Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы





Орфоэпией называется система норм правильного произ­ношения. Орфоэпические нормы — это исторически сложив­шиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы право­писания.

Принято различать разные орфоэпические нормы: «стар­шую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения.

Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произно­шение було[шн]ая, мяг[къй], [з'в']ерь. Младшая произно­сительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к'ий], [зв']врь.

Нормы высокого стиля произношения (ср. размерен­ную речь диктора радио или телевидения, а также артиста, читающего со сцены торжественную оду) допускают, напри­мер, произношение безударного звука [о] в заимствованных словах: п[о]эт, с[о]нет, н[о]ктюрн. В нейтральном стиле эти и подобные слова произносятся по общему прави­лу замены безударного звука [о] звуком [а]: п[&]эт, с[&]нет, н[а]ктюрн.

Система современных норм русского литературного произ­ношения и особенности произношения более 63 000 слов и их


 




грамматических форм отражены в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р. А. Аванесова (первое изда­ние вышло в 1983 г., после чего был ряд переизданий). И для школьника, и для учителя полезен также компактный «Сло­варь трудностей русского произношения» М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткиной (М., 1997), в котором представлены 15 000 наиболее употребительных русских слов, произношение кото­рых может вызывать затруднения.

Для овладения нормами правильного литературного произ­ношения важно учитывать четыре раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков; орфоэпия гласных звуков; орфоэпия отдель­ных грамматических форм; орфоэпия заимствованных слов.

Орфоэпия согласных

1. Звуки [г] и [г'] в литературном языке (в отличие от юж­ных говоров) — взрывные, а не щелевые. Лишь в нескольких словах нужно произносить заднеязычные щелевые (похожие на [х] и [х'], но только звонкие) звуки, которые принято транс­крибировать как [у] и [у']: бухгалтер [бууалт'ир], разговорные междометия ага [ауа], ого [оуо], угу [ууу], эге [эу'э]. Кроме то­го, старшей нормой допускается произношение звука [у] в сло­вах Господь [уаспбт'], Господи [уоспъд'и], в формах слова Бог: Бога [боуъ], Богу [боуу] и т. д., а также произношение мягкого звука [у'] в форме о Боге [а-боу'и]; согласно младшей норме, в этих случаях произносится по общему правилу взрывной звук [г] (или соответственно мягкий [г']).

2. Долгий мягкий звук [ж'], согласно старшей норме, произносится в словах и формах слов: брезжить [бр'эж'ит'], брызжет [брыж'ит], брюзжать [бр'уж'ат'], взгромозжу [взгръмаж'у], а также визжать, вожжи, дребезжать, дожди, дождик, дрожжи, езжу, жжет, жужжать, поезжай, позже, размозжить, сожженный. Младшая норма допускает в пере­численных словах произношение твердого долгого [ж] ([брыжът], [бр'у5кат'], [взгръмажу]) или — в словах дожди, дождик — сочетания звуков [жд'] ([дажд'й], [дожд'ик]).

3. На месте сочетания букв чн рекомендуется произносить звуки [шн] в словах: двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница (в отличие от слов вечный, отличник, прочный, точный и многих других, где произносится [чн]). В ряде случаев допустимы варианты про-


изношения — как с [шн] (старшая норма), так и с [чн] (млад­шая норма): булочная, подсвечник, сливочный, стрелочник и др. Наконец, иногда произношение [чн] или [шн] зависит от значения и сочетаемости: кашамоло[чн]ая и моло[шн]ая, но кислота — только моло[чн]ая; разг. друг серде[шн]ый, но серде[чн]о-сосудистые заболевания.

25. Как нужно произносить слово снег, если учитывать рифму?
Можно ли признать литературным такое произношение?

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились слезы собачьи Золотыми звездами в снег (С. Есенин).

26. Обратите внимание на слово, с которым рифмуется выделен­
ное прилагательное. Какая особенность старого петербургского про­
изношения сочетания чн отражена в стихотворении?

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит (А. Пушкин).

________________________________________________________ J@>

Орфоэпия гласных

1. Русское литературное произношение — «акающее»: в безударном слоге звук [о] в нейтральном стиле произноше­ния невозможен (в отличие от северных диалектов, где гово­рят: [вода], [городок]). Аканье как орфоэпическая норма про­является прежде всего в том, что после твердых согласных в соответствии с ударными [о] и [а] в первом предударном слоге произносится безударный звук [а] ([вада] вода, [сад'йт'] са­дить), а в других безударных слогах — редуцированный гласный непереднего образования [ъ]: водяной [въц'пнб)], горо­док [гърадок], садовод [съдавот], верно [в'эрнъ].

Но в некоторых словах (лошадей; жалеть, к сожалению, жакет, жасмин; двадцати, тридцати) после звуков [ш], [ж] и [ц] рекомендуется в первом предударном слоге перед мягким согласным произносить не [а], а [ы]: [лъшыд'э^], [жык'эт], [двъцыт'й].


 




2. Для безударных гласных в позиции после мягких соглас­ных характерна «икающая» норма произношения, поэтому буквы и, е, я, служащие для обозначения безударных гласных, читаются в этой позиции одинаково — как [и]; ср.: листок [л'исток], летать [л'итат'], пятёрка [п'ит'оркъ].

27. Произносите ли вы на месте выделенных гласных один и тот
же звук? Если нет, объясните различия в произношении.

Царапать, тридцати; шаман, шаги, лошадиный; жаровня, жалеть.

28. Одинаково ли вы произносите выделенные гласные? Если да,
какой орфоэпической норме соответствует ваше произношение?

Придавать — предавать; приду — пряду; петушок — пиро­
жок — пятачок. _

__________________________________________________ <#>

Орфоэпия отдельных грамматических форм

1. Согласно старшей орфоэпической норме, имена прилага­тельные на -кий, -гий, -хий и глаголы на -кивать, -гиватъ, -хивать полагалось произносить с твердыми заднеязычными согласными (это произношение еще сохранилось в речи мно­гих известных артистов и дикторов): русс[къ)], стро[гъ]], ти[хъ)]; растал[къ]вать, дотра[гъ]ваться, встря[хъ]вать. Младшая норма разрешает произношение во всех подоб­ных словах мягких заднеязычных [к'], [г'], [х']: русс[к'щ], стро[г'щ], встря[х'и]вать.

2. Если при написании показателя грамматической фор­мы (например, окончания) используется буква я, то она читается как [ъ]: Коля [кол'ъ], землям [з'эмл'ъм], играя [игра^ъ], укройся [укр6]с'ъ]. Если же окончание включает бук­вы е или и, то они читаются как [и]: к Коле [к-кол'и], земли [з'эмл'и], играет [игра^ит] (или, в быстрой речи, без [j]: [игра-ит]).

3. В возвратных, страдательных и безличных глаголах, оканчивающихся на -ся/-сь, эта часть слова произносится сле­дующим образом:

а) если перед -ся находится звук [с], то нужно произносить долгий твердый звук [с]: несся [н'осгь], трясся [тр'асъ];


б) если перед -ся — звуки [т] или [т'] (смеются, учиться),
следует произносить долгий твердый звук [ц] ([см'щуцъ],
[учйцъ]);

в) после звука [л] возможны варианты произношения -ся:
с твердым и мягким звуком [с] или [с'] ([см'и]алсъ] и
[см'щалс'ъ], [учйлсъ] и [учйлс'ъ]);

г) в остальных случаях, согласно младшей норме, требует­
ся произносить -ся/-сь с мягким согласным: мой[с'ъ], убрав-
ший[с'ъ],
учц[с'], смеяла[с'], строя[с'].

29. Какой согласный звук — твердый или мягкий — в конце ос­
новы выделенных прилагательных? Как произносится окончание
прилагательного (с учетом рифмующихся слов)? Отражаются ли осо­
бенности произношения в написании выделенных прилагательных?

1. Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?.. (М. Лермонтов).

2. Сижу и смотрю я дорогой
На серый и пасмурный день,
На озера берег отлогий,

На тихий дымок деревень (А. К. Толстой).

3. Нет, товарищ, не забудь
На войне жестокой:

У войны — короткий путь,

У любви — далекий (А. Твардовский).

4. Всё кружится, круторогий
Месяц щурится вверху.
Мы, расчислив все дороги,
Утром верим петуху (А. Блок).

30. О каком произношении выделенных глагольных форм свиде­
тельствуют рифмующиеся с ними слова? Какой орфоэпической норме
соответствует произношение выделенных слов?

1. Добрый конь мой, ободрися, Ускори ленивый бег, Там, под сенью кипариса, Ждет нас ужин и ночлег (А. К. Толстой).


 




2. Ртуть побежала по лесенке вниз,

Снежные хлопья опять понеслись... (В. Инбер).

3. Подноси, вытаскивай,

Угощенье ставь!

— До чего он ласковый,

Добродушный стал (А. Твардовский).

___________________________________________________ <#

Орфоэпия заимствованных слов

1. Нормами высокого стиля допускается произношение безударного [о] в словах типа бомонд, портмоне, сонет, ада­жио и т. п. (в обычном, нейтральном стиле и в разговорной ре­чи произношение подобных слов акающее).

2. В заимствованных словах, которые воспринимаются как книжные, допустимо произношение безударного звука [э] после твердых согласных и в начале слова: корд[э]балет, аст[э]роид, [э]кстракт, [э]мбрион. Если слово вошло в активный словар­ный запас и не воспринимается как книжное, то произносятся по общему правилу после твердых согласных звуки [ы] или [ъ] (бизнесмен [б'изнысм'эн], теннисист [тън'ис'йст]), а в начале слова — [и] (экономист [икънам'йст]).

3. Только в заимствованных словах возможно произноше­ние перед звуком [э] твердых парных согласных [т], [д], [с] и др.: о[тэ]ль, мо[дэ]ль, шос[сэ], ти[рэ]. В то же время орфо­эпическими нормами категорически запрещается произноше­ние твердых согласных в словах, которые давно освоены рус­ским языком, например бассейн, брюнет, музей, пионер, ре­дукция, рейд, рельсы, фанера, шинель.


32. Как следует произносить следующие слова и формы слов?

Агент, агентство, алфавит, апартаменты, арест, афера, ба­ловать, баржа, белесый, блага (мн. ч.), блюда (мн. ч.), бомбар­дировать, диалоговый, добыча, договор, досуг, закупорить, заржаветь, засуха, звонит, индустрия, каталог, квартал, кра­сивее, красивейший, кремовый, кухонный, маневры, марке­тинг, медикаменты, намерение, начать, начал, начала, начал­ся, нормированный, облегчить, опека, партер, позвонишь, по­нят, понята, поняты, премировать, привезенный, приговор, приобретение, приязнь, псевдоним, ракурс, соболезнование, средства (мн. ч.), статуя, сторицей (наречие), таможня, творог, унесен (кратк. причастие), усугубить, феномен, ходатайство­вать, хозяева, цыган, шлем, шофер, щавель.


31. Твердый или мягкий согласный следует произносить в заим­ствованных словах перед звуком [э], а также перед редуцированными гласными, обозначаемыми на письме буквой е? В случае затруднений обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Ателье, декада, декан, демисезонный, депо, депрессия, де­фис, интернациональный, Интернет, кафе, кофе, конкретный, крем, критерий, купе, моделировать, модерн, музей, сессия, тезисы, тембр, темп, терапевт, термин, термометр, термос, ши­нель, шоссе, штемпель, штепсель.




Т/гафика

Графика и ее средства

Графикой называется совокупность средств, используемых для письменной фиксации речи. Главными средствами рус­ской графики являются буквы, объединенные в алфавит. Буква — это письменный или печатный графический знак, служащий для передачи звуков на письме. Графика определя­ет способы обозначения звуков на письме и звуковое значение каждой буквы.

Кроме букв, используются также небуквенные графи­ческие средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые дру­гие.

Русский алфавит

Совокупность букв, расположенных в определенном по­рядке, называется алфавитом [от названий греческих букв альфа и бета (н.-гр. вита)], или азбукой [от названий ста­рославянских букв аз и буки). Русский алфавит сложился на основе старославянской азбуки (кириллицы), введенной вели­кими славянскими просветителями монахами Кириллом и Ме-фодием в IX в. н. э. В кириллице было 45 букв, многие из них (но далеко не все, например «ять» "fe, «фита» &) унаследованы русским алфавитом, как и порядок следования букв, и их зву­ковое значение. Современный русский алфавит содержит 33 буквы.


Русский алфавит (с названиями букв)

Аа — а Рр — эр

Бб — бэ Сс — эс

Вв — вэ Тт — тэ

Гг — гэ Уу — у

Дд — дэ Фф — эф

Ее — е Хх — ха

Её — ё Цц — цэ

Жж — жэ Чч — че

Зз — зэ Шш — ша

Ии — и Щщ — ща

Йй — и краткое Ъъ — твердый знак (ер)

Кк — ка Ыы — ы

Лл — эль Ьь — мягкий знак (ерь)

Мм — эм Ээ — э оборотное

Нн — эн Юю — ю

Оо — о Яя — я

\ ^ Пп — пэ ___________________________________________ У

Различаются согласные, гласные и безгласные буквы.

Согласными буквами обозначаются на письме соглас­ные звуки; например, в слове город есть согласные буквы г, р, д. Согласных букв в русском алфавите 21 (включая букву и, ко­торая обозначает сонорный согласный звук [j] «йот»).

Гласными буквами обозначаются на письме гласные звуки; например, в слове город буква о служит для обозначе­ния ударного гласного звука [о] и безударного гласного [ъ]: [горът]. Гласных букв в русском алфавите 10: а, о, у, э, и, ы, а также е, ё, ю, я.

Последние четыре из перечисленных букв называются йотированными. Они имеют двойное значение. Если йотированная гласная буква употребляется в начале слова (ель, ёлка, юла, яблоко), или после любой гласной буквы (при­ехали, моё, греют, стая), или после букв ъ и ь (съезд, подъ­ём, льют, рьяный), то она обозначает два звука — согласный звук «йот» и гласный звук: [japib,.wofjo], гре[)у]т, рь[)&\ный. Если йотированная гласная буква употреблена после соглас­ной буквы, то она обозначает только один гласный звук, а до­полнительно указывает на мягкость предшествующего со­гласного звука: лес [л'эс], мёд [м'от], бюро [б'уро], пятый [п'атьц].


 




Буквы ъ и ь, которые никаких звуков не обозначают, назы­ваются безгласными. Они используются как раздели­тельные знаки, отделяющие йотированную букву от согласно­го (ср.: сестьсъесть, лёдльёт), благодаря чему йотиро­ванная буква обозначает два звука. Кроме того, буква ь используется для обозначения мягкости предшествующего согласного (молмоль), а также в правописании для разли­чения типов склонения (мышь — 3-е склонение, ср.: шалаш — 2-е склонение) и некоторых грамматических форм (идёшь — 2-е л. ед. ч. изъявительного наклонения; ешь — повелительное наклонение).

И гласные, и согласные буквы могут иметь строчные и про­писные варианты. Строчные буквы — малого разме­ра, они составляют основную часть письменного текста. Про­писные буквы используются в начале строки, при обозначе­нии имен собственных (Павел, Москва), иногда в стилистиче­ских целях (Родина). Они по написанию часто отличаются от строчных (ср.: А и а, Б и б, Е и е и т. п.).

Кроме того, по начертанию различаются рукописные (т. е. воспроизводимые от руки) и печатные (используе­мые при типографском наборе) варианты букв.

Соотношение буквы и звука

Хотя графика изначально создавалась для закрепления ре­чи на письме, между буквами и звуками нет прямого (одно­значного) соответствия. Возможны несколько типов соотноше­ния между буквой и звуком.

1. Одна буква может обозначать только один звук. Напри­мер, буква й обозначает только звук «йот», буква у — только звук [у].

2. Одна буква может обозначать выступающие в разных по­зициях разные звуки. Например, буква о в слове городовой [гъръдаво;)] обозначает 3 разных звука — безударные гласные [ъ], [а] и ударный гласный [6]; буква б в слове рыба обозначает звонкий звук [б], а в форме Р. п. мн. ч. рыб — глухой звук [п]: [рып]. Буква е часто в печатных текстах используется не толь­ко в своем основном звуковом значении, но и заменяет букву ё, т. е. обозначает в подобном употреблении ударный звук [о] (принёс, лёд, вёл), а после гласной буквы или разделительных ъ и ь — сочетание [jo] (приём, подъём, вьётся).


 

3. Одна буква может обозначать сочетание двух звуков. На­пример, йотированные буквы, как уже говорилось выше, час­то обозначают сочетание согласного звука [j] и гласного звука: пою [najy].

4. Буква может не обозначать ни одного звука, т. е. не иметь звукового значения. Это касается не только безгласных букв ъ и ь (подъезд, тетрадь), но и, например, так называ­емых непроизносимых согласных: чувство [чуствъ], сердце [с'эрцъ], солнце [сонцъ].

5. Сочетание двух букв в слове может обозначать один звук. Например, в слове считать две первые согласные буквы обозначают один долгий мягкий согласный звук: [ш'итат']. Со­четание согласной буквы с мягким знаком обозначает один со­гласный звук: день [д'эн'], мышь [мыш].

6. Разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Так, буквы т и д могут обозначать один и тот же звук [т]: тот [тот], год [гот].

Несмотря на особенности соотношения между буквами и звуками, для повседневной практики, не требующей точной фиксации всех особенностей звукового строя нашей речи, сов­ременная русская графика удобна. Она позволяет достаточно точно представить на письме соотношение звуков русской речи и является хорошей базой для русской орфографии.

33. Транскрибируйте текст, разбив его на фонетические фразы и
речевые такты. Выделенные слова разделите на слоги, охарактери­
зуйте каждый слог. Как называются буквы в выделенных словах
(нужно дать индивидуальное название каждой буквы и указать, глас­
ная это буква, согласная или безгласная, если гласная — йотирован­
ная или нет) и каково их звуковое значение?

От кудрявых стружек тянет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья, На слова медлителен и скуп (Н. Клюев).

34. Найдите в словах все согласные буквы. Укажите их индиви­
дуальные названия. Определите звуковое значение каждой согласной
буквы.

Лай, щука, друг, поезд, шерсть, цех, мир, гриб, ёлка, чу­гун, плащ, сердце, счет; его (Р. и В. п.).


 




35. Назовите в выделенных словах все гласные буквы. Укажите,
йотированной или нейотированной является каждая гласная буква.
Определите ее звуковое значение.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно? <...>

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

Врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

Просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

(В. Маяковский).

36. Найдите в выделенных словах йотированные буквы. Устано­
вите, в каком звуковом значении употреблена каждая из таких букв.

Дядя мой, полковник Егор Ильич Ростанев, выйдя в от­
ставку, переселился в перешедшее к нему по наследству село
Степанчиково и зажил в нем... коренным, не выезжавшим из
своих владений помещиком. Есть натуры решительно всем
довольные и ко всему привыкающие... Трудно было себе пред­
ставить человека смиреннее и на все согласнее (Ф. Достоев­
ский).
__________________________________________________ &

Употребление буквы ь

1. Буква ь употребляется как разделительный знак внутри слова (не после приставки!) перед буквами е, ё, и, ю, я; семья, вьюн. В иноязычных словах разделительный ь пишется перед буквой о: бульон, павильон.

2. Для обозначения мягкости предшествующего согласного буква ь употребляется: 1) на конце слова после буквы, обозна­чающей мягкий согласный, кроме ч и щ (после них ь пишется только в существительных 3-го склонения для обозначения их грамматической формы): конь, плеть, глубь; 2) в середине слова после буквы л, обозначающей мягкий звук [л']: сельдь,


вольный; 3) между согласными, если при изменении слова первый согласный сохраняет свою мягкость: возьми (ср.: возьму — [м] стал твердым, но [з'] сохранил свою мягкость), горький; 4) после буквы, обозначающей мягкий согласный звук, который находится перед твердым согласным: тоньше, просьба.

Буква ь не пишется: 1) внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: точка, сочный, речка; 2) между двумя мягкими ко­нечными согласными: гроздь, кости, честь; 3) между двумя мягкими л: аллея, иллюстрация; 4) на конце кратких прила­гательных: (лес) дремуч, (песок) сыпуч.

3. Мягкий знак употребляется для обозначения не только мягкости, но и некоторых грамматических форм. В этом слу­чае действуют другие правила его употребления.

В именах существительных ь после шипящих пишется только на конце слов женского рода (3-го склонения) единственного числа: глушь, мелочь, рожь. Мягкий знак не пишется в словах мужского рода единственного числа, окан­чивающихся на шипящий согласный (меч, нож), в роди­тельном падеже множественного числа (много туч, пастбищ), а также на конце слов в родительном падеже множественного числа после сочетания ен: много вишен, часовен, боен. Исклю­чения: барышень, боярышень, деревень.

В глаголах ь пишется: 1) в неопределенной форме: све­титься, стричь; 2) в окончаниях 2-го лица единственного числа: учишься, занимаешься; 3) в повелительном наклоне­нии: исправьте, съешь.

В наречиях ь пишется на конце слов после шипящих согласных: наотмашь, навзничь, настежь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

На конце частиц бишь, вишь, ишь, лишь нужно писать мягкий знак.

37- Объясните, где нужно писать ъ для обозначения мягкости со­гласного. В каких словах употреблен разделительный ь?

Кисть, груз..дь, прос.ба, месть, сел..дь, гвоз..дь, кос.ба, в..юга, пис.менный, камен..щик, упасть, бур..ян, нян..ка, нян..чить, гон..щик, пил..щик, компаньон, красно-дерев..щик, половин..чатый, мостик, точеч..ный, чай го­ряч.., шампин..он, ил..люзия.


38. Спишите, вставляя, где нужно, ь. Определите, к каким час­
тям речи относятся слова с пропущенными буквами.

Много пастбищ.., красивая брош.., застроить пустош.., ты знаеш.., увлекаешься музыкой, утеш..тесь и не плач..те, уве-дом..те о приезде, много черепич..ных крыш.., не хочет..ся об­мануться, погода улучшиться, путешественники вернут..ся завтра, трудно повернут..ся, помещение должно провет­рит..ся, пробить бреш.., растворить настеж.., выйти замуж.., ароматный калач.., лиш.. тол..ко пройдет зима, отреж.. хлеба, набрать черешен.., из деревен...

39. Найдите все случаи употребления буквы ь. Установите, с ка­
кой целью эта буква употреблена в каждом случае.

Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна — Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят... (А. Фатьянов).

__________________________________________________ <#

jLj Фонетический разбор слова

Чтобы выполнить фонетический разбор слова, следует по­мнить, что разбирается именно фонетическое (а не граммати­ческое) слово.

1. Если фонетическое слово состоит из нескольких грам­
матических, необходимо отметить это. Под графической
записью фонетического слова нужно выполнить его транс­
крипцию.

Затем следует разбить затранскрибированное слово на сло­ги и приступить к фонетической (а параллельно и графиче­ской) характеристике слова.

2. В фонетическом слове указать количество слогов. Ука­
зать, на какой слог от начала слова падает ударение.

Охарактеризовать все слоги в слове: прикрытый (или не­прикрытый), открытый (или закрытый).


3. Указать в слове количество букв и звуков.

Далее нужно провести анализ от буквы к звуку (к звукам).

4. Назвать каждую букву, дать ее характеристику: глас­
ная, согласная или безгласная, если гласная — является
ли она йотированной. Далее: какой звук соответствует каж­
дой букве (назвать звук или сочетание звуков, или отметить,
что данной букве не соответствует никакого звука, или ука­
зать, что буква служит для обозначения мягкости согласно­
го, названного предшествующей буквой, или буква исполь­
зована для обозначения определенной грамматической формы
и т. п.).

Если буква обозначает какой-то звук (или сочетание двух звуков), то требуется подробно охарактеризовать этот звук (или каждый из сочетания звуков, обозначаемых данной бук­вой):

а) если обозначаемый буквой звук гласный, нужно указать,
ударный это звук или безударный, какого он ряда, какого
подъема, огубленный или неогубленный;

б) если звук согласный, указать, шумный это или сонор­
ный, глухой или звонкий (парный или непарный; если пар­
ный, то сказать, какой звук составляет ему пару по глухости/
звонкости), твердый или мягкий (парный или непарный; если
парный, указать пару), охарактеризовать звук по способу и
месту образования; если звук долгий, нужно отметить это.

Образец:

Родился я с любовию к искусству... (П.).

С любовию

[с-л'у/бо/в'и/jy]

1. Анализируемое фонетическое слово состоит из двух грамматических — предлога с и формы творительного падежа существительного любовь: любовию (поэт.; ср. нейтр. лю­бовью).

2. В фонетическом слове с любовию 4 слога, все они при­крытые и открытые; ударение падает на второй слог от начала слова.

3. В слове 8 букв, которыми обозначены 9 звуков.

4. Согласной букве с («эс») соответствует звук [с]. Это со­гласный, шумный, глухой (парный, пару ему составляет звук [з]), твердый (парный, пару ему составляет звук [с']), щелевой, переднеязычный зубной.


Согласной букве л («эль») соответствует звук [л']. Это со­гласный, сонорный, звонкий (непарный), мягкий (парный, па­ру ему составляет звук [л]), смычно-проходный боковой, пе­реднеязычный зубной.

Гласной йотированной букве ю соответствует звук [у]. Это безударный гласный звук заднего ряда, верхнего подъема, огубленный. Кроме гласного звука [у], в позиции после соглас­ной буквы йотированная буква ю указывает также на мяг­кость согласного звука [л'], обозначенного предшествующей буквой л.

Согласной букве б («бэ») соответствует звук [б]. Это соглас­ный, шумный, звонкий (парный, пару ему составляет звук [п]), твердый (парный, пару ему составляет звук [б']), смыч­ный взрывной, губно-губной.

Гласной букве о соответствует звук [о]. Это ударный глас­ный заднего ряда, среднего подъема, огубленный.

Согласной букве в («вэ») соответствует звук [в']. Это соглас­ный, шумный, звонкий (парный, пару ему составляет звук [ф']), мягкий (парный, пару ему составляет звук [в]), щелевой, губно-зубной.

Гласной букве и соответствует звук [и]. Это безударный гласный переднего ряда, верхнего подъема, неогубленный. Буква и, обозначая на письме данный звук, служит также для указания на мягкость предшествующего согласного [в'].

Гласной йотированной букве ю в позиции после гласной бук­вы соответствуют два звука: [j] и [у]. Звук [j] («йот») — это со­гласный, сонорный, звонкий (непарный), мягкий (непарный), щелевой, среднеязычный средненёбный. Звук [у] — безударный гласный заднего ряда, верхнего подъема, огубленный.


До оснований, до корней, До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. <...>

Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок (Б. Пастернак).

_______________________________________ <#


 


40. Транскрибируйте текст, разбив его на фонетические фразы и речевые такты, а все слова первой строфы — на слоги. Выполните полный фонетический разбор выделенных слов.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

До сущности протекших дней, До их причины,


\


 




OfltpOlflCHpUSl

Принципы русской орфографии

Орфография — совокупность правил написания слов. Ор­фографические правила являются общепринятыми и строго обязательными для всех пишущих по-русски. Они обеспечива­ют грамотное, т. е. соответствующее единым нормам, письмо, которое облегчает восприятие текста при чтении. Без правил правописания процесс письменного общения был бы значи­тельно затруднен.

В орфографии выделяются 4 основных раздела: 1) написа­ние значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний); 2) раздельные, слитные и полуслитные (дефис-ные) написания слов и их частей; 3) способы переноса слов; 4) употребление прописных букв.

1. Правила, устанавливающие единообразное написание значимых частей слова, основываются главным образом на морфологическом принципе русской орфографии. Он заключается в том, что значимая часть слова должна быть на­писана одинаково, единообразно, независимо от того, как она произносится в речи. Безударные гласные пишутся так, как если бы они находились под ударением, а согласные — так же, как в положении перед гласными, сонорными согласными (й, л, м, н, р) и согласной в. Примеры: 1) в корне слова вывоз вместо звука [о] слышится редуцированный [ъ], вместо [з] — [с], но этот корень во всех случаях будет писаться с буквами о и з, которые обозначают звуки [о] и [з] в сильных позици­ях, как в слове вывозим; 2) приставка от- пишется во всех словах одинаково, хотя по-разному произносится: отмельотказотбыть; 3) суффикс -лив- пишется через и (удачли-


вый, приветливый), так как под ударением в нем слышится именно этот звук: говорливый; 4) всегда одинаково пишется окончание существительных -ом: мелом; его можно проверить ударением: столом.

Непроверяемые написания называются традицион­ными: север, запад, шлагбаум. Они не противоречат морфо­логическому принципу: части слова, которые нельзя прове­рить, тоже нужно писать единообразно: север, северяне, Севе­родвинск.

В некоторых немногочисленных случаях наблюдаются отступления от морфологического принципа. Не единообраз­но пишутся, например, корни с чередующимися гласными: за­рязори, расстилатьрасстелить. Это связано с отраже­нием на письме старинных звуковых чередований.

Другой принцип русской орфографии — фонетиче­ский, согласно которому написание и произношение долж­ны совпадать. Действие этого принципа распространяется в ос­новном на правописание приставок: безвредныйбесправ­ный (на конце приставки пишется тот звук, который слышит­ся); распуститьроспуск (о только под ударением). На фонетическом принципе основано правило употребления глас­ной ы после приставки, оканчивающейся на твердый соглас­ный: обыскать, предыдущий. Фонетических написаний в рус­ской орфографии немного.

2. Правила, устанавливающие раздельные и слитные напи­сания, основываются на следующем принципе: все слова (и са­мостоятельные, и служебные) пишутся раздельно друг от дру­га, а все части слов — слитно: два дня, без письма; двухднев­ный, бесписьменный.

Полуслитные (дефисные) написания наблюдаются в основ­ном в сложных словах: юго-запад, бледно-желтый; в наречи­ях: во-первых, по-товарищески.

Нормы правописания иногда отстают от процессов, проис­ходящих в языке. Так, наречие под мышками в настоящее время осмысливается не как сочетание двух слов, а как одно слово, но пока сохраняется раздельное его написание. Поэтому при возникновении затруднений, связанных с раздельным, слитным и полуслитным написанием наречий, а также с пра­вописанием сложных слов, нужно обращаться к орфографиче­скому словарю.


 




3. Способ переноса слова зависит от деления его на слоги, а также от морфемного состава. Соответственно при переносе слов не следует разрывать слог, переносить часть, не образу­ющую слога, причем по возможности нужно учитывать строе­ние слова: от-крыть, на-пи-сать, дли-на.

4. Употребление прописных и строчных букв:

а) с прописной буквы пишется первое слово в самостоятель­
ном предложении: Пришло лето. Начались каникулы;

б) с прописной буквы пишутся все имена собственные: Евге­
ний Онегин, Петербург.
Имена, употребленные в нарицатель­
ном значении, пишутся со строчной буквы: косолапый мишка
(медведь), попробовать наполеон (торт), пройти рентген (об­
следование);

в) слова, образованные от имен собственных, пишутся по-
разному. Наречия — со строчной буквы: по-чеховски лирично,
сатира по-гоголевски.
Прилагательные, имеющие суффикс
-ск-, тоже пишутся со строчной буквы: пушкинская проза, на-
боковские пьесы.
Если эти прилагательные употребляются в
составных названиях, их нужно писать с прописной буквы:
Пушкинские чтения, Набоковская конференция. Прописная
буква пишется в прилагательных с суффиксами -ое- (-ев-) и
-ин-: Платонова философия, Далее словарь, Машин дневник;

г) в названиях высших международных организаций, выс­
ших государственных органов, должностей и званий с пропис­
ных букв пишутся все слова: Организация Объединенных На­
ций, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральный
Прокурор Российской Федерации, Герой Российской Федера­
ции;

д) в географических и астрономических названиях, в на­
званиях важнейших исторических событий с прописных букв
пишутся все слова, кроме родовых обозначений типа океан,
остров, война, созвездие
и т. п.: Северный Ледовитый океан,
альфа Большой Медведицы, Великая Отечественная война;

е) в названиях организаций и учреждений с прописной бук­
вы пишутся первое слово, имена собственные и слова Дом,
Дворец: Государственный академический Большой театр
России (Большой
и России — имена собственные), Московский
театр оперетты, Центральный Дом книги;

ж) в названиях произведений и документов с прописной
буквы пишутся первое слово и имена собственные: Ветхий за­
вет, Первый концерт Рахманинова для фортепьяно с ор-


кестром. Заглавия книг, названия газет, журналов, кино­фильмов, картин, спектаклей, названия продукции, торговых марок нужно заключать в кавычки: «Ромео и Джульетта» Шекспира, журнал «Крокодил», ирис «Золотой ключик»;

з) в названиях праздников и знаменательных дат с пропис­ной буквы пишется, как правило, только первое слово: Новый год, Восьмое марта, День строителя, но: День Победы (вто­рое слово употреблено с особым значением). Если дата в назва­нии праздника обозначена цифрой, то следующее за ней слово пишется с прописной буквы; ср.: 1 МаяПервое мая.

41. Выпишите слова, в которых есть орфограммы, основанные на
морфологическом принципе орфографии. Разберите их по составу.

Вскоре все ряды кресел были заняты блестящими дамами; мужчины стесненной2 рамою стали у подмостков, вдоль стен и за последними стульями (П.).

42. Выпишите слова, в которых есть написание, соответствующее
фонетическому принципу орфографии. Запишите их в фонетической
транскрипции.

Этот день его, как и предыдущие, прошел вяло, в какой-то безвкусной1 праздности, лишенной мечтательной надежды, которая делает праздность прелестной. Бездействие теперь его тяготило, а дела не было (В. Набоков).

43. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Назовите орфограммы, объясните их написание.

Этот художник был один из прежн..х его [Чарткова] то­варищей, который от ра(н,кн)их лет носил в себе страсть к и(с,сс)ку(с,сс)тву, с пламе(н,нн)ой душой труже(н,нн)ика погрузился в него всей душой своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где (в) виду прекрасных небес спеет величавый ра(с,сс)адник и(с,сс)-ку(е,сс)тв, — в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламе(к,н«)ое сердце художника. Там, как от­шельник, погрузился он в труд и в (не) развлекаемые н..чем занятия. Ему не было до того дела, толковали (ли) о его харак­тере, о его (не) умении общат(?)ся с людьми, о (не) соблюдении светских приличий, о унижени.., которое он прич..нял званию художника своим скудным, (не) щегольским нарядом... Всем пренебрегал он, все отдал и(с,сс)ку(с,сс)тву. (Не) утомимо


 




пос.щал га(л,лл)ереи, по целым часам застаивался перед про­изведениями великих мастеров, ловя и преследуя чудную кисть (Н. Гоголь).

44. Спишите, распределяя примеры в 4 колонки: 1) проверяемые
морфологические написания; 2) непроверяемые морфологические
(традиционные) написания; 3) написания, отступающие от морфоло­
гического принципа; 4) фонетические написания.

Селить, город, орден, салют, нарезать, салат, реять, кле­ить, перила, экипаж, винить, просмотр, масса, сменить, вок­зал, блеснуть, исполнить, осиновый, подыскать, возможный, росток, узорчатый, дерзкий, перед отъездом, белизна, пи­ровать, отпирать, гореть, пловец, шалаш, у смородинового куста.

45. Спишите, употребляя в словах прописные или строчные
буквы.

Центральный (Д,д)ош (Ж.ж)урналиста, (М,л«)инистерство (З.з)дравоохранения (Р.р)оссийской (Ф.ф)едерации, (7\т)ихий (О.о)кеан, на (Ю.ю)жном (Л,«)олюсе, Южно-(А,а)фриканская (Р.р)еспублика, в эпоху (В.в)озрождения, (Сс)озвездие (М,м)а- лой (М,ж)едведицы, Петр (В.в)еликий, Николай (В.в)торой, (Ш.ш)олоховская премия, (Ш.ш)олоховский юмор, (Б,б)унин-ские рассказы, (Г.г)омеровы поэмы, (М.лг)ишина комната, (А.а)хиллесова пята, (С.с)изифов труд, (Д.д)енъ (М,л1)еталлур-га, праздник 8 (М.ж)арта.


Лексикология

Date: 2015-12-13; view: 646; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию