Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конспект лекции. В данной теме особое внимание уделяется понятию «мотивационная установка»
В данной теме особое внимание уделяется понятию «мотивационная установка». Необходимость этого понятия обусловлена тем, что часто цель не достигается, и потребность остается не удовлетворенной. Причинами этого могут быть блокирование путей достижения цели (запреты), отсутствие предмета удовлетворения потребности, откладывание по каким-то причинам достижения цели (например, потому что в данный момент человеку некогда или складывается неподходящая ситуация), насильственное прерывание деятельности, ведущей к ее достижению (реализации намеченного). Все это может приводить к трем вариантам. При первом варианте мотив «затухает» естественным путем, при втором — появляется более сильная потребность, которая подавляет по механизму доминанты прежнюю. При третьем варианте потребность остается и требует своего удовлетворения. Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности, достижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование — мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем все более снижается острота переживания потребности, а следовательно, снижается побудительное напряжение (правда, это не относится к витальным потребностям — в пище, воде, воздухе, на удовлетворение которых тем больше направлены мысли человека, чем дольше они не удовлетворяются). Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, к реализации намерения. Мотивационная установка может возникать и без неудачных попыток достичь цели, как долговременное намерение (замысел). При этом мотивационная установка-намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты. Таким образом, мотивационная установка является тем психологическим образованием, которое рядом авторов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев) относится к потенциальным мотивам, уже сформировавшимся, но не проявившимся в данный момент. В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею, в частности — при возникновении пристрастия к чему-нибудь (курению, спиртному, наркотикам). Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою страсть (повод — это обстоятельство, способное быть основанием совершения поступка, действия; его следует отличать от предлога, т. е. от внешнего обстоятельства, которое человек использует для своего оправдания при нарушении им нравственных и общественных норм поведения, внешних запретов и т. п.). Важным свойством мотивационной установки является то, что, оставаясь в долговременной памяти, она может использоваться человеком многократно и без предшествующего формирования ее структуры. В связи с этим становится понятно, почему студент изо дня в день ходит на занятия, а спортсмен — на тренировки и т. п. В проблеме соотношения мотивации и эффективности деятельности главными являются два вопроса: как увеличить силу мотива и всегда ли это приводит к повышению эффективности деятельности. Подробно рассматривается мотивационный потенциал различных видов стимуляции: поощрения или наказания, материального поощрения, влияния успеха или неудачи, прогноза доступности намечаемой цели, организации соревнования, присутствия других людей, социально-психологического климата, общественного внимания, привлекательности содержания деятельности, наличия перспективы, близости и дальности цели, наличия своей и навязанной цели и пр. Подчеркивается индивидуальная реакция людей на эти воздействия, зависящая от имеющихся у человека силы или слабости нервной системы, уровня тревожности и других индивидных и личностных особенностей. Отмечается значение учета закона оптимума — пессимума при стимулировании человека и повышении эффективности его деятельности. Этот закон гласит, что наибольший эффект достигается при стимулировании средней (оптимальной) силы, а не максимальной. Приводятся конкретные исследования, в которых видно проявление этого закона. Показывается роль адаптации (привыкания) человека к стимулам одного и того же содержания и интенсивности для снижения силы мотива.
Список литературы Date: 2015-12-12; view: 443; Нарушение авторских прав |