Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово и его значение





Слово в лексической системе языка

Слово — особенная единица языка. Невозможно предста­вить себе язык без слов.

Совокупность слов образует словарный состав язы­ка, или лексику. Лексика отражает действительность, называ­ет различные понятия — предметы, признаки, явления, про­цессы: лес, деревья, глухой, листопад, кружиться. В мире все понятия связаны друг с другом, отражая общую картину — «картину мира»: Листопад кружится между деревьями в глухом лесу (Пришв.).

Одно слово может иметь несколько значений. Оно называет ряд взаимосвязанных предметов, понятий: земля — это и 'суша', и 'поверхность', и 'почва', и 'территория', и 'го­сударство', которые находятся на планете (третьей по счету от Солнца, месту обитания людей). Значение 'планета' объединя­ет все другие значения слова земля. При этом значения одного слова оказываются связанными не только между собой, но и со значениями других слов. Планета Земля — часть Вселен­ной — вращается вокруг Солнца, как и планеты Марс, Венера и другие обитаемые и необитаемые небесные тела. Почва — часть поверхности земли, ее суши — обобщает названия различных ее видов: чернозем, глинозем, песчаник, суглинок и др. Территория как ограниченная часть земного пространст­ва связана с наименованиями район, город, область, республи­ка, федерация и др.

Слово называет разные предметы на основании их близкого или отдаленного сходства либо по причине их связей друг


 




с другом — пространственных, количественных (часть и це­лое), временных и т. д.

Значения слова связаны и с его происхождением. По-латы-ни человека называют гомо (от гумус — 'земля', 'почва', 'пло­дородный слой'). Тем самым подчеркивается то, что человек — земное существо. Гуманный, человечный ('добрый') имеют от­ношение к слову земной. Греческие слова география (земле­описание) и геология (наука о недрах земли) относятся к сло­вам научной речи, латинское слово территория — принад­лежность официально-делового языка. Выражение терра инкогнита — 'неведомая земля' — пришло как обозначение белого места на карте и глобусе и распространилось на понятие «неизвестное» (в любой области).

Одно значение-понятие может быть выражено разными словами. 'Тот, кто обучает' — учитель, наставник, препо­даватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, ре­петитор, педагог; доцент, профессор; учительница, настав­ница, бонна, гувернантка, классная дама, мадам. Среди слов-синонимов (в широком смысле) есть активные слова и пассивные (архаизмы гувернер, бонна), заимствования из греческого языка (ментор — воспитатель Телемаха, сына Одиссея из поэмы Гомера «Одиссея»; педагог: pais — 'дитя', ago — 'веду'), из латыни {репетитор — 'домашний учитель', доцент — 'обучающий', профессор — 'наставник'), из фран­цузского языка (гувернер, мадам).

Слово раскрывает все свои значения только в системе языка.

Наука о лексической системе языка называется лексиколо­гией. Лексикология изучает значение слова как самостоятель­ной единицы языка; исследует слова, объединенные в различ­ные группы (синонимические, антонимические); обращается к истокам слова, его происхождению; наблюдает за степенью употребительности слова — его «молодостью» или «старо­стью», изменением его значений; определяет области употреб­ления отдельных слов — язык науки, публицистики, деловое письмо, художественная или разговорная речь. Лексикология интересуется способностью слова выразить чувства человека и его оценки, воздействовать на окружающих.

В лексикологии создается тот лингвистический «портрет» слова, который помогает говорящему выразить мысль в слове.


Связь слова с другими словами рождает новую мысль. «Сцеп­ление» мыслей отражает «сцепление» слов: ЗемлямирВселеннаячеловек.

Я — Земля, я — косность мира. Сотворила горы, скалы, Твердь гранита и порфира, Грани милого кристалла...

Сестры, братья! славьте Землю!

Славьте косность и пределы!

Все держу я, все объемлю,

Вас родню, — и мной вы целы! (В. Брюсов).

Чем дальше от начального слова-мысли, тем ярче образ, который несет слово вообще и конкретное слово в частности. Например, Николай Гумилев создает на основе прямого значе­ния слова — «единицы языка и речи» — образ слова-заклина­ния, слова-оружия, слова-птицы, слова-жизни (Бога) и слова-смерти:

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. <...>

Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово — это Бог.

Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы, в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.

В слове говорящий не только называет мир, но и выражает свое представление о мире, свое отношение к нему. Языковая


 




среда формирует личность, которая утверждает себя через сло­во. Как словарный запас языка — свидетельство его богатства или бедности, так словарный запас личности — показатель ее культуры, воспитания, возраста, профессиональной компетен­ции. Поэтому так важна лексикология. Она определяет место слова в системе языка и помогает определить роль слова в жиз­ни человека.

Date: 2015-12-13; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию