Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение как деятельность





Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

В учебной деятельности участвуют непременно два лица: 1) учитель; 2) учащийся.

Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д.

За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработкой бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах.

Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием, ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.

 

21. Учебная деятельность: общая характеристика, специфика, структура.

Учебная деятельность (Д.Б.Эльконин) – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как её субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщённых способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Структура учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов):

1) учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета;

2) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

3) учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

4) действия контроля (самоконтроля), которое состоит в сопоставле-нии воспроизведенного действия с образцом через его образ;

5) действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

 

22. Мотивация учения: характеристика, содержание, виды.

Мотивационная сфера личности- совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или к другому виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.

Если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то здесь можно говорить о различных видах познавательных мотивов.

Познавательные мотивы:

1) широкие познавательные мотивы состоят в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;

2) учебно-познавательные мотивы состоят в ориентации учеников на усвоение способов добывания знаний;

3) мотивы самообразования - это направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Если активность ученика в ходе учения направлена на отношение с другими людьми, то здесь речь идет о социальных мотивах.

Cоциальные мотивы:

1) широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным, в понимании необходимости учения, и в чувстве ответственности;


2) узкие социальные мотивы или позиционные мотивы состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение и заслужить у них авторитет;

3) мотивы социального сотрудничества - стремление осознавать, анализировать пособы, формы своего сотрудничества и взаимоотношения с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы.

Мотивация учения определяется следующими моментами (по А.К. Марковой):

1) характером самой учебной деятельности школьников: насколько хорошо сформированы компоненты учебной деятельности;

2) смыслом учения для каждого школьника;

3) характером мотивов учения;

4) зрелостью целей;

5) особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.

Мотивация учения имеет два ряда характеристик: содержательные и динамические.

Содержательная характеристика:

- наличие личностного смысла учения для ученика;

- наличие действенного мотива;

- место мотива в общей структуре мотивации;

- самостоятельность возникновения и проявления мотива;

- уровень осознания мотива;

- степень распространения мотива на разные типы деятельности (зависит от развития интереса)

Динамическая характеристика:

- устойчивость мотивов выражается в частоте актуализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них; степень удовлетворенности;

- эмоциональная окраска (модальность) может быт отрицательная (я должен что-либо делать, иначе...) или положительная; быстрота возникновения, сила, интенсивность выраженность и т.д.

Виды мотивации учебной деятельности (Я.Л. Коломенский)

1) личностная мотивация - мотивационные образования, которые были сформированы на предыдущих этапах развития человека и в данный момент являются достоянием личности:

- прямая личностная мотивация (потребность приобретения новых сведений и знаний)

- косвенная личностная мотивация (использование непознавательных потребностей для мотивации учения - потребность в общении, в социальном престиже и др.)

- личностная мотивация, исходящая из системы ценностей и идеалов (интересы, цели, волевые усилия по достижению цели)

2) ситуативная мотивация создается в процессе самой учебной деятельности, формируется внутри конкретной педагогической ситуации и строится на внешних моментах ситуации:

- ситуация успеха в учении - подкрепление похвалой;

- планомерное использование внеучебных мотиваций в учебном процессе - опора на профессиональную подготовку в старших классах;

- связь содержания обучения с увлечениями школьников - практическая значимость.







Date: 2015-12-13; view: 1143; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию