Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение как деятельность
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1) учитель; 2) учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д. За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработкой бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах. Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием, ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.
21. Учебная деятельность: общая характеристика, специфика, структура. Учебная деятельность (Д.Б.Эльконин) – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как её субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщённых способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. Структура учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов): 1) учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета; 2) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия; 3) учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца; 4) действия контроля (самоконтроля), которое состоит в сопоставле-нии воспроизведенного действия с образцом через его образ; 5) действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.
22. Мотивация учения: характеристика, содержание, виды. Мотивационная сфера личности- совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или к другому виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то здесь можно говорить о различных видах познавательных мотивов. Познавательные мотивы: 1) широкие познавательные мотивы состоят в ориентации школьников на овладение новыми знаниями; 2) учебно-познавательные мотивы состоят в ориентации учеников на усвоение способов добывания знаний; 3) мотивы самообразования - это направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Если активность ученика в ходе учения направлена на отношение с другими людьми, то здесь речь идет о социальных мотивах. Cоциальные мотивы: 1) широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным, в понимании необходимости учения, и в чувстве ответственности; 2) узкие социальные мотивы или позиционные мотивы состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение и заслужить у них авторитет; 3) мотивы социального сотрудничества - стремление осознавать, анализировать пособы, формы своего сотрудничества и взаимоотношения с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Мотивация учения определяется следующими моментами (по А.К. Марковой): 1) характером самой учебной деятельности школьников: насколько хорошо сформированы компоненты учебной деятельности; 2) смыслом учения для каждого школьника; 3) характером мотивов учения; 4) зрелостью целей; 5) особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения. Мотивация учения имеет два ряда характеристик: содержательные и динамические. Содержательная характеристика: - наличие личностного смысла учения для ученика; - наличие действенного мотива; - место мотива в общей структуре мотивации; - самостоятельность возникновения и проявления мотива; - уровень осознания мотива; - степень распространения мотива на разные типы деятельности (зависит от развития интереса) Динамическая характеристика: - устойчивость мотивов выражается в частоте актуализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них; степень удовлетворенности; - эмоциональная окраска (модальность) может быт отрицательная (я должен что-либо делать, иначе...) или положительная; быстрота возникновения, сила, интенсивность выраженность и т.д. Виды мотивации учебной деятельности (Я.Л. Коломенский) 1) личностная мотивация - мотивационные образования, которые были сформированы на предыдущих этапах развития человека и в данный момент являются достоянием личности: - прямая личностная мотивация (потребность приобретения новых сведений и знаний) - косвенная личностная мотивация (использование непознавательных потребностей для мотивации учения - потребность в общении, в социальном престиже и др.) - личностная мотивация, исходящая из системы ценностей и идеалов (интересы, цели, волевые усилия по достижению цели) 2) ситуативная мотивация создается в процессе самой учебной деятельности, формируется внутри конкретной педагогической ситуации и строится на внешних моментах ситуации: - ситуация успеха в учении - подкрепление похвалой; - планомерное использование внеучебных мотиваций в учебном процессе - опора на профессиональную подготовку в старших классах; - связь содержания обучения с увлечениями школьников - практическая значимость. Date: 2015-12-13; view: 1143; Нарушение авторских прав |