Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советское общество в 1985-1991 гг





Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

< ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};
Основное содержание по темам 5 класс Виды деятельности
Что изучает история Раскрыватьзначение терминов история, век, исторический источник. Участвоватьв обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историюОбъяснятькак ведется счет лет до н.э. и н.э. используя линию времени. Называтьи кратко характеризоватьисточники, рассказывающие о древней истории
Всеобщая история. История Древнего мира (не менее 45 ч)  
Первобытное общество Показыватьна карте места расселения древнейших людей Рассказыватьоб условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснятьзначение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества
Древний Восток Показыватьна карте местоположение древнейших государств Месопотамии Рассказыватьоб условиях жизнии занятиях населения,крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснятькак отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризоватьисточники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).Показыватьна карте территорию и центрыдревнеегипетского государства. Раскрыватьзначение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснятьв чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Описыватьпредметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Показыватьна карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснятьпредпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме) Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративный материал) Показыватьна карте территорию Персидской державы, объяснять,как она управляласьПоказыватьна карте территорию Древней Индии. Характеризоватьусловия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять,какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Рассказыватьо культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру. Объяснятьзначение понятий империя, конфуцианство. Характеризоватьзанятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять,какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называтьизобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую
Древняя Греция и эллинистический мир Показыватьна карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказыватьоб условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризоватьверования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризоватьполитический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта) Объяснятьзначение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказыватьо том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Даватьсравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать,каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснятьпричины и итоги воин, которые вели древнегреческие государства. Характеризоватьафинскую демократию при Перикле. Объяснять,что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Рассказыватьо развитии наук, образовании в Древней Греции. Представлятьописание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять,в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показыватьна карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлятьисторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Объяснятьпричины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Рассказыватьзначение понятия эллинизм. Называтьи описывать памятники культуры периода эллинизма.
Древний Рим Показыватьна карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказыватьоб условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрыватьзначение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять,кому принадлежит власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризоватьверования жителей Древней Италии. Раскрыватьзначение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использоватькарту при характеристике военных походов Рима. Характеризоватьпричины и итоги войн Рима. Рассказыватьо хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. Показыватьна карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризоватьполитическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Рассказывать,как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять,в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показыватьна карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Рассказыватьо культурной жизни в Древнем Риме. Составлятьописание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказыватьсуждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлятьпримеры влияний античного искусства в современной архитектуре и др
История средних веков (не менее 30 ч) 6 класс  
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Определятьместо Средневековья на ленте времени. Характеризоватьисточники, рассказывающие о средневековой эпохе
Средневековое европейское общество Показыватьна карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показыватьна карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказыватьоб общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом свидетельствуют) Раскрыватьзначение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах. Составлятьхарактеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Разъяснятьпричины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Представлятьописание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них. Показыватьна карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Раскрыватьзначение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Объяснять,кто и как управлял Византийской империей. Характеризоватьвнешнюю политику Византии, её отношение с соседями. Составитьисторический портрет (характеристику) императора Юстиниана. Рассказыватьо культуре Византии, представлять описание её выдающихся памятников.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Показыватьна карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Рассказыватьо занятиях и образе жизни арабских племен. Характеризоватьположение и особенности жизни различных народов, входивших в арабский халифат. Раскрыватьзначение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Объяснятьпричины и следствия арабских завоеваний.Характеризоватьдостижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Показыватьна карте древние государства Америки. Рассказыватьо культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки. Показыватьна карте направления завоевания монголов, турок и территории созданных ими государств. Объяснятьзначение понятий хан, орда, сёгун, самурай каста. Характеризоватьобщественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систем управления. Рассказыватьо положении различных групп населения стран Востока (используя свидетельства источников) Представлятьописание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал
Государства Европы в XIV-XV вв.  
Культурное наследие Средневековья Систематизироватьзнания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира
История нового времени (не менее 48 ч)7 класс  
Великие географические открытия и их последствия Объяснятьзначение понятия Новое время. Характеризоватьисточники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире. Показыватьна карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии и Африке. Раскрыватьэкономические и социальные последствия великих географических открытий для Европы и стран Нового Света. Раскрыватьзначение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм. Объяснятьпредпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Характеризоватьважнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.
Эпоха Возрождения Называтьважнейшие научные открытия и технические изобретения ХVI-ХVIII вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Даватьхарактеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения. Характеризоватьхудожественные стили европейского искусства ХVII-ХVIII вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. Представлятьописание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях
Реформация. Утверждение абсолютизма Рассказывать,используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе. Объяснять,что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время. Раскрыватьзначение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация. Рассказыватьо крупнейших деятелях европейской Реформации. Характеризоватьосновные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Излагатьосновные события и итоги религиозных войн ХVI- ХVII вв. Даватьоценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним. .
Первые буржуазные революции Характеризоватьзначение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения Систематизироватьматериал по истории Английской революции ХVII в. (в форме периодизации, таблиц и др.) Характеризоватьпозиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы. Составлятьхарактеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки. Высказыватьсуждение о значении Английской революции ХVII в. Для британской и европейской истории. Раскрыватьзначение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие. Абсолютизм. Меркантилизм, протекционизм. Характеризоватьположение различных социальных групп в европейском обществе ХVII-ХVIII вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода. Объяснять,как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных. Характеризоватьпредпосылки Просвещения в европейских странах. Раскрыватьзначение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм. Объяснять,в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников). Составлятьхарактеристики деятелей Просвещения.. Характеризоватьпричины и предпосылки Французской революции.Систематизироватьматериал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц и т.д.) Раскрыватьзначение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент. Жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина. Характеризоватьосновные течения в лагере революции, политические позиции их участников. Излагатьосновные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории. Составлятьхарактеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции.Показыватьна карте территории крупнейших государств Азии ХVI-ХVIII вв. Раскрыватьосновные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Объяснять,как складывались отношения европейских государств и стран Востока в ХVI-ХVIII вв Систематизироватьфакты, относящиеся к международным отношениям ХVII-ХVIII вв. (в форме таблиц, тезисов) Объяснять,какие интересы лежали в основе конфликтов и войн ХVII-ХVIII вв. Высказыватьоценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников Систематизироватьфакты, относящиеся к международным отношениям ХVII-ХVIII вв. (в форме таблиц, тезисов) Объяснять,какие интересы лежали в основе конфликтов и войн ХVII-ХVIII вв. Высказыватьоценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников. Рассказыватьо ключевых событиях войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту). Раскрыватьзначение понятий и терминов «бостонское чаепитие», «Декларация независимости», конституция. Составлятьхарактеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов основателей» США. Объяснять,в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв. 8 класс  
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв. Раскрыватьзначение понятий и терминов: кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный союз. Характеризоватьвнутреннюю политику императора Наполеона I, давать оценку проведенным им преобразований. Представлятьобзорную характеристику военных кампаний наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армии в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории). Составлятьисторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы). Объяснятьзначение понятий фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы. Раскрыватьсущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота. Объяснятьпричины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Раскрыватьзначение понятий и терминов чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос. Характеризоватьидейные позиции консервативного, либерального, социалистического течений в Европе первой половины ХIХ в. Сопоставлятьопыт политического развития отдельных стран Европы в первой половине ХIХ в., выявлять общие черты и особенности. Высказыватьоценочные суждения об итогах европейских революций первой половине ХIХ в.Раскрыватьзначение понятий и терминов тред-юнионы, рабочее законодательство, юнкерство, автономия, национализм. Систематизироватьинформацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине ХIХ в., выявляя общие тенденции. Высказыватьсуждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах западной Европы во второй половине ХIХ в. Сравниватьпути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности каждой из стран. Составлятьхарактеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материалы научно-популярных и справочных изданий). Раскрыватьзначение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция. Объяснять,какие противоречия привели к Гражданской войне (861-1865) в США. Систематизироватьматериал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезисов и др.) Объяснять,почему победу в войне одержали северные штаты. Раскрыватьзначение понятий и терминов монополия, индустриальное общество, империализм, миграция, всеобщее избирательное право, феминизм. Характеризоватьпричины и последствия создания монополий. Объяснять,какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения.
Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв. Раскрыватьзначение понятий и терминов Танзимат, «открытие» Китая и Японии, реформы Мэйдзи, Индийский национальный конгресс. Характеризоватьвнутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии. Проводитьсопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии. Раскрыватьзначение понятий и терминов хунта, герилья, федерация. Характеризоватьколониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями. Называтькрупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость. Объяснять,благодаря чему произошло освобождение народов Латинской Америки от колониальной зависимости. Показыватьна карте колониальные владения европейских государств в Африке. Характеризоватьцели колониальной политики европейцев и средства, использовавшиеся для достижения этих целей. Высказыватьсуждения о последствиях колонизации для африканских обществ
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны Раскрыватьзначение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира. Объяснить,в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в Х1Х в. Раскрывать,что изменилось в международных отношениях в Х1Х в. по сравнению с предшествующим столетием.Раскрыватьзначение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия. Объяснятьпричины усиления монополий в начале ХХ в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах. Характеризоватьсодержание и значение социальных реформ начала ХХ в. На примерах отдельных стран. Раскрывать,в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале ХХ в. Даватьсравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, латинской Америки в первые десятилетия ХХ в. Характеризоватьзадачи и итоги революций в Турции, Ираке, Китае, Мексике. Раскрыватьзначение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система. Характеризоватьпричины, участников, основные этапы Первой мировой войны. Рассказыватьо крупнейших операциях и сражениях первой мировой войны (используя историческую карту) Сопоставлятьсобытия на Западном и Восточном фронтах войны, раскрывая их взаимообусловленность. Рассказыватьо положении людей не фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников) Характеризоватьитоги и социальные последствия Первой мировой войны
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. Понимать в чём проявлялась демократизация культуры. Рассказыватьо:Создан народной школе, открытие новых университетов, женском образовании, Литерат и периодической печати, библиотечное деле,. Музеях, научных открытиях российс ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловье\ Понимать, что такое: «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литератур Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.  
Новейшая и современная история (не менее 24 ч.) 9 класс Объяснятьзначение понятия новейшая история. Излагатьоснования периодизации новейшей истории
Мир в 1920-1930-е гг. Раскрыватьзначение понятий и терминов Версальская система, Лига Наций, репарации Показыватьна карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания первой мировой войны. Объяснятьпредпосылки образования значительной группы новых государств в Европе. Раскрыватьзначение понятий и терминов стабилизация, фашизм. Высказыватьсуждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. в европейских странах. Объяснятьпричины возникновения и распространения фашистского движения в Италии. Раскрыватьзначение понятий и терминов мировой кризис, «новый курс», нацизм, тоталитаризм, авторитаризм, Народный фронт Систематизироватьматериал о политических режимах, существовавших в Европе в 1918-1939 гг. (демократические, тоталитарные, авторитарные). Объяснять,как происходил выбор между демократией и авторитаризмом в отдельных европейских странах (например, почему фашисты пришли к власти в Италии, нацисты – в Германии и т.д.) Рассказывать,используя карту, о ключевых событиях Гражданской войны в Испании. О силах, противостоявших друг другу в этой войне. Представлятьхарактеристики политических лидеров 1920-1930-х гг., высказывать суждения об их роли в истории своих стран, Европы, мира. Систематизироватьисторический материал, сравнивать задачи и пути модернизации в отдельных странах, ход революционной и освободительной борьбы (в Китае и Индии). Составлятьхарактеристики политических лидеров стран Азии. Раскрыватьзначение понятий и терминов модернизм, конструктивизм (функционализм), авангардизм, абстракционизм, сюрреализм. Характеризоватьосновные течения в литературе, живописи, архитектуре и др., творчество крупнейших представителей художественной культуры (в форме сообщений, презентаций и др.) Высказыватьсуждения о месте произведений искусства 1920-1930-х гг. в культурной панораме новейшей эпохи. Раскрыватьзначение понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Характеризоватьосновные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920-1930-е гг. Проводитьсопоставительный анализ документов, относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории). Высказыватьсуждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира.
Вторая мировая война Раскрыватьзначение понятий и терминов «странная война», «битва за Британию», план Барбаросса, план «Ост», «новый порядок», геноцид, Холокост, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, второй фронт, Нюрнбергский процесс. Характеризоватьпричины, участников, основные этапы Второй мировой войны (с привлечением материала из курса отечественной истории). Рассказыватьо крупнейших военных операциях (используя историческую карту). Сопоставлятьданные о масштабах военных операций на советско-германском и других фронтах войны, высказывать суждение о роли отдельных фронтов в общем ходе войны. Рассказыватьо положении людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников). Характеризовать итоги и уроки войны
Мировое развитие во второй половине ХХ в. Объяснять,какие изменения произошли в Европе и мире после Второй мировой войны (с использованием исторической карты). Раскрыватьзначение понятий и терминов Организация Объединенных Наций, биполярный мир, «холодная война», научно-техническая революция, постиндустриальное общество, информационная революция. Высказыватьсуждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире. Характеризоватьполитическую систему США. Составлятьхарактеристики президентов США, их внутренней и внешней политики (с использованием информации учебников, биографических и справочных изданий). Высказыватьсуждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире. Раскрыватьтенденции экономического развития стран западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. (государственное регулировании экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов). Характеризоватьполитические системы стран Западной Европы, ведущие партии и их общественные позиции. Составлятьхарактеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы. Раскрыватьпредпосылки, достижения и проблемы в европейской интеграции. Проводитьпоиск информации для сообщений о послевоенной истории и современном развитии отдельных стран (в форме путешествия в страну, репортажа и др.). Раскрыватьзначение понятий и терминов мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация. Характеризоватьосновные этапы в истории восточноевропейских стран 1945 – начала ХХ1 в.. объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран. Раскрыватьзначение понятий и терминов крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, «новые индустриальные страны», фундаментализм. Характеризоватьэтапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости (предполагается использование исторической карты, составлении хронологической таблицы) Составлятьобзор развития отдельных стран во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. (Япония, Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.), используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, Интернет-ресурсы. Раскрыватьзначение понятий и терминов латифундия, импортозамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта. США. Составлятьхарактеристики президентов США, их внутренней и внешней политики (с использованием информации учебников, биографических и справочных изданий). Высказыватьсуждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире. Раскрыватьтенденции экономического развития стран западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. (государственное регулировании экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов). Характеризоватьполитические системы стран Западной Европы, ведущие партии и их общественные позиции. Составлятьхарактеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы. Раскрыватьпредпосылки, достижения и проблемы в европейской интеграции. Проводитьпоиск информации для сообщений о послевоенной истории и современном развитии отдельных стран (в форме путешествия в страну, репортажа и др.). Раскрыватьзначение понятий и терминов мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация. Характеризоватьосновные этапы в истории восточноевропейских странт1945 – начала ХХ1 в.. объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран. Раскрыватьзначение понятий и терминов крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, «новые индустриальные страны», фундаментализм. Характеризоватьэтапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости (предполагается использование исторической карты, составлении хронологической таблицы) Составлятьобзор развития отдельных стран во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. (Япония, Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.), используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, Интернет-ресурсы. Раскрыватьзначение понятий и терминов латифундия, импортозамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта.  
Мир на рубеже ХХ-XXI вв. Объяснять причины завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Сстановления современного международного порядка. Понимать важностважность борьбы с международным терроризмом Разъяснять понятие понятие глобализаци ее противоречия.
Культурное наследие ХХ в Показыватьразвитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнш Объяснять формирование современной научной картины мира. Религия ицерковь в современном обществе. Иоанн Павел II Разбиратьс я в основных течениях в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Понимать значение термина массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
История Россия История России с древности до XV в. (не менее 30 ч)6 класс  
Народы и государства на территории нашей страны в древности Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.Показыватьна карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Характеризоватьна основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье
Древнерусское государство (IX – начало XII в.) . Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце 10-первой трети 12 вв. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) Объяснятьсмысл понятия политическая раздробленность c опорой на знания из курса истории Средних веков. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры. Объяснятьсмысл понятия политическая раздробленность c опорой на знания из курса истории Средних веков. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры
Культура Руси в домонгольское время Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их значение, оценивать их достоинства
Борьба с внешней агрессией в XIII в. Показать роль Александра Невского в борьбе с иноземным нашествием. Рассказать о нашествии монголо - татар и его последствиях для русских княжеств.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Показывать на исторической карте рост территории Руси Московской Руси. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны. Объяснять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана 3. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение понятий ересь, «Москва – третий Рим». Обобщать и систематизироватьисторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси 15-16 вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Характеризоватьсоциально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале 16 в. Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана 4 Грозного. Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана 4 Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Объяснять, какие цели преследовал Иван 4 Грозный, организуя походы и военные действия н южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана 4 Грозного. Объяснять значение учреждения патриаршества. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в 16 в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.)
Русская культура второй половины XIII-XV вв. . Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси 16 в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры 16 в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества 16 в., используя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.)Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в 14-15 вв. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала) Участвовать в оформлении альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода
История России в XVI – начале ХХ вв. (не менее 72 ч)  
Российское государство в XVI в. Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце 16 века. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала 16 в. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей в разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений.
Русская культура XVI в  
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Объяснятьсмысл понятия Новое время с привлечением знаний из курса всеобщей истории. Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17 в.
Россия в первой половине XVII в. Дать характеристику периода Смуты и борьбы с иностранной интервенций. Рассказать о воцарении новой династии.Характеризовать личность и деятельность царя Михаила.
Россия во второй половине XVII в Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории). Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительств и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Составлять таблицу «Основные сословия в России в 17 в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве 17 в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в 17 в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе и по истории края). Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. военных походов. Объяснять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в 17 в. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России 17 в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17 в.» Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в 17 в., ход войн и направления
Русская культура XVII в. Составлять описание памятников культуры 17 в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризоватьих назначение, художественные достоинства и др.Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17 в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17 в., а также для участия в ролевых играх («Путешествие по русскому городу 17 в.»
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) Характеризоватьгеографическое и экономическое положение России на рубеже 17-18 вв., используя историческую карту. Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Объяснять причины Северной войны.Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1 и систематизировать материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»). Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне. Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти. Давать оценку итогов социальной политики Петра 1. Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра 1. Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.) Участвовать в подготовке и проведении игры-путешествия «Петровский Петербург» Составлять характеристику Павла I Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) Называтьсобытия, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизироватьматериал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснятьпричины и последствия дворцовых переворотов. Характеризоватьвнутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I. Составлятьисторический портрет Анны Иоановны, Елизаветы Петровны. Рассказыватьоб участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны
Россия во второй половине XVIII в. Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм (с привлечением знаний из всеобщей истории). Рассказыватьоб основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России. Представлятьхарактеристику (исторический портрет) Екатерины II и ее деятельности. Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации. Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлятьэкономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику личности Е. Пугачева, привлекая, наряду с материалами учебника, дополнительные источники информации. Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края). Характеризоватьвнутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания. Рассказывать об общественной мысли в России во второй половине XVIII в.Характеризовать деятельность Н. И. Новикова и А.И. Радищева. Раскрывать цель, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова и оценивать их деятельность. Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников.
Русская культура второй половины XVIII в. Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения. Проводитьпоиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры XVIII в. Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.» Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблиц и т. п). Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории XVIII в. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России и других стран мира в XVIII в.
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIXв. (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра в начале XIX в. Объяснять значение понятий. Не гласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в. . Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения его внутриполитического курса. Даватьхарактеристику личности и деятельности Александра I. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору),привлекая научно-популярную литературу. Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать своё отношение к ним и оценку их деятельности. Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществлённых во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику (составлять исторический портрет) Николая I. Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.(в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о наличии промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М.Сперанского, П. Д. Киселёва, Е. Ф. Канкрина. Объяснять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризоватьосновные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти (с использованием материалов истории края). Характеризоватьдостижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в.(в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве(по выбору). Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т. д.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812г. Подготовитьсообщение об одном из участников Отечественной войны 1812г.(по выбору). Объяснять в чём заключались последствия Отечественной войны 1812г. для российского общества. Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX вХарактеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях - войнах с Персией и Турцией, Кавказской войне, Крымской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи в первой половине XIX в.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870 х. гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоёвнаселения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.) Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880-е гг. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литературе, Высказывать и аргументировать свою оценку. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую картину, о наиболее значительных военных компаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Показыватьна карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии) Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX Давать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в. Рассказыватьоб условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей.Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.
Русская культура первой половины XIX в. Охарактеризовать достижения культура России во второй половине ХIХ в. Показать достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Рассказатьо развитии образования, расширение издательского дела, демократизация культуры. Составлять таблицу по литературе и искусству: классицизм и реализм. Подчеркнутьрасцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Разъяснить новые явления в живопись: академизм, реализм, передвижники. Составлять описание памятников архитектура. Объяснять особенностиразвития и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Показать место российской культуры в мировой культуре Х1Х в. изменения в условиях жизни населения городов, развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизньдеревни.
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870 х. гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать в чём заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоёв населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.) Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Объяснять в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880-е гг. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Излагать оценки деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литературе, Высказывать и аргументировать свою оценку. Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую картину, о наиболее значительных военных компаниях. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Показыватьна карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.
Россия конце XIX в. Рассказыватьоб условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей.Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX Характеризовать достижения культуры России второй половины XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (для памятников, находящихся в крае, городе, может быть составлен сценарий экскурсии) Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. (по выбору). Проводить поиск информации для сообщения о культуре края во второй половине XIX в
Россия в начале ХХ в. Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XX в., раскрывать критерии (основания периодизацииДавать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и в других странах. Объяснять в чем заключались особенности модернизации в России начала XX в. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в.Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края) Объяснять в чем заключалась необходимость политических реформ в России начала XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ в России начала XX в. Характеризовать причины войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значения на основе анализа информации учебника и исторических документов. Раскрывать воздействия войны на общественную жизнь России. Объяснятьпричины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России начала XX в., характеризовать их определяющие черты. Раскрывать причины и характер российской революции 1905-1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905-1907 гг. и их участниках. Объяснять значение понятий Государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку. Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика. Излагать основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина, давать оценку ее итогов и значения. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию. крае и т.д.), давать оценку их художественных достоинств и т.д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использование справочных и изобразительных материалов) Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале XX в., представлять ее в устном сообщении (эссе, презентации с использованием изобразительных материалов Раскрыватьпричины и характер Первой мировой войны.) Рассказыватьо ходе военных действий на Восточном и Западном фронтах, используя историческую карту. Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников. Раскрыватьэкономические и социальные последствия войны для российского общества
Российская культура на рубеже XIX-XX вв. .Высказыватьоценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в.Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижений. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе  
Новейшая и современная история истории России (не менее 36 ч.)  
Россия в годы революции и гражданской войны Объяснять причины и сущность событий Февраля и Октября 1917 г. Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 г. Давать характеристику позиций политических партий и лидеров в 1917 г., привлекая документы, дополнительную литературу. Раскрывать причины прихода большевиков к власти.Анализировать различные версии и оценки событий Февраля и Октября 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку
СССР в 1920-е гг. Раскрывать характер и назначение первых преобразований большевиков, используя тексты декретов и других документов советской власти Объяснять значение понятий национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание, военный коммунизм. Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания. Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира. Раскрывать причины гражданской войны и интервенции. Даватьхарактеристику белого и красного движений (цели, участники, методы борьбы) Рассказывать, используя карту о наиболее значительных военных событиях. Проводить поиск информации о событиях 1918-1921 гг. в крае, городе, представлять её в устном сообщении (очерки, презентации). Сравнивать задачи и мероприятия политики военного коммунизма и НЭПа.
СССР в 1930-е гг. Характеризовать сущность и значение НЭПа борьбы) Сравнивать задачи и мероприятия политики военного коммунизма и НЭПа. Характеризовать сущность и значение НЭПа. Высказывать суждение о причинах свёртывания НЭПа. Объяснять, в чём состояли причины, характер и итоги индустриализации и коллективизации в СССР. Рассказывать о ходе индустриализации и коллективизации в своём городе, районе, привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т.д. Раскрыватьсущность и последствия политических процессов 1930-х гг. Характеризовать основные направления и итоги культурной революции (в т.ч. на материале истории края, города. Представлятьописание известных произведений советской литературы, искусства, рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности. Подготовить обзор «Советское кино 1930-х гг. жанры и герои». Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930 гг. в Конституции 1936 г. и как они оцениваются в современном учебнике. Характеризовать внутреннее развитие советской страны в конце 1930-х начале1940-х гг. Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики советского государства в 1920-1930 г. Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиции СССР и других государств. Приводить и сравнивать излагаемые в учебниках и общественной литературе оценки советско-германских договоров 1939 г, высказывать и аргументировать свою точку
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Date: 2015-12-13; view: 1737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию