Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Язык человека принято называть “второй сигнальной системой”Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира. Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том, оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания. Интересно, что все попытки научить человекообразных обезьян звуковому языку были безуспешны, так как звуковой аппарат животных не в состоянии воспроизводить разнообразные членораздельные звуки человеческой речи, однако удалось научить нескольких шимпанзе пользоваться рядом жестов языка глухонемых.
Подобные опыты лишь подтверждают тот факт, что человеческая речь в ее современном виде появилась не сразу, а прошла длинный и трудный путь становления культуры, сопровождая этот процесс, развиваясь вместе с ним. Только благодаря языку возможно само существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования.
Культура мышления – высший уровень и качество мышления человека, Определяется тем, что человек сознательно развивает свои способы мышления, которые соответствуют требованиям человеческой культуры. Культуры мышления – не врождённое качество. Она не даётся человеку в готовом виде при рождении, а лишь начинает постепенно формироваться и развиваться в результате приобретения знаний и освоения окружающей действительности. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач.
Вопрос 26. Культурология и лингвистика.
В 90-х гг.XX в. на стыке лингвистики и культурологии возникла наука – лингвокультурология, которая исследует проявления культуры народа, отразившиеся и закрепившиеся в языке. Особенно значительны в этой сфере работы В.Н.Телии, В.В.Воробьева, Н.И.Толстого, Ю.Д.Апресяна и др.
Дефиниция лингвокультурологии до сих пор остается достаточно расплывчатой вследствие неопределенности ее объекта. Так, взаимодействие языка и культуры исследует этнолингвистика, социолингвистика.
Лингвокультурология – комплексная область научного знания о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и культуры – переживает в настоящее время период расцвета. Это объясняется рядом причин: 1. Стремительная глобализация мировых проблем, необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики поведения и общения различных народов в решении самых разнообразных вопросов. 2. Тенденция развития гуманитарных наук, необходимость освоения лингвистами результатов, добытых представителями смежных отраслей знания 3. Прикладная сторона лингвистического знания: понимание языка как средства осмысления коллективного опыта, который закодирован во всем богатстве значений слов
Различия языка и культуры: 1. Язык и культура – это разные семиотические системы; 2. Хотя культура – знаковая система (подобно языку), она не обладает способностью самоорганизации; 3. В языке как феномене преобладает установка на массового адресата, в то время как в культуре ценится элитарность.
1. Культура, как и язык, – это формы сознания, отображающие мировоззрение человека; 2. Культура и язык существуют в диалоге между собой; 3. Кубъект культуры и языка – это всегда индивид или социум, личность или общество; 4. Нормативность – общая для языка и культуры черта; 5. Историзм – одно из сущностных свойств культуры и языка; 6. Языку и культуре присуща антиномия «динамика-статика
Маслова отмечается,что лингвокультурология позволяет: • Установить и объяснить, каким образом осуществляется одна из фундаментальных функций языка – быть орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры. • Цель – изучение способов, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру; помочь увидеть тот культурный фон, который стоит за единицей языка.
Вопрос 27. Языковая (культурная) идентификация личности.
Впервые термин языковой личности ввел Караулов. Структура языковой личности по Караулову включает в себя уровни: • Вербально-семантический • Когнитивный • Прагматический
Взаимодействие данных трех уровней приводит к появлению феномена мировоззрения: результат взаимодействия системы ценностей личности (когнитивный) с ее жизненными целями, поведенческими мотивами и установками (прагматический), проявляющийся, в частности, в порождаемых ею текстах (вербальный).
Языковая личность реализуется следующими маркерами: • Психоэмотивным (речевая и языковая способность как генетически заданные условия существования индивидов) • Антропологическим (язык как следствие объединения нации в группу) • Социальным (язык как следствие дифференциации нации на группы) • Возрастным (речь как отражение развития личности на определенных возрастных этапах) • Гендерным (язык как фактор, влияющий на гендерные особенности лисночти, речь как материализация гендерных особенностией) • Национальным (язык как средство национального самосознания и самопознания) • Параязыковым (отличительные групповые поведенческие «аксессуары» коммуникации как сопутствующие и дополняющие коммуникацию – форму взаимодействия личностей)
Вопрос 28. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Культурологические школы.
Цивилизация - (от лат. civilis ― гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
Культура – 1) совокупность достижений людей во всех областях жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно: в производственной, социальной и духовной. 2) Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений.
Помимо сущностной, у понятий «культура и цивилизация» есть и возрастная разница. Цивилизация начинается обычно с возникновением письменности. То есть цивилизации не более 4 тыс лет, а всё доцивилизационное – это культура. Шпенглер полагал, что на определенном этапе культура начинает вытесняться цивилизацией (признаки этого: смещение на второй и третий план литературы, искусства, науки, творчества, и выдвижение на первый план спорта, политики, коммерциализация художественных ценностей, приоритеты технократии и бюрократии). Основные положения «Заката европы» Шпенглера всё еще актуальны: разделение прежнего культурно-исторического пространства на мировой город и провинцию. Мегаполисы вроде Москвы становятся главными центрами общественной жизни, собирая максимум из культурного, что есть на периферии, но при этом адаптируют под потребительский рынок традиционные ценности. Отсюда – дешево и бульварно.
Доминирование цивилизации над культурой протекает болезненно, так как сопровождается массированной переоцнкой ценностей, сменой общественных норм. Так называемые маргиналы – это жертвы цивилизации. Бердяев: Культура родилась из культа, образовывалась вокруг храма, благородного происхождения. Все достижения культуры по природе своей символичны. Происхождение цивилизации мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура идет сверху вниз, путь аристократический. Цивилизация имеет методы и орудие, а культура имеет душу.
В современном понимании: цивилизация строится на приоритете прав, культура – обязанностей. Компоненты цивилизации – идеи, убеждения, установки, а культуры – приемы и навыки. Цивилизация делает лучше себе, а культура деляет лучше себя. Например, изобретение водопровода – цивилизация, а наличие водопровода в каждом доме – культура.
Культурологические школы: 1. Цивилизационная (общественно-историческая) Шпенглер, Тойнби, Данилевский 2. Натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц. Неофрейдизм: мердок, Фромм) 3. Социологическая (Сорокин,Веберы, парсонс, Дюркгейм, Элиот) 4. Структурно-символическая (Кассирер)
Другие культурологические концепции: 1. Экзистенционализм (Бердяев, Ясперс, Сартр, Камю, Ортега-и-Гассет) 2. Семиологическое направление (Эко) 3. Игровая концепция (Хейзинга) 4. Теория ноосферы (Вернадский, Шарден) 5. «Осевое время» (Ясперс) 6. «Благоговение перед жизнью» (Швейцер)
Вопрос 29. Идея «прогресса»: генезис и развитие.
На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания.
Само слово «прогресс» происходит, как известно, от лат. progressus, означающего «движение вперед», «успех». Соотнесем понятие прогресса с понятием развития. Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Понимая под развитием определенной системы процессы, сопряженные с возникновением в ней чего-то нового, качественно иного, ранее не бывшего, приходим к выводу, что не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное. Действительно, помимо прогресса существует регресс, и само понятие прогресса обретает смысл лишь в отношении к своему противоположному понятию регресса. То есть, наряду с прогрессом существует развитие, которое следует признать регрессивным. Возможно и развитие, которое не есть ни прогресс, ни регресс, - развитие, в отношении которого эти понятия не работают. Именно таким образом преимущественно воспринимается нами развитие в неживой природе.
Среди французских просветителей наиболее полно прогрессистскую концепцию философии истории разработал Жан Антуан Кондорсе (1743–1794). Он писал о том, что нет никаких пределов в развитии человеческих способностей и поэтому «никогда развитие не пойдет вспять», хотя на разных этапах прогресс может иметь разную скорость. Кондорсе выделил в историческом развитии человечества десять основных эпох.
Постулаты Кондорсе: Постулат 1. Развитие индивидуальных человеческих способностей «совпадает» с развитием «способностей» человеческого рода.
Вико Джамбаттиста (1668-1744) Основной труд Вико интересен для культурологов прежде всего тем, что в нем излагается принцип периодизации культурно-исторического процесса. До Вико периодизация истории выстраивалась, исходя из догматики Библии. Он считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: I. Век богов - характеризуется отсутствием государства, символическим фиксированием представлением людей о себе, своем обществе и мире в теогонических мифах, в которых доминировали религиозные структуры в управление социокультурными процессами. II. Век героев - отмечена господством аристократического государства и символизацией социокультурных представлений в формах героического эпоса. III. Век людей - демократическая республика или монархия и историческая форма осмысления социокультурных процессов.
Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев ― нравы гневливые и щепетильные; Век людей ― услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев ― на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума.
Вопрос 30. Культура Древнего Востока.
История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.
|