Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чистый лист
Способ показать ребенку дорогу в удивительный мир имеется – надо просто дать ему все необходимое для творчества и предоставить полную свободу действий. Он готов с радостью пуститься в это увлекательное путешествие. У моих друзей Синди и Джефа четверо сыновей. И дети, и родители в этой семье очень энергичные, и в доме у них всегда весело. Меня поражает, насколько все четверо детей, с такими разными характерами, похожи друг на друга по ощущению свободы. «Детям хочется, чтобы люди, которых они любят, гордились ими, – говорит Джеф. – Пока они маленькие, они боятся выйти за контур, раскрашивая книгу‑раскраску, потом, если окружающие недовольны их выбором, боятся нарушать правила. Безусловно, есть смысл соблюдать правила безопасности и нужно уважать других людей. Но правила, которые нацелены на то, чтобы сделать удобнее жизнь взрослых, создают искусственные границы и не дают развиваться творческим способностям детей». Чистый холст, который мои друзья дают своим детям – в прямом или переносном смысле, – оставляет достаточно свободы, чтобы каждый из них развивал свой уникальный талант. «И поскольку творчество – это немного бунт, акт неповиновения, – говорит Синди, – мне нравится поощрять их внутреннего бунтаря». Взрослые в этой семье очень вдумчиво взаимодействуют с детьми, при этом, безусловно, очень их любят, и у детей здесь имеется свободное пространство, где они могут прокладывать собственный путь, полностью самовыражаясь и проявляя свои самобытные черты. У меня есть подруга, дизайнер одежды. Она работает в прекрасной студии, над созданием которой трудилась долгие годы. Здесь всегда светло и солнечно, кругом яркие ткани, множество разнообразных пуговиц и кружев. Помещение похоже на мастерскую волшебника, и порою кажется, что вот‑вот здесь произойдет чудо. Подруга регулярно приглашает к себе племянников и разрешает им брать все, что им захочется. «Это же ткань, – говорит она мне. – Ее надо потрогать. Почувствовать на ощупь. Я говорю племянникам, что они могут брать все, что им приглянулось, но обращаться нужно бережно, а после того, как они сшили что‑то или создали поделку, нужно прибраться. Как‑нибудь я разрешу им привести сюда друзей, помогу им учиться шить». И дети на пороге ее студии испытывают священный трепет. Недавно я наблюдала, как она водит их по мастерской и показывает свои сокровища. «Вот это японский шелк, – объяснила она, когда маленькая блондинка потянулась пухлой ручкой к огромному рулону ткани, отливающей темно‑фиолетовым и зеленым. – Тебе нравится?» Девочка, глаза которой были круглыми от восторга, молча кивнула. Моя подруга подвела ребенка к большому глобусу в углу комнаты и объяснила, где живут шелкопряды, показала Японию, где ткань была сделана. Затем отрезала небольшой кусочек материи, посадила девочку за стол, и они начали обсуждать, что можно сшить из такой ткани. «Мне совсем не трудно дать им что‑то из своих запасов, – говорит подруга. – Они могут пользоваться всем, чем захотят. Почему бы не показать им все лучшее, что у меня есть, и не дать им попробовать поделать то, что делаю я? Я могу им продемонстрировать свое отношение к вещам, учу бережно относиться к тому, с чего начинала, так я буду уверена, что они пойдут дальше, поймут, что настоящее мастерство у них впереди. Я верю, что когда‑нибудь это даст свои плоды». Подруга рассказывает детям, что она понимает и ценит творческий процесс, и на собственном примере показывает им, чем живет художник. Дети наблюдают, как много она работает. Они проводят время в мастерской, где ее творения проходят путь от эскиза до манекена, а потом любуются тем, что она создает, видят, что эти вещи носят актеры на сцене и на экране и модели, и понимают, что одних только творческих порывов и вдохновения недостаточно, что мастерство требует усилий и дисциплины. Когда дети знакомятся с каждым шагом работы дизайнера, знают, сколько времени она проводит в мастерской, им уже не надо объяснять, что профессия художника – это тоже работа, такая же, как все остальные. Дети знают о ней не понаслышке, они сами видят весь процесс: неудачные эскизы выбрасывают, швы перешивают, а манжеты перекраивают. Моя подруга становится для своих племянников живым примером того, как задумки превращаются в произведения искусства, она делится с ними всеми тайнами своего царства, и они учатся у нее упорно работать и страстно любить свое дело. Когда мы даем ребенку чистый холст, то больше всего нам нравится смотреть за тем, что же получается. Мы предоставляем детям все, что им нужно для творчества, а затем наблюдаем, как они со всем этим поступят. И дети всегда нас удивляют. Софи решила отдать старые детские игрушки своему трехлетнему внуку. Она разделила их по отдельным коробкам: ковбои, монстры, замки и динозавры. Внук немедленно все перемешал, ковбоев сложил к замкам, а монстров сунул в сумку Софи. «Про своих внуков я точно знаю только одно: я совершенно не понимаю, о чем они думают, – смеется Софи. – Все, что я могу для них сделать, – это открыть двери и дать им понять, что я рада, когда они ко мне приходят. Если они хотят играть с той или иной игрушкой или перемешать все так, что мне в жизни не разобрать, я все равно разрешу им это сделать. И мне нравится смотреть на них со стороны». Когда мы сознательно «делаем шаг назад и смотрим на детей со стороны», мы открываем для себя магию творчества – любуемся тем, что они создают сейчас, и думаем, какие интересы и увлечения останутся с ними потом. «Все пути в конечном счете куда‑нибудь приведут их, – говорит Софи и подмигивает мне. – Давайте посмотрим, что из этого получится».
Date: 2015-12-13; view: 307; Нарушение авторских прав |