Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частицы





Частицами называется служебная часть речи, передающая модальные (связанные с выражением субъективного отноше­ния говорящего) оттенки лексических и синтаксических зна­чений: Только Петя получил пятерку; Разве вам не говори­ли об этом? Частицы не склоняются и не спрягаются, это не­изменяемые слова.

По значению различаются частицы:

1)указательные: вон, вот;

2) выделительно-ограничительные: хоть, только, лишь, всего лишь, единственно, исключительно и др.;

3) уточняющие: чуть, чуть не, как раз, точь-в-точь, именно, почти, ровно, прямо, точно, подлинно, в точно­сти;

4) у с и л и т е л ь н ы е: же (ср.: Как же нам поступить?); -то (ср.: Он-то знает, что говорит) уж, ведь, даже;

5) вопросительные: ли, разве, неужели;

6) восклицательные: что за, вот так, ну и и др.;

7) отрицательные: не и hw.

Частицами иногда называют и вспомогательные элементы («формообразовательные частицы»), используемые при обра­зовании составных грамматических форм (читал бы, пусть уйдет, да будет свет). Однако такие компоненты граммати-


ческих форм не являются отдельными словами, это составные части других слов. К тому же многие из таких формообразова­тельных элементов изменяются (давай/давайте споем), а час­тицы — это неизменяемые слова. Поэтому правильнее подоб­ные грамматические части слов, по своей роли в образовании грамматических форм сближающиеся со словоизменительны­ми морфемами, не относить к частицам как части речи. Не являются частицами как частью речи также:

1) возвратный постфикс -ся в глагольных формах;

2) местоименные словообразовательные аффиксы: пристав­ка кое- и постфиксы -то, -либо, -нибудь;

3) самостоятельные части речи, по употреблению сопоста­вимые с частицами: например, местоименное прилагательное самый в уточняющем значении (ср.: в самый праздниккак раз в праздник); один в выделительно-ограничительном значе­нии (ср.: Тут живут одни медведи и Тут живут только мед­веди).

382. Выпишите частицы. Выполните их полный морфологиче­ский разбор: укажите часть речи, определите разряд по значению.

1. Он знал, что само по себе образование не может сделать
человека ни хорошим, ни счастливым (Евт.). 2. Вяземская да­
же не подняла взгляда (Евт.). 3. Мать сотворила глупость, но
ведь написала правду (Ю. Тр.). 4. Не пора ли нам, ребята,
взяться за ум? (Ее). 5. Лишь один ветер гулял по пустырю...
(Пл.). 6. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок ме­
ня хотели утопить (Л.). 7. Нынче поутру только и было толков,
что о ночном нападении2 черкесов (Л.).
_________________________________________________ J^

Правописание частиц

1. Частицы бы, ли, же пишутся раздельно с другими слова­ми: я бы ответил, вам ли не знать, смог же он выполнить задание.

2. Частица -ка пишется с глаголами через дефис: посмот­ри-ка, угадай-ка.

3. Частица -таки пишется через дефис с глаголами (дока­зал-таки, настоял-таки на своем) и со словами всё, так, опять, довольно (всё-таки, опять-таки). В остальных случа-


ях эту частицу нужно писать раздельно с другими словами: Он таки виноватым и оказался.

383. Спишите, раскрывая скобки.

Пора(бы) одеваться потеплее; вам(же) предстоит сказать и заключительное слово; почитайте(кга) нам стихи; расска-жи(/са) о своих делах; если(бы) не стемнело, мы(бы) не заблу­дились; ему(ли) не гордиться успехами; всё(ж)(таки) не мог сдержать улыбку; всё(таки) работа закончена в срок; погода сейчас довольно(тпаки) устойчивая; нам(таки) и предстоит принимать решение.

Употребление частиц не и ни

Частица не употребляется:

1) при отрицании: не разобраться; не раз вспоминал о слу­чившемся;

2) в составе составного глагольного сказуемого перед вспо­могательным глаголом (мочь, смочь, сметь, посметь) и перед инфинитивом, отчего предложение получает общее утверди­тельное значение: Я не мог не оглянуться; Мы не смели не поверить ему на слово.

Частица ни употребляется:

1) для усиления уже имеющегося в предложении отрица­ния: ни на минуту не сомневаясь; ни разу не опоздал;

2) для отрицания в предложениях, главный член которых выражен формой родительного падежа существительного: Ни звука; За весь день ни минуты покоя;

3) в составе союзных слов где ни, как ни, куда ни, когда ни, сколько ни и т. п.: Когда ни приду, он занят; Сколько ни старался, не смог решить задачу (с помощью этих союзных слов к главному предложению присоединяются придаточные уступительные);

4) в составе повторяющегося союза ни... ни (его можно заменить повторяющимся союзом и или опустить без измене­ния смысла предложения): Ни весной, ни летом мне не удалось съездить в Петербург (ср.: И весной, и летом мне не удалось съездить...; Весной, летом мне не удалось съез­дить...);


5) в составе устойчивых сочетаний слов, написание кото­рых необходимо помнить: во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни кола ни двора, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни то ни сё, откуда ни возьмись.

384. Определите, какую частицу нужно употребить, не или ни.

1. В тайге н.. звука (Кор.). 2. Н.. видя несколько дней сряду
градоначальника2, граждане волновались и, н..мало н.. стес­
няясь, обвиняли помощника градоначальника и старшего
квартального в растрате казенного имущества (С.-Щ.). 3. Пя­
тый3 Ивашко стоял н.. жив н.. мертв перед раскатом, маши­
нально кланяясь на все стороны (C.-lu i I Такое разнообразие
мероприятий, конечно, н.. могло н.. воздействовать и на са­
мый уклад обывательской жизни (С.-Щ.). 5. Н.. вздох, н.. жа­
лоба, н.. слезы н.. облегчали внутренней бури, которая волно­
валась и кипела в груди его (Н.). 6. И во всю ночь безумец бед­
ный, куда стопы н.. обращал, за ним повсюду Всадник
Медный с тяжелым топотом скакал (П.). 7....Что н.. заметит,
н.. услышит об Ольге, он про то и пишет... (П.). 8. Завистники,
на что н.. взглянут, подымут вечно лай... (Кр.). 9. Всё было
просто: пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый, н..где
н.. пятнышка чернил (П.). 10. Хвалы приманчивы — как их
н.. пожелать? (Кр.).
___________________________________________________ &

Правописание не с разными частями речи

1. Не с существительными пишется:

раздельно, если есть противопоставление с союзом а: не правда, а обман; слитно:

1) если слово не употребляется без не: недоросль, неистов­ство;

2) если слово с не приобретает противоположное значение (его можно заменить синонимом без не): несчастье (беда), не­порядок (беспорядок);

3) если существительное обозначает лицо и в сочетании с не приобретает оттенок оценочного значения: неспециалист, не­профессионал.


 




Ч


2. Не с прилагательными пишется: раздельно:

1) при противопоставлении с союзом а: не тихие, а гром­кие звуки; не новое, а старое платье. Однако наличие союза но не является основанием для раздельного написания: не­громкие, но приятные звуки; неновое, но хорошее платье;

2) с относительными и притяжательными прилагательны­ми: не стальная конструкция, не мамин плащ;

3) с качественными прилагательными, когда они в сочета­нии с не обозначают недостаточное проявление признака, а не противоположный признак: не холодный, суп (~ не очень хо­лодный, нельзя заменить словом горячий), не кислый лимон (= не очень кислый), суп не горяч (отрицается то, что он горяч, но не утверждается то, что он холоден);

4) с качественными прилагательными, которые употреб­лены в простой форме сравнительной степени: проселочная до­рога не длиннее шоссейной; лист по формату не больше, чем почтовый конверт;

5) с краткими качественными прилагательными рад, дол­жен, горазд: не рад, не должен, не горазд;

6) с качественными прилагательными, у которых есть зависимые слова с приставкой ни-, или в сочетании с части­цами далеко не, отнюдь не: никому не нужные подробнос­ти, далеко не простое решение. При наличии слов вовсе не, совсем не прилагательные пишутся раздельно, если вовсе и совсем употреблены в значении, близком к значению час­тиц далеко не, отнюдь не: вовсе не правильное поведение (= далеко не правильное поведение). Если вовсе или совсем можно заменить наречием очень, прилагательное нужно писать слитно с не: вовсе неправильное поведение (= очень неправильное поведение), совсем некрепкий чай (= очень не­крепкий чай);

слитно:

1) если слово не употребляется без не: неказистый, неряш­ливый;

2) с качественными прилагательными, которые в сочета­нии с не приобретают противоположное значение; они, как правило, допускают замену синонимом без не: неверный от­вет (= ошибочный), он невысок ростом (= низок).


 

3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не подумал, не замерз, не останавливаясь, не опаздывая. Ис­ключение составляет тот случай, когда слово без не не употреб­ляется: ненавидеть, недоумевая.

4. Не с причастиями пишется раздельно только в трех слу­чаях:

 

1) если есть противопоставление с союзом а: не прокипя­ченное, а пастеризованное молоко;

2) если причастие употреблено в краткой форме: не запре­щено, не забыт;

3) если у причастия есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени: не запомнившиеся мне стихи, не написанное вчера письмо. Наречия меры и степени [абсолютно, крайне, очень, почти, вовсе (в значении 'очень'), совсем (в значении 'очень') и др.], выступая в роли зависимых слов, не влияют на написание не с причастиями: абсолютно незапомнившиеся стихи.

В остальных случаях не с причастиями пишется слитно: неочищенное яблоко, нераспустившийся бутон.

5. Не с наречиями пишется:
раздельно:

1) при наличии противопоставления с союзом а: лететь не высоко, а над самым лесом; рассказывать не последователь­но, а сбивчиво;

2) если не входит в состав частиц далеко не, отнюдь не или синонимичных им вовсе не, совсем не: здесь отнюдь не мелко, отдыхал вовсе не долго;

слитно:

1) если слово без не не употребляется: нельзя, нестерпимо;

2) с наречиями на -о, -е, если они в сочетании с не выража­ют противоположное значение (их в большинстве случаев можно заменить синонимом без не): до дома недалеко (= близ­ко), посмотрела несмело (= робко);

3) с местоименными наречиями: негде, некуда, незачем.

385. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с су­ществительными.

Вызывает (не)доумение; упрекнуть в (ке)вежестве; причина ошибки в (невнимательности; (не)удача, а упорные трениров­ки помогли выиграть матч; войска (не)приятеля; рассказывать


(не)былицы; на работу требуются как специалисты, так и (ке)специалисты.

386. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с гла­
голами и деепричастиями.

Огонь (не)погас, (ке)учитывая сложившихся обсто­ятельств, (не)надеяться на случай, (не)допонимать значение происходящего, (не)проходя мимо, (не)боялся опасности, обидчику (не)сдобровать, ни с чем (не)считаясь, (не)слушая возражений, в войну люди (не)доедали и (не)досыпали.

387. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание »" о при­
лагательными.

(Яе)настный день; (не)красивый, но понятный почерк; (не)опасное заболевание; лед далеко (не)прочен; ребенок очень (не)послушен; он (ке)молод и (ке)стар; в (не)запамятные време­на; (не)проглядная тьма; (не)жирный творог; (ке)сильный, но точный бросок; (не)прямая, а извилистая трасса; (не)сердеч-ные боли; (не)горячее, а теплое молоко; (ме)серебряное укра­шение; отнюдь (ке)простые условия; мой соперник (ке)сильнее меня; очень (не)осторожные действия; (ме)важное для дела за­мечание; абсолютно (не)реальные представления; зимой день (не)долог; (ке)рад встрече; (не)горазд на выдумки; холм (не)высок; ни с кем (ке)откровенен.

388. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с при­
частиями.

(Яе)скошенная трава, тетрадь (не)проверена, (не)занятое место, (не)затворенное окно, огород (не)вскопан, крайне (не)продуманная речь, заявление (ке)подписано, (не)полотая мной грядка, (не)распечатанный конверт, (не)годующий из-за пустяка, (ке)остывший еще чай, (не)снятый урожай огурцов, совершенно (ке)подготовленный проект.

389. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с на­
речиями.

Игра длилась (не)долго; выстрелить (ке)точно; ответить (не)медленно; мелодия (не)вольно запомнилась; (ке)куда спе­шить; ходит (не)уклюже; ласточки летают (не)высоко, а низ­ко; обсудим проблему (не)здесь и (не)сейчас; (не)давно посту­пила в институт; говорил (не)спешно, но твердо.


Междометия

Междометия — это неизменяемые слова, выражающие (но не называющие) чувства: например, о/ как выражение востор­га; ах! как выражение чувства страха. Они могут быть как первообразными (ах!, эй!), так и непервообразными (боже, до свидания).

Междометия не связаны синтаксически с другими словами в предложении, отделяются от основного состава предложения паузами, а на письме — обычно запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые... (Ее); — А!сказа­ла тетушка и посмотрела пристально на Ивана Федорови­ча... (Г.). Вступая в синтаксические связи с окружающими словами, междометия переходят в другие части речи; ср.: меж­дометие Марш! (команда для начала движения воинского под­разделения) и неспрягаемый глагол марш (Марш спать!).

Различаются 3 лексико-грамматических разряда междоме­тий:

1) междометия, выражающие чувства (эмоции): а, ах, ай, ай-яй-яй, о, ого, о-го-го, э, эге, м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др.;

2) междометия, в эмоциональной форме выражающие по­буждения к действию (императивные): айда, алло, марш, на, стоп, баста, ату, тпру, кис-кис и др.;

3) междометия, выражающие общепринятые формулы ре­чевого этикета — приветствия, благодарности и т. п.: здравст­вуй, до свидания, спасибо и др.

От междометий нужно отличать звукоподража­ния — неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, изда­ваемые живыми существами, механизмами или характерные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, дзинь! и т. п.

Звукоподражания в предложении, в отличие от междо­метий, не изолированы от других слов. Например: Вдруг слышим: у двери кто-то звяк в кольцо (Леек.) — звукопод­ражание здесь является сказуемым. При этом одно и то же звукоподражание может выполнять функции то имени, то глагола; ср. в детской речи: Мяу-мяу пришла (звукоподража­ние имеет значение 'кошка'); Наша киска мяу-мяу (здесь то же звукоподражание используется как глагол, в значении 'мяукает').


 


320


■ Современный русский язык



390. Найдите междометия и распределите их по группам в зави­
симости от разряда по значению: 1) эмоциональные; 2) императив­
ные; 3) этикетные.

1. Ах, не слушайте бедную женщину, мессир. 2. Маргарита молитвенно протянула обе руки к Воланду, но не посмела при­близиться к нему и тихо воскликнула: — Прощайте! Прощай­те! — До свидания, — сказал Воланд. 3. — Гм... — задумался артист, — ну, тогда приходите3 к нам опять. 4. —Эхх!.. — тоскливо воскликнул буфетчик, умиленно глядя на профессо­ра, забирая десятки и пятясь к двери. 4. — Ай-ай-ай! — вос­кликнул артист, — да неужели ж они думали, что это насто­ящие бумажки? 5. Алло! Считаю долгом сообщить, что ваш председатель жилтоварищества2 дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. 6. — Здравствуйте, я ваша тетя! — воскликнул Римский и до­бавил: — Еще сюрприз! 7. — Браво! — отрывисто рявкнул бас где-то в высоте. 8. Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тсс!» 9. Он то и дело прерывал Ивана восклица­ниями1: — Ну, ну! Дальше, дальше, умоляю вас. Но только, ради всего святого, не пропускайте ничего! (М. Булгаков).

391. Выпишите междометия. Выполните их полный морфологи­
ческий разбор: укажите, первообразными или непервообразными они
являются, к какому лексико-грамматическому разряду относятся.

1. Ох, милый друг! Тружусь день весь... 2. Ах, в чем я вино­ват? 3. «Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак...» 4. Бывало, за пример тебя сми­ренства кажут, а ты... ахти, какой позор! (И. Крылов).

392. Выпишите из текста служебные части речи, а также междо­
метия. Объясните, почему к этим словам нельзя поставить вопрос.

Date: 2015-12-13; view: 490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию