Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык человека принято называть “второй сигнальной системой”





Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира. Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том, оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.

Интересно, что все попытки научить человекообразных обезьян звуковому языку были безуспешны, так как звуковой аппарат животных не в состоянии воспроизводить разнообразные членораздельные звуки человеческой речи, однако удалось научить нескольких шимпанзе пользоваться рядом жестов языка глухонемых.

 

Подобные опыты лишь подтверждают тот факт, что человеческая речь в ее современном виде появилась не сразу, а прошла длинный и трудный путь становления культуры, сопровождая этот процесс, развиваясь вместе с ним.

Только благодаря языку возможно само существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования.

 

Культура мышления – высший уровень и качество мышления человека, Определяется тем, что человек сознательно развивает свои способы мышления, которые соответствуют требованиям человеческой культуры.

Культуры мышления – не врождённое качество. Она не даётся человеку в готовом виде при рождении, а лишь начинает постепенно формироваться и развиваться в результате приобретения знаний и освоения окружающей действительности.

Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач.

 

 

Вопрос 26. Культурология и лингвистика.

 

В 90-х гг.XX в. на стыке лингвистики и культурологии возникла наука – лингвокультурология, которая исследует проявления культуры народа, отразившиеся и закрепившиеся в языке.

Особенно значительны в этой сфере работы В.Н.Телии, В.В.Воробьева, Н.И.Толстого, Ю.Д.Апресяна и др.

 

Дефиниция лингвокультурологии до сих пор остается достаточно расплывчатой вследствие неопределенности ее объекта. Так, взаимодействие языка и культуры исследует этнолингвистика, социолингвистика.

 

Лингвокультурология – комплексная область научного знания о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и культуры – переживает в настоящее время период расцвета. Это объясняется рядом причин:

1. Стремительная глобализация мировых проблем, необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики поведения и общения различных народов в решении самых разнообразных вопросов.

2. Тенденция развития гуманитарных наук, необходимость освоения лингвистами результатов, добытых представителями смежных отраслей знания

3. Прикладная сторона лингвистического знания: понимание языка как средства осмысления коллективного опыта, который закодирован во всем богатстве значений слов

 

Различия языка и культуры:

1. Язык и культура – это разные семиотические системы;

2. Хотя культура – знаковая система (подобно языку), она не обладает способностью самоорганизации;

3. В языке как феномене преобладает установка на массового адресата, в то время как в культуре ценится элитарность.


Схожие черты языка и культуры:

1. Культура, как и язык, – это формы сознания, отображающие мировоззрение человека;

2. Культура и язык существуют в диалоге между собой;

3. Кубъект культуры и языка – это всегда индивид или социум, личность или общество;

4. Нормативность – общая для языка и культуры черта;

5. Историзм – одно из сущностных свойств культуры и языка;

6. Языку и культуре присуща антиномия «динамика-статика

 

 

Маслова отмечается,что лингвокультурология позволяет:

• Установить и объяснить, каким образом осуществляется одна из фундаментальных функций языка – быть орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры.

• Цель – изучение способов, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру; помочь увидеть тот культурный фон, который стоит за единицей языка.

 

Вопрос 27. Языковая (культурная) идентификация личности.

 

Впервые термин языковой личности ввел Караулов. Структура языковой личности по Караулову включает в себя уровни:

• Вербально-семантический

• Когнитивный

• Прагматический

 

Взаимодействие данных трех уровней приводит к появлению феномена мировоззрения: результат взаимодействия системы ценностей личности (когнитивный) с ее жизненными целями, поведенческими мотивами и установками (прагматический), проявляющийся, в частности, в порождаемых ею текстах (вербальный).

 

Языковая личность реализуется следующими маркерами:

Психоэмотивным (речевая и языковая способность как генетически заданные условия существования индивидов)

Антропологическим (язык как следствие объединения нации в группу)

Социальным (язык как следствие дифференциации нации на группы)

Возрастным (речь как отражение развития личности на определенных возрастных этапах)

Гендерным (язык как фактор, влияющий на гендерные особенности лисночти, речь как материализация гендерных особенностией)

Национальным (язык как средство национального самосознания и самопознания)

Параязыковым (отличительные групповые поведенческие «аксессуары» коммуникации как сопутствующие и дополняющие коммуникацию – форму взаимодействия личностей)

 

Вопрос 28. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Культурологические школы.

 

Цивилизация - (от лат. civilis ― гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень обществ. развития, материальной и духовной культуры (антич. Ц.). 3) Ступень обществ. развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

 

Культура – 1) совокупность достижений людей во всех областях жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно: в производственной, социальной и духовной. 2) Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений.

 

Помимо сущностной, у понятий «культура и цивилизация» есть и возрастная разница. Цивилизация начинается обычно с возникновением письменности. То есть цивилизации не более 4 тыс лет, а всё доцивилизационное – это культура.

Шпенглер полагал, что на определенном этапе культура начинает вытесняться цивилизацией (признаки этого: смещение на второй и третий план литературы, искусства, науки, творчества, и выдвижение на первый план спорта, политики, коммерциализация художественных ценностей, приоритеты технократии и бюрократии). Основные положения «Заката европы» Шпенглера всё еще актуальны: разделение прежнего культурно-исторического пространства на мировой город и провинцию. Мегаполисы вроде Москвы становятся главными центрами общественной жизни, собирая максимум из культурного, что есть на периферии, но при этом адаптируют под потребительский рынок традиционные ценности. Отсюда – дешево и бульварно.

 

Доминирование цивилизации над культурой протекает болезненно, так как сопровождается массированной переоцнкой ценностей, сменой общественных норм. Так называемые маргиналы – это жертвы цивилизации.

Бердяев: Культура родилась из культа, образовывалась вокруг храма, благородного происхождения. Все достижения культуры по природе своей символичны. Происхождение цивилизации мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура идет сверху вниз, путь аристократический. Цивилизация имеет методы и орудие, а культура имеет душу.

 

В современном понимании: цивилизация строится на приоритете прав, культура – обязанностей. Компоненты цивилизации – идеи, убеждения, установки, а культуры – приемы и навыки. Цивилизация делает лучше себе, а культура деляет лучше себя. Например, изобретение водопровода – цивилизация, а наличие водопровода в каждом доме – культура.

 

Культурологические школы:

1. Цивилизационная (общественно-историческая) Шпенглер, Тойнби, Данилевский

2. Натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц. Неофрейдизм: мердок, Фромм)

3. Социологическая (Сорокин,Веберы, парсонс, Дюркгейм, Элиот)

4. Структурно-символическая (Кассирер)

 

Другие культурологические концепции:

1. Экзистенционализм (Бердяев, Ясперс, Сартр, Камю, Ортега-и-Гассет)

2. Семиологическое направление (Эко)

3. Игровая концепция (Хейзинга)

4. Теория ноосферы (Вернадский, Шарден)

5. «Осевое время» (Ясперс)

6. «Благоговение перед жизнью» (Швейцер)

 

Вопрос 29. Идея «прогресса»: генезис и развитие.

 

На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволюцию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания.

 

Само слово «прогресс» происходит, как известно, от лат. progressus, означающего «движение вперед», «успех». Соотнесем понятие прогресса с понятием развития. Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Понимая под развитием определенной системы процессы, сопряженные с возникновением в ней чего-то нового, качественно иного, ранее не бывшего, приходим к выводу, что не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное. Действительно, помимо прогресса существует регресс, и само понятие прогресса обретает смысл лишь в отношении к своему противоположному понятию регресса. То есть, наряду с прогрессом существует развитие, которое следует признать регрессивным. Возможно и развитие, которое не есть ни прогресс, ни регресс, - развитие, в отношении которого эти понятия не работают. Именно таким образом преимущественно воспринимается нами развитие в неживой природе.

 

Среди французских просветителей наиболее полно прогрессистскую концепцию философии истории разработал Жан Антуан Кондорсе (1743–1794). Он писал о том, что нет никаких пределов в развитии человеческих способностей и поэтому «никогда развитие не пойдет вспять», хотя на разных этапах прогресс может иметь разную скорость. Кондорсе выделил в историческом развитии человечества десять основных эпох.

 

Постулаты Кондорсе:

Постулат 1. Развитие индивидуальных человеческих способностей «совпадает» с развитием «способностей» человеческого рода.
Постулат 2. Поступательное развитие тех или иных групп людей, оказавшихся в привилегированном положении, рано или поздно воплотится в прогрессе людской «массы», большинства человечества.
Постулат 3 заключается в сознательном или бессознательном отождествлении его приверженцами того или иного, отдельного аспекта социокультурного развития, будь то разум, наука или производительные силы, с прогрессом вообще.
Постулат 4 апеллирует к «светлому Будущему», в котором должны исполняться как раз те самые теории прогресса, которые удостоверят, наконец, его всеобщий характер.

 

Вико Джамбаттиста (1668-1744)

Основной труд Вико интересен для культурологов прежде всего тем, что в нем излагается принцип периодизации культурно-исторического процесса. До Вико периодизация истории выстраивалась, исходя из догматики Библии.

Он считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох:

I. Век богов - характеризуется отсутствием государства, символическим фиксированием представлением людей о себе, своем обществе и мире в теогонических мифах, в которых доминировали религиозные структуры в управление социокультурными процессами.

II. Век героев - отмечена господством аристократического государства и символизацией социокультурных представлений в формах героического эпоса.

III. Век людей - демократическая республика или монархия и историческая форма осмысления социокультурных процессов.

 

Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев ― нравы гневливые и щепетильные; Век людей ― услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев ― на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума.

 

Вопрос 30. Культура Древнего Востока.

 

История Древнего Востока берет свое начало от возникновения самых древних цивилизаций у Месопотамии и Египте (IV - III тыс. до н э). Она вызывает особый интерес благодаря возникновению своеобразных и знаменитых памяток культуры, которые накопило человечество от неолита к бронзовому и железному веку.

 

Date: 2015-12-13; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию