Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная ситуация развития современного школьника (ребенка, подростка, юноши)
В традициях советской психологии это возраст учеников 5-8-х классов, переходный от детства к взрослости. Американская психология выделяет более продолжительный период - возраст тинейджеров, то есть подростками считаются в 13-19 лет. Его же называют пубертатным возрастом, то есть возрастом полового созревания. Впервые этот возраст описал С. Холл, подчеркнув противоречивость поведения подростка, неожиданные переходы от веселости к унынию, от самоуверенности к сомнениям, от неумеренной общительности к замкнутости. Холл объяснял эти кризисные явления физиологическими причинами. И действительно, физиологи находят в организме подростков «гормональные бури», «эндокринный шторм», не скупясь на сгущение красок.
По данным Д. Б. Эльконина, для современного общества характерно затянутое взросление. В связи со сложностью индустриального производства, электрификацией и механизацией всех видов труда жизнь подростка организована как учебная деятельность, и в его представлении это - детская жизнь, в то время как он стремится к взрослости. Растущее чувство взрослости вызвано не только биологическим развитием; физические возможности, мышечная сила позволяют подростку выполнять достаточно важные поручения в домашнем хозяйстве, и он, естественно, ждет, что взрослые попросят об этом и поблагодарят. Детские понукания и назойливые поучения раздражают и вызывают протест, негативизм. Более уместны в таких ситуациях просьбы типа «только ты сумеешь», «я на тебя надеюсь» и т. д. Чувство взрослости поддерживается и учебой. Подростки изучают такой материал, который взрослыми изрядно забыт, и это порождает сознание своего превосходства. Чувство взрослости, осознание себя взрослым -главное новообразование подросткового возраста, а непризнание подростков взрослыми - главная причина их конфликтов с окружающими. Конфликтность усиливается физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в коре головного мозга делает намерения подростков решительными, порой необдуманными, увлечения - яркими и неотложными, суждения - категорическими, хотя и недостаточно обоснованными. Им хочется сделать задуманное «здесь и теперь», но если отсрочить исполнение, вся затея может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать авторитет и легко его утратить. Они замечают недостатки взрослых и склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-белых тонах. Чувство взрослости подталкивает подростков к самостоятельным суждениям, оценкам и решениям. Но самостоятельный выбор требует устоявшихся взглядов и ценностных ориентаций, и подросток тянется к товарищам, ищет в них поддержку своих решений. Общение с друзьями помогает выработать собственную систему оценок, хотя зачастую она по существу повторяет мнение друзей. Не в меньшей степени подросток дорожит признанием со стороны взрослых, особенно - посторонних взрослых, поскольку мнение близких стало привычным. Ведущей деятельностью и ведущим фактором развития становится общение с товарищами в социально значимой деятельности, одобряемой взрослыми. Чаще это что-нибудь за пределами школьных уроков: учеба воспринимается как занятие для детей. Но если школа организует совместное с учениками планирование мероприятий: проведение утренников и встреч, развивающие игры, художественную самодеятельность, отчеты кружков и так далее, и если подросток находится в гуще этих событий, - учеба воспринимается как нечто важное. Однако чаще всего отношение к школе у подростков скептическое. В целом развитие взрослости подростков может принять неожиданное направление и самые разнообразные варианты. У них обостренный интерес к новым впечатлениям, а новым может быть и школьный театр с успехом у публики, и набеги на чужие сады, и спортивные победы, и алкоголь, и секс. Особенности протекания этого периода определяются конкретными обстоятельствами жизни, формами сотрудничества в школе и дома, положением подростков в мире взрослых. Чем более значим и признан их вклад в социально значимое дело, тем мягче, незаметнее проявления кризиса.
Date: 2015-12-13; view: 1015; Нарушение авторских прав |