (Остр.). 3. Миро­вой знай сидит себе дома, а председатель то и дело трясись в бричке в управу (Ч.). 4. Пусть рушатся былые своды, пусть с гулом падают столбы: началом мира и свободы да будет страшный год борьбы! (Бр.).

403. Определите тип предложений (повествовательные, вопроси­
тельные, побудительные).

1. — Не сбились ли мы с дороги? — вздыхает инженер­
ша, дорога! Не вывороти нас. — Зачем выворачи­
вать? Какая мне надобность вас выворачивать? (Ч.). 2. Мне бы
только рублей двести или хоть даже и меньше (Г.). 3. — Ты бы
ушел, дед, — просил Ваня. — Куда мне идти-то? — кричал
дед. — Мне идти некуда (Пауст.). 4. — А вы мастер ужины за­
казывать. — Какой это ужин! Здесь клуб, тот же трактир, вот
дома — другое дело! Отчего ж себе и не позволить, коли есть
средства? (Остр.). 5. Что мне поет? Что мне звенит? Иная
жизнь? Глухая смерть? (Бл.).

404. Прочитайте вслух. Выделите эмоционально окрашенные
восклицательные предложения. Укажите дополнительные средства
выражения эмоциональной окраски (частицы, междометия).

1. А, черт возьми, славно быть генералом! (Г.). 2. Как все звонко, радостно, ароматно и красиво3 было вокруг! (Купр.). 3. Что за черт! в самом деле! Целуются! Ах, батюшки, целуют­ся! Точный жених! Ай, Антон! Ай, Антон! Ай, городничий! Бо­на, как дело-то пошло! (Г.). 4. Что теперь буде-ет, у-ух ты, мать честная! Сбесится у нас хозяин! (М. Г.).

405. Сгруппируйте предложения по цели высказывания и по на­
личию или отсутствию в них эмоциональной окраски (восклицатель­
ное/невосклицательное).

1. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? (Ш.). 2. Что же вы не плачете? Кто ж не заплачет об такой женщине? Камнем надо быть... (Остр.). 3. В самом де­ле, кто зайдет в уездный суд? (Г.). 4. — Вы что читаете? Рома-


ны? — А что же3 еще? (М. Г.). 5. Подождите! Куда вы? Вот спели бы вместе, а? (М. Г.). 6. Голубчик! Зачем делать из себя шута? Зачем унижать себя... Кому это нужно? (М. Г.).

__________________________________________________ <#>

Простое предложение

Простое предложение имеет разное строение, разный объем, различается грамматическими значениями. Среди них обязательными являются значения синтаксического наклоне­ния, времени, лица; они выражаются разными способами.

Это различие в русском языке закреплено в двух типах простого предложения — двусоставных и односоставных.

В двусостав н "ы х предложениях предикатив­ное значение выражается двумя главными членами; напри­мер: Клумбы опустели (Купр.); Петенька был неразговорчив (С.-Щ.) — здесь наклонение и время выражены с помощью глагольных форм в сказуемом, а синтаксическое лицо (тре­тье) — с помощью подлежащего. Кроме того, в двусоставных предложениях выражаются грамматические значения «де­ятель — действие», «предмет — признак» и др.

В односоставных предложениях предикатив­ное значение оформляется одним главным членом, опирается на его формальные показатели; например: В дверь торопливо постучали (А. Т.); Всюду сильно пахнет яблоками (В.); Вот место, где их дом стоял; вот ива (П.) — глагольные формы выражают наклонение, время, неопределенное лицо, безлич­ность; имя существительное в именительном падеже указыва­ет на грамматическое третье лицо, а отсутствие при нем глаго­ла является показателем настоящего времени, изъявительного наклонения.

С помощью словоизменения главных членов создаются формы простого предложения. Формы наклонения и време­ни образуют парадигму простого предложения; например: Клумбы опустели; Клумбы опустеют; Клумбы опустели бы; Пусть клумбы опустеют; Всюду сильно пахнет яблоками; Всюду сильно пахло яблоками; Всюду будет сильно пахнуть яблоками; Всюду сильно пахло бы яблоками; Пусть всюду сильно пахнет яблоками.


 




Важнейшими общими логическими значениями простого предложения являются утверждение и отрицание. В утвер­дительных предложениях выражается связь дейст­вия или признака с предметом, утверждается самостоятель­ный признак или бытие (наличие) предмета; например: Дорога вышла из леса в поля (Пауст.); Расчистило на западе (В.); В вагоне было тесно (Пауст.); Огоньки замигали. Вот и дом (Сер.).

В отрицательных предложениях отрицается связь действия или признака с предметом, наличие независи­мого признака или бытие предмета; например: Идеализм те­перь не в моде (Ч.); На деньги ума не купишь (Поел.); И все больше не сиделось мне дома (В.); Ни тени кокетства (М. Г.). Отрицание имеет специальный показатель — частицу не (ни), но может быть выражено описательно; например: Ступай, ступай нет работы! Какая зимой работа? (М. Г.); — Куда там сейчас ехать! — сказала она и вста­ла. Разве отсюда вырвешься! (Пауст.).

При наличии «двойного» отрицания выражается усилен­ное утверждение; например: Оленин не мог не любоваться ко­нем (Л. Т.).

Двусоставное предложение

Основной грамматический признак двусоставного предло­жения— это наличие двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Они связаны друг с другом по значению и по фор­ме. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое — действие или признак, которые этому предмету приписываются. Подле­жащее имеет независимую форму, а сказуемое формально под­чинено подлежащему. Каждый из главных членов имеет свои формы и значения.

Главные члены предложения

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Подлежащеев русском языке имеет предметное значение и независимую форму именительного падежа, они проявляются во всех разновидностях подлежащего.


 

1. Основная форма подлежащего — имя существительное в именительном падеже; например: Настала осеньзолотая (П.); С самой утренней зари дождьне переставал (Т.); Лю­бочка еще слишком мала (Л. Т.). Все другие формы подлежа­щего так или иначе подобны основной.

2. Местоимение в именительном падеже не называет пред­мет, а только указывает на него, т. е. эта разновидность подле­жащего имеет предметно-указательное значение. Кроме того, подлежащее содержит разрядное значение — личное, вопроси­тельное, неопределенное, отрицательное; например: Я продол­жал быть беззаботен и нетерпелив (Л. Т.); Кто при звездах и при луне так поздно едет на койе? (П.); Что-то робко треснуло в зале (В.).

3. Формы других частей речи в роли подлежащего получа­ют предметное значение: прилагательные, причастия, поряд­ковые числительные в именительном падеже обозначают пред­мет по признаку; например: Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Пауст.); Сидевшие у огня вскочили (А. Т.). Если в роли подлежащего употребляется наречие, то при нем может быть определение в форме именительного падежа, кото­рое подчеркивает предметное значение подлежащего; напри­мер: Настало и роковое «послезавтра»(М.-С).

4. Подлежащее-словосочетание, кроме основного предмет­ного значения, имеет дополнительные:

 

1) количественное значение выражается соче­танием числительного или существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже, которое на­зывает предмет — носитель признака или производитель дей­ствия (два дома, множество книг, десятки птиц ит. п.); на­пример: На столике горели двевосковые свечи(Пауст.); На полустанке жило несколько человек(Ч.); Множество кар­тин было разбросано совершенно без всякого толку (Г.);

2) выделительное значение характерно для сло­восочетаний местоимений или числительных в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из (кто из ... , что-то из ... , никто из ... , многие из ... , один из ... , третий из ... , несколько из ... ит. д.); главное слово оформляет независимость подлежащего и вносит в его значе­ние соответствующий оттенок неопределенности, количества и пр., а зависимое существительное называет выделяемый предмет — носитель признака или производитель действия;


 




например: Смертью праведной и честной пали многие изних (Тв.);

3) метафорическое значение выражает словосо­четание, в котором главное слово — имя существительное в именительном падеже — является метафорой, а зависимое в родительном падеже называет предмет — производитель действия или носитель признака (серп месяца, шапка волос ит.п.); например: В саду горит костер рябиныкрасной... (Ее);

4) значение совместности имеет словосочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с, оба они называют пред­меты, которые являются совместными производителями дей-1 ствия или носителями признака; например: Художник с Ва­сей едва добрались до дому (Пауст.); цельность подле­жащего-словосочетания подчеркивается формой множествен­ного числа в сказуемом.

Все разновидности подлежащего имеют общие черты — предметное значение и форму именительного падежа.

Совершенно иными свойствами обладает инфинитив­ное подлежащее. Оно называет не предмет, а действие^, но действие не совершающееся, а потенциальное; в сказуемом выражается характеристика этого действия; например: Ехать верхом в это время настоящее наслаждение (М.-С). Если вместо инфинитива можно употребить образованное от глагола

I

существительное, то это подлежащее имеет предметное значе­ние; ср.: Обмер оврагов оказался делом трудным (Пауст.). — Обмеривать овраги оказалось делом трудным.

Особую форму представляет составное подлежащее. Оно образуется сочетанием связки глагола в форме инфинити­ва с именными формами творительного падежа; например: Быть влюбленным славно! (М. Г.).

СКАЗУЕМОЕ

Сказуемое имеет следующие признаки:

1) называет действие или признак предмета, обозначенного подлежащим;

2) формально подчинено подлежащему (обычно согласова­но с ним);


 

3) выражает грамматические значения предложения — мо­дальность, время;

4) образует парадигму форм двусоставного предложения.

Эти признаки опираются на спрягаемые формы глаго­ла или связки или на их значимое отсутствие, т. е. нулевые формы.

Название действия, признака и грамматические значения могут быть выражены совместно, в одной словоформе, или раз­дельно, в двух частях. На этом основании в русском языке вы­деляются два типа сказуемого — простое и составное.

Простое сказуемое может быть только глаголь­ным, так как спрягаемые формы глагола имеют показатели наклонения и времени, поэтому в грамматике этот тип ска­зуемого обозначается термином простое глагольное сказуемое.

Основной формой простого сказуемого является полнознач-ный спрягаемый глагол. Он называет действие и выражает грамматические значения, образует парадигму форм предло­жения; например: Утихло все. Татьяна спит(П.).

Простое сказуемое может быть выражено спрягаемой гла­гольной формой в относительном употреблении, т. е. формой одного наклонения или времени в значении другого, которая имеет дополнительный оттенок; например: Тебе нет дела! Стало быть, я один за всех отвечай (Остр.) — форма повели­тельного наклонения в значении изъявительного с дополни­тельным оттенком долженствования (ср.: должен отвечать).

Простое глагольное сказуемое выражается также спрягае­мыми формами устойчивых сочетаний глагольного типа, обо­значающих действие; например: С Грябова поднялаона глазана Отцова и его облила презрением(Ч.).

В качестве простого глагольного сказуемого может быть употреблен инфинитив в значении изъявительного наклоне­ния; например: Так ты кусаться,окаянная? (Ч.).

Простое глагольное сказуемое может быть осложнено час­тицами или повторами, с помощью которых выражаются доба­вочные оттенки интенсивности, полноты действия, длитель­ности ит. п.; например: Все эти неизбежные сцены будущего так и металисьперед глазами Арины Петровны (С.-Щ.); Сама дрожмя дрожитстаруха (Леек.).

Составное сказуемое имеет две части — основную и вспомогательную. Основная часть обозначает действие или


 




признак, а вспомогательная выражает грамматические значе­ния времени, наклонения, а также оформляет связь с подле­жащим; в состав вспомогательной части обязательно входит спрягаемая глагольная форма; например: Голова его уже на­чала седеть(Ч.);По истечении года картина была готова

(Г.).

Основная часть составного сказуемого выражается глаго­лом в инфинитиве или формами имени. В соответствии с этим различаются составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое обозначает действие. Основная часть — это инфинитив полнозначного глагола или устойчивого глагольного сочетания; например:1 Музыканты готовились играть(А. Т.); Я могу от любви свихнуть с ума(Г.).

Вспомогательная часть, во-первых, выражает значение на­клонения и времени с помощью спрягаемых форм, во-вторых, обозначает этапы действия или отношение к нему.

Этапы действия — начало, продолжение, конец — обозна­чаются глаголами начать, продолжать, кончить и др.; их на­зывают фазисными; например: Солнце только что начи­нало подниматься(Л. Т.);Между тем небо продолжало расчищаться(Т.);Вскоре я бросил писатьстихи (Пауст.).

Отношение к действию со стороны его производителя (субъ­екта) выражается в виде различных модальных значе-н и й вспомогательной части — возможности, желательности, долженствования, привычности, склонности; например: Мы долго не моглисказать ни слова (Б.);Я не хочупечалить вас ничем (П.); Народ гуляет, а я принужденмаяться (А. Т.); В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкно­вениерассказывать Сереже сказки (Ч.); Она любилана бал­коне предупреждать зари восход (П.).

Модальные значения вспомогательной части выражаются спрягаемыми формами глаголов (мочь, хотеть, желать, ре­шиться, согласиться, привыкнуть, любить, предпочитать и т. п.), устойчивых сочетаний глагольного типа (задаться целью, иметь намерение, гореть желанием, дать согласие, иметь обыкновение и т. п.), а также сочетаниями спрягаемых форм связок с именами, причастиями и наречиями (был рад, готов, должен, склонен, вынужден; мастер, любитель.


охотник; в силах, не прочь ит. п.); например: Музыканты готовились играть(А. Т.);Офицеры изъявили согласие делатьвсе, что угодно будет любезным хозяевам (Л. Т.); Не в силах Ленский снестьудара (П.).

Составное именное сказуемое обозначает при­знак (качество, свойство, состояние и пр.). Название этого признака заключено в основной части — именной. Вспомога­тельная часть выполняет только грамматические функции. Она называется связкой.

Связка выражает грамматические значения наклонения и времени, оформляет грамматическую зависимость сказуемого от подлежащего. Эти функции связки опираются на формы спряжения: наклонения, времени, лица и числа; кроме того, в оформлении грамматической зависимости участвуют родовые окончания — в формах прошедшего времени и сослагатель­ного наклонения.

В качестве связки употребляются неполнозначные глаголы или устойчивые сочетания глагольного типа — быть, являть­ся, делаться, становиться, казаться, считаться, оказать­ся, представлять собой, иметь вид и др. Кроме того, исполь­зуется нулевая форма связки быть со значением настоящего времени, которая противопоставлена формам была, будет, бы­ла бы, будь, пусть будет.

Связочные глаголы и устойчивые сочетания не называют действия, процесса, они имеют отвлеченное значение. Это зна­чение тоже входит в грамматическое содержание вспомога­тельной части.

Связки по-разному характеризуют отношения предмета и признака. Это хорошо видно при сравнении именного сказу­емого с различными связками. Например, предложения Дни были теплые Дни стали теплыми различаются значени­ем наличия признака и приобретения признака; Дорога бы­ла хорошая Дорога оказалась хорошей значением наличия признака и обнаружения признака; Книга была интерес­ная Книга казалась интересной значением достоверного признака и мнимого признака и т. д.

Именная часть сказуемого в выражении грамматических значений не участвует, она обозначает признак — качествен­ный, количественный, а также состояние и пр. Они зависят от употребления различных именных частей речи и их форм.


 




Самыми употребительными формами именной части явля­ются:

1) краткое прилагательное: Печален будет мой рассказ (П.); Давно ль мы были неразлучны? (П.);

2) краткое страдательное причастие: Манилов былсовер­шенно растроган(Г.);

3) полное прилагательное, а также причастие, порядковое числительное, местоимение в именительном или творительном падеже: Озеро было таинственным(Пауст.); Вершины дале­кого хребта кажутся точно выкованнымииз серебра (А. Т.);Тогда вкусы ведь были иные(Бальм.);

4) прилагательное в сравнительной степени: Всё шире свет. Все ярчегорный храм (Бальм.); i

5) существительное в именительном или творительном па­деже: Дворец казался островомпечальным (П.);Отец мой был слесарь(М. Г.);

6) предложно-падежные формы существительных (чаще предложный падеж с предлогом в со значением состояния): Небо было в тучах(В.); Старый князь был в беспамятстве(Л. Т.);Низкая и узкая комната была без окон(М.-С).








Date: 2015-12-13; view: 86; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию